За прошлый год въездной медицинский туризм в России увеличился на 21%, за первое полугодие 2016 года – уже на 35%, в том числе на 12% в санаторно-курортных учреждениях. Такие цифры озвучила министр здравоохранения Вероника Скворцова на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» в интервью ТАСС. Южноуральские медики подтверждают, поток иногородних и иностранных пациентов в этом году увеличился, но вот можно ли говорить о тенденции – еще вопрос.
Тема развития медицинского туризма прозвучала несколько ранее – на заседании президиума Госсовета по повышению инвестпривлекательности санаторно-курортного комплекса РФ, которое прошло в августе в Алтайском крае. «По данным российской ассоциации медицинского туризма, количество россиян, которые воспользовались оздоровительными программами на территории страны, существенно увеличилось, – заявила тогда глава ведомства. – За 2015 год – вдвое по сравнению с 2014 годом, и ожидается ежегодный прирост не менее 10%. Развился и въездной медицинский туризм. За прошлый год он увеличился на 21%. За первое полугодие 2016 года – на 35%. В том числе на 12% в санаторно-курортных учреждениях». При этом министр в большей степени обратила внимание на состояние санаториев и здравниц в России, конкурентность на международном рынке.
Однако определенную долю в медицинском туризме теперь составляют и «чисто» медицинские услуги, начиная от проведения диагностических и лабораторных исследований до высокотехнологичных операций. Правда, отдельную статистику пока никто не ведет. Мы опросили челябинские как государственные, так и частные клиники, и попробовали разобраться, почему иногородние/иностранные граждане больше ценят то, что имеют южноуральцы.
«Что касается медицинского туризма, то специально к нам едут в основном из Казахстана, Узбекистана, потому что или не верят своим врачам, или попросту их там нет, – отмечает руководитель отдела продаж отделения платной медицинской помощи ЧОКБ Марине Гиниатуллина. – Вторая часть потока – это командированные специалисты или иностранные граждане, которые находились у нас в регионе на отдыхе или по делам и попали в какую-то ситуацию, когда им потребовалась медицинская помощь. Недавно была у нас на лечении жительница Германии – приехала на отдых, попала в аварию, мы ее подняли на ноги и отправили домой долечиваться. Есть у нас еще и доктор Пухов, к которому целенаправленно едут буквально со всей России и всего мира, но тут понятно – звезда пластической хирургии. В целом за девять месяцев этого года мы видим прирост на 27% по росту оказания платных услуг по сравнению с прошлым годом».
«Как явление стоматологический (медицинский) туризм у нас, конечно, есть, но он никак нами не организован специально, не прорекламирован и не отслеживается, – считает заместитель главного врача по медчасти «Дорожной стоматологии» Римма Магадеева. – Пожалуй, его можно разделить на две категории. Первая – это наши же пациенты, которые поменяли место жительства, переехали в другие города (Москва, Питер, Крым, Краснодар), другие страны (Германия, Израиль), и их сейчас очень много, а на лечение все равно приезжают к своему доктору в нашу клинику. Такие люди специально планируют свои поездки либо домой к родителям, либо в гости к друзьям и визит к специалисту. А потом вместе с собой привозят своих родственников, друзей, знакомых – это всегда индивидуальный подход, частный случай и эффект такого "сарафанного радио". Есть у нас даже такие пациенты из Доминиканы, Италии, Швеции. Сюда же можно отнести вахтовиков, людей, которые, как правило, работают на севере, в основном в ХМАО, а в перерывах между вахтами приезжают к нам на лечение. Это не только челябинцы, но и жители других городов области и соседних регионов.
Вторая категория – это также жители соседних регионов, например, Северного Казахстана, которые приезжают к нам со сложными случаями, как мы говорим, с "большой историей" по таким направлениям, как ортодонтия, имплантация, протезирование, когда требуется очень высокая квалификация врача и экспертный класс оборудования, чтобы вылечить. Таких пациентов с каждым годом тоже становится все больше.
Думаю, медицинский туризм показывает, что пациенты ценят свое здоровье, время и деньги, и доверяют нашим докторам настолько, что готовы преодолевать ради этого сотни и тысячи километров. И мы стараемся такое высокое доверие оправдывать».
«На фоне снижения общего потока пациентов число не-челябинцев среди наших пациентов увеличилось, – уверен к.м.н, врач, директор МЦ «Феникс» Александр Ковалев. – В регионах отсутствие специалистов фатально, лечиться вообще не у кого, поэтому многие едут к нам. Если сравнивать в процентном соотношении, то примерно одна пятая пациентов – это иногородние, в основном это соседние Курганская, Оренбургская области, Пермский край, ближнее зарубежье – Северный Казахстан, страны Прибалтики, другие республики бывшего СССР – Молдова, Белоруссия. Если говорить о других странах, то у нас есть пациенты и из "настоящего" зарубежья – граждане США, Канады, Австралии, Австрии. Лечился одно время самый настоящий матерый американец, мы с ним с трудом общались, настолько у него был своеобразный акцент.
С одной стороны, платежеспособность российского населения упала, этот кризис оказался системным и более глубоким, чем мы думали. Он ударил по карману, тем самым вылощив и так тонкую прослойку среднего класса. И для многих многопрофильных центров это оказалось губительным, в Челябинске закрылись порядка пяти частных клиник. Но мы – узкоспециализированный центр, мало кто может сделать то, что можем только мы, поэтому надо просто пережить эти времена».
В Челябинской области есть очень много клиник, уникальных по своему профилю, которых и во всей России или единицы, или вообще нет. Как, например, Центр хирургической эндокринологии (ГКБ №1), клиника лечения боли в ЧОКБ, Центр хирургии печени и поджелудочной железы (ГКБ №8), Центр хирургии кисти (ГКБ №5), известный на всю страну ожоговый центр в ГКБ №6 – перечислять можно много и долго. Пока иностранные и иногородние пациенты в них – скорее птицы залетные, чем плановые, но тем не менее. Факт медицинского туризма на Южном Урале доказан, другое дело, насколько возможно регулировать процесс его продвижения, чтобы сделать массовым. Как вы считаете, есть перспективы его развития в регионе и почему? Выскажите свое мнение, приняв участие в опросе.
Можно ли на Южном Урале развивать медицинский туризм?
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com