Когда у нас что-то болит, каждый надеется получить помощь врача максимально оперативно. Но, к сожалению, очень часто эти ожидания разбиваются о реальность. В Челябинске после перелома можно ждать операцию два месяца, а талон к лору ребёнку с отитом выдадут только через две недели. Мы собрали несколько свежих историй, которые, к сожалению, — лишь верхушка айсберга, и попытались узнать, как в некоторых случаях получить помощь быстрее.
МРТ и УЗИ — за свой счёт, консультация — через месяц
В конце января на 74.ru обратился челябинец Дмитрий Рыжков. Мужчина неудачно упал и обратился в травмпункт с острой болью в правом плече.
— Сделали рентген. Врач сказал: «Кости целы, обращайтесь по месту жительства. И пройдите УЗИ или МРТ, чтобы посмотреть сустав», — рассказывает Дмитрий. — Это было воскресенье. Рука болела и не работала, поэтому я записался к хирургу в поликлинику горбольницы № 5, талон дали на вторник, пришёл, а он: «Это не к нам — идите в травмпункт на Российскую, 15а». На следующий день отправился туда. Меня приняли в кабинете первичного осмотра. Врач на меня даже не глянула, посмотрела заключение из первого травмпункта, сказала: «Идите на УЗИ или МРТ платно, если хотите». Выяснилось, что в больнице на УЗИ могут посмотреть только внутренние органы, но не сустав.
Челябинцу пришлось сделать МРТ в частном медцентре. Обследование показало перелом большого бугорка головки плечевой кости, отёк в суставе. С результатом мужчина снова вернулся в травмпункт по месту жительства.
— Врач сказала, что нужна операция, — говорит Дмитрий. — Дала телефон больницы № 9, сказала фамилию доктора, к которому нужно записаться на консультацию. Я при ней набрал номер, консультацию мне предложили только на 13 марта! Платно оказалось быстрее, но лишь немного — 15 февраля. У меня перелом в руке — как это может ждать почти месяц? У нас военное время, и нет специалистов? Я первый раз с этим столкнулся, даже не подозревал, что всё так долго может быть.
Дмитрий ушёл из травмпункта, чтобы ждать платной консультации, без фиксирующей повязки, с одной лишь рекомендацией — принимать обезболивающее.
В челябинском горздраве объяснили, что ускорить бесплатную артроскопическую операцию на плечевом суставе не получится. Такое вмешательство, даже если повреждение возникло в результате травмы, считается плановым. При этом в ведомстве добавляют, что двухмесячная очередь в горбольницу № 9, где проводят такие операции жителям Ленинского, Калининского и Курчатовского районов, — явление временное.
— В связи с ростом числа пациентов, направленных на консультацию, и длительными выходными и праздничными днями в январе 2019 года сформировалась очередь, составляющая пять-шесть недель, — объяснили в горздраве. — До января 2019 года осуществить артроскопию можно было в течение недели после обращения пациента за консультацией, очередь на данный вид лечения отсутствовала. В настоящее время администрацией больницы отрабатываются меры по улучшению доступности данного вида помощи.
Остаётся надеяться, что проблемы с очередью для жителей трёх районов города действительно временные, и после месяца-двух ожидания консультации челябинцам не придётся ещё два месяца ждать саму операцию или вовсе обращаться в платные медцентры.
«Просто обхаяли и выпнули из кабинета»
Но если боль в повреждённом суставе ещё можно какое-то время потерпеть, то некоторые заболевания требуют незамедлительной помощи, но и здесь челябинцы натыкаются на преграды.
— Моей жене 32 года, и она недавно перенесла инсульт. На днях ей стало хуже, — рассказывает Роман Юрко. — Утром мы позвонили в свою поликлинику «Полимедика», нам сказали: «Невролог принимает с 8:00, приезжайте». Приехали к восьми, но невролог только к девяти часам появилась. Когда врач пришла, мы зашли в кабинет, постарались объяснить, что мы без талончика, но нам необходима её помощь… Нас просто обхаяли и выпнули из кабинета. Жена понервничала, у неё давление подскочило, а ей переживать нельзя, у неё тромб в голове сидит. Мы обратились к заведующей отделением, она пообещала, что врач нас примет, но мы простояли около кабинета ещё полчаса, невролог так и не вышла.
По словам Романа, они с женой пытались взять талон к неврологу, но это оказалось непросто.
— Талончики нереально взять, их на две недели вперёд распределяют, но когда звонишь утром, ни одного уже нет. Мы 10 дней звонили, пытались попасть на плановый приём, а тут хуже стало, тянуть уже было некуда, — объясняет Роман.
В поликлинике инцидент подтвердили и пообещали наказать сотрудницу, которая обхамила пациентку и её мужа.
— Юридически за то, что доктор не приняла пациента без талона, у которого не было острой неврологической патологии, мы наказать её не можем, но мы её обязательно накажем за хамское поведение, — пообещала главный врач ООО «Полимедика-Челябинск» Лариса Березюк. — Мы уже поговорили с мужем пациентки, посмотрели видео (у нас камеры в коридорах висят), взяли объяснительную с доктора. В этот же день пациентку на дому осмотрел доктор, назначил лечение, конфликт был исчерпан.
По словам руководителя клиники, конфликта можно было избежать, если бы пациентка сразу обратилась к дежурному терапевту, который может помочь в большинстве случаев.
— У пациентки была терапевтическая патология, гипертонический криз, и ей нужно было идти не к неврологу, а к терапевту. Просто супруги первый раз столкнулись с этим и не знали, — объяснила Лариса Березюк. — У нас есть дежурный терапевт, который принимает ежедневно всех обратившихся и, если необходимо, направляет к узкому специалисту.
Главный врач «Полимедики» посоветовала пациентам поликлиники в спорных ситуациях обращаться к сервис-менеджеру по телефону 20–20–422. Пациентам же других поликлиник стоит помнить, что в каждой из них есть дежурный регистратор, а если он не помог, то есть руководитель. Кроме того, решить спорные вопросы в поликлиниках и больницах помогают страховые представители.
Боль в ухе? Подождите две недели
Ещё один случай, который не укладывается в голове у взрослых челябинцев, произошёл с ребёнком. Родителям девочки, у которой развился отит, предложили подойти на приём к отоларингологу через две недели.
— Дочка простыла. Температура +38,4 °C. Пришел педиатр... Рыхлое горло, заложенность носа, болят уши. Назначил курс лечения, выписал направление к лору, — рассказал на своей странице в социальной сети 31 января челябинец Сергей Жеребин. — Позвонили в регистратуру, чтобы оформить талон. И теперь внимание — вопрос! Уважаемые знатоки, как думаете, когда мы попадём на приём к лору? Может быть, 1 февраля? 4 февраля? Нет. Даже не 10-го, не 12-го и не 13-го. На приём нам 14-го числа! До этого момента нет свободного времени!
В челябинском горздраве прокомментировали, что 14 дней — это тот срок, в который обязаны оказать помощь в поликлинике, если помощь нужна быстрее, пациент может обратиться в дежурное лор-отделение.
— Лечащий врач, на основании жалоб, анамнеза заболевания и данных объективного осмотра, оценивает состояние пациента и принимает решение о необходимости консультации врача-специалиста или оказания экстренной медицинской помощи. При наличии показаний (например, отделяемого из наружного слухового прохода) пациент направляется к узкому специалисту в часы его приема. В случае его отсутствия, в соответствии с утвержденной маршрутизацией, пациент направляется в дежурное оториноларингологическое отделение ГКБ № 1 или ГКБ № 6, — отметили в ведомстве. — Если показаний для экстренной специализированной медицинской помощи нет, то срок её оказания в условиях поликлиники составляет до 14 дней.
Конечно, ситуация спорная. Боль у ребёнка — это всегда паника у родителей, и если девочке нужна была срочная консультация специалиста, педиатр должна была объяснить, как и где её получить. Если же повода для экстренного обращения к лору не было, врач могла самостоятельно назначить лечение и не нагнетать ситуацию, ведь педиатр, как и терапевт, — специалист широкого профиля, и он вполне может полечить не только больное горло.
Один важный совет родителям! Если у ребёнка острая боль, не нужно ждать педиатра, это всегда повод для вызова неотложной или скорой помощи. Кстати, по телефонам 03 или 103 могут подсказать и информацию о дежурном лор-отделении.
Ситуации, когда пациенты не могут добиться медицинской помощи, в Челябинске нередки. Летом минувшего года челябинке Елене Горбуновой пришлось несколько недель обивать пороги больниц, чтобы ей поставили диагноз и назначили эффективное лечение разболевшегося горла. Осложнило ситуацию то, что проблемы со здоровьем у женщины начались перед праздниками, когда в поликлинике был выходной. В итоге лечение превратилось в настоящий квест, во время которого пациентку с приступом дважды выставили из отделения горбольницы № 8. Позже в челябинском горздраве не нашли дефектов в оказании помощи пациентке.
В октябре прошлого года мама четырёхлетнего Егора Коротенко, у которого развилось гнойное воспаление века, рассказала, как три дня пыталась добиться госпитализации сына, ребёнка не принимали ни в одном из офтальмологических отделений города. Мальчика прооперировали только после публикации 74.ru.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».