Сидим как-то с друзьями, болтаем о том о сем, а один из нас нет-нет, да и прикладывает руку к щеке. Чего, спрашиваем, зуб? А бедолага только головой качает. Может, к доктору? «Пока не припрет – ни за что не пойду!» – мычит в ответ. Да вроде бы уже того, приперло, пойдешь? Машет на нас руками и уходит. И что толку говорить ему, что все могло сложиться не так плохо...
«Мы взялись проанализировать, кто больше всего боится зубного кабинета, – говорит директор стоматологической клиники «Эталон» Олег Нестерко. – Выяснилось, что в основном это люди старше 27 лет. Не удивительно, поскольку их отношения со стоматологами отягощены воспоминаниями о советских сеансах «пыток», вытеснить которые из сознания – довольно непростая задача». По степени подверженности страху люди делятся на две группы: у одних при мысли о бормашине лишь слегка потеют ладони, другие готовы бегать от врача до последнего издыхания, мол, «я не трус, но я боюсь». Докопаться до самых глубоких корней страха, а потом обезболить его и удалить – задача очень простая. По большому счету, причин – всего три. Значит и вариантов решений – тоже три, и всего один шаг навстречу к здоровым зубам! Попробуем разобраться.
Первая причина – опыт прошлого
Звук работающей дрели, доносившийся из зубного кабинета, и вибрация, от которой дребезжали окна, уже давно стали притчей во языцех и поводом для шуток. Так гудели советские бормашины – громоздкие приспособления с многозвенной ременной передачей. Они работали с низкой скоростью вращения и действительно причиняли боль пациенту. Но главное то, что в те годы в большом дефиците были анестетики. Ставили их в лучшем случае при удалении зуба, да и то по большому блату, а у рядового советского человека сформировалась вполне объяснимая генетическая боязнь зубного кабинета. Как призывала известная песенка, «не делайте мне больно, господа», и ведь этот крик души был услышан!
Решение: «Начнем с того, что сегодня в распоряжении стоматологов такое количество анестетиков, что подбирать их можно в буквальном смысле на вкус и цвет, – улыбается Олег Александрович. – Суть у них едина: они напрочь блокируют возможность передачи болевого ощущения нервам. Да, для этого ставится всем знакомый укольчик». И это еще не все! Врачи «Эталона» используют специальный анестезирующий гель, который наносится на десну и не дает никаких шансов почувствовать даже этот укол. «А посмотрите на современные стоматологические установки, – добавляет руководитель, – скорость их вращения до 300 тыс. оборотов/мин. Они позволяют минимизировать неприятные ощущения и в разы сократить время процедуры».
Причина вторая – нарушение личного пространства
Психологи отмечают, существует понятие личного пространства, такая «зона комфорта», где каждый человек чувствует себя в безопасности. В среднем она укладывается в радиус около одного метра. Однако на любом приеме, будь то у терапевта или кардиолога, врач проникает куда дальше в это пространство пациента, чем кому-то из них бы хотелось! А если представить, что в зубном кабинете требуется занять определенную позу в горизонтальном положении в специальном кресле, которое явно не располагает к светской беседе, то станет понятно, что так заставляет нервничать даже смельчаков.
Решение: «Выбрать врача, который вам даже внешне симпатичен! – уверен директор клиники «Эталон». – Гораздо легче впустить в свое интимное пространство человека, чей вид вызывает у вас положительные эмоции. В нашей клинике работают не только грамотные, но и очень даже симпатичные доктора. Все они – еще и хорошие психологи и доброжелательные люди. Кроме того, обратите внимание: грамотный стоматолог всегда занимает максимально комфортное для пациента положение «на 9 часов», то есть сбоку, или «на 12», то есть за головой. Так он может легко делать свою работу, не причиняя пациенту неудобства».
Причина третья – больничная атмосфера
Белый кафель, серый пол, холодный мерцающий свет «дневного» освещения в длинном коридоре, стойкий запах лекарств и еще какой-то обеззараживающей химии – даже здорового человека берет оторопь от этих расхожих атрибутов больничных стен. А уж особо впечатлительную натуру и белый халат, и синие кресла, и брякающие лотки с инструментом и вовсе ввергнут в депрессию.
Решение: «Мы решительно отказались от «казенных» цветов в оформлении клиники, – отмечает Олег Нестерко. – Солнечные стены, дизайнерское оформление, оранжевые бахилы, улыбчивые администраторы и доктора – все помогает расслабиться и взрослым, и детям. Мы выбрали для работы не только современные и удобные, но и яркие, позитивные стоматологические кресла. Одно даже – желто-зелено-оранжевого цвета – мы поставили в детском кабинете и назвали «Попугай». Согласитесь, оно больше напоминает шезлонг в тропическом отеле, а не медицинское оборудование». Есть у этих кресел одна «отвлекающая опция комфорта» – монитор, на котором во время лечения можно смотреть мультики или фильмы.
Вместо послесловия
Человеку, который патологически боится зубного кабинета, бесполезно рассказывать о возможностях современной стоматологии, ее инновациях и почти космическом оборудовании. Страх накрывает сознание и блокирует все каналы восприятия. И всякие технологии, какими бы малоинвазивными или щадящими они бы ни были, оборону не прорвут. Да и не надо! «Мы создали такую атмосферу в своей клинике «Эталон», чтобы помочь человеку сделать этот самый первый шаг к врачу – преодолеть свой страх или какое-то недоверие, опасения и просто прийти, – горячо убежден Олег Нестерко. – А дальше – уже наша работа. Полная анестезия, веселые цвета, любимое кино – и даже самый первый прием оставит приятное впечатление! Один из пациентов как-то признался, что визит в «Эталон» – прекрасная возможность отдохнуть после работы».
Стоматологическая клиника «Эталон»,
адрес: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 38, ул. Марченко, 16;
единый номер телефона 22-51-700;