Главный врач челябинской горбольницы № 6, сотрудники которой на минувшей неделе заявили об увольнении сразу нескольких травматологов, рассказал 74.RU, сколько на самом деле зарабатывают врачи и как медучреждение справляется с потоком пациентов при существующем дефиците кадров. Виктор Шепелев признаёт — проблем хватает, но уверен, что за последний год условия работы для травматологов и других специалистов больницы всё-таки стали привлекательнее. Подробности — в материале 74.RU.
Изменения в травматологической службе ГКБ № 6 начались прошлой осенью, и, по словам главврача, не все сотрудники оказались готовы их принять.
— Год назад у меня был разговор с главным травматологом области, и, по его мнению, шестая больница была не на высоте с точки зрения оказания травматологической помощи, — вспоминает Виктор Шепелев. — Мы тогда обсудили и с заместителем по хирургии, и с прежним заведующим травматологией, что необходимо в отделении менять многие вещи. В первую очередь необходимо осваивать новые методики, потому что медицинская наука не стоит на месте, пациенты должны получать качественную медицинскую помощь по современным требованиям. Поскольку заведующий признал, что он эти вещи не сможет сделать, был приглашён другой руководитель отделения — человек, который является сотрудником кафедры медуниверситета. Он работает с октября прошлого года, и ситуация начала меняться к лучшему.
В этом году для отделения травматологии больница закупила новое оборудование: рентгенонегативный стол, который позволяет контролировать ход операции без лишних перемещений пациентов, артроскопическое оборудование для малоинвазивных вмешательств на суставах, силовое оборудование для высокотехнологичных операций на стопе.
— Нужно было расширять возможности специалистов, чтобы они могли выполнять операции в большем объёме и при более разнообразной патологии, — рассуждает главврач. — Кроме того, мы решили обеспечить преемственность травмпункта и травматологического отделения, которые находятся в одном корпусе. Летом мы предоставили возможность специалистам из травмпункта работать и получать опыт в травматологическом отделении, это связано с тем, что в травмпункте дежурят в основном молодые врачи, они смотрят большое количество больных. Но если они привязаны только к травмпункту, их кругозор достаточно узкий. Теперь же у них появилась возможность работать в самом отделении, где больше возможностей, где выполняется много операций, где они начинают быстрее учиться. Кроме того, у них появилась возможность получать более высокий оклад, потому что оклад в отделении выше, чем в травмпункте, плюс стаж в отделении идёт год за полтора. Чтобы увеличить привлекательность ночных дежурств, с 1 июля мы установили надбавку за ночные дежурства, это было сделано не только в травматологии, а по всей больнице.
По словам главврача, размер надбавок за дежурства в ночные смены у сотрудников больницы отличается, он зависит от интенсивности дежурств.
— Стандартная надбавка составляет 20 процентов, но в отделениях реанимации, например, она доходит до 45 процентов, — уточняет Виктор Шепелев. — Для травматологов с 1 сентября мы дополнительно увеличили надбавки по эффективным контрактам, и с 1 октября, поскольку я не скрываю, что у нас есть дефицит кадров, они увеличены ещё.
— Сколько всё-таки в среднем получает травматолог в вашей больнице? — интересуемся мы.
На это главврач достаёт небольшую сводную ведомость за девять месяцев 2018 и 2019 годов. В документе — около десятка сотрудников, и, судя по цифрам, доходы их за последний год увеличились.
— Если не смотреть данные сотрудника, который берёт небольшое количество дежурств, то от 65 тысяч [рублей] и выше. Это по итогам девяти месяцев этого года, — показывает на цифры руководитель больницы. — Молодые специалисты, которые впервые трудоустраиваются после окончания учёбы, по коллективному договору получают ещё четверть от оклада в течение трёх лет. От ставки, например, в 20 тысяч рублей это минимум ещё 5 тысяч к зарплате.
— Но всё-таки ваши сотрудники настаивают, что травматологов не устраивали именно зарплаты?
— Мне сложно об этом говорить. Один врач работает у нас совместителем. Этот человек увольнялся уже дважды за три года и дважды приходил. Причину увольнения второго сотрудника не могу сказать, он проработал у нас несколько месяцев, — говорит Виктор Шепелев. — Ещё раз повторюсь: я не отрицаю, что у нас есть дефицит, мы нуждаемся в притоке кадров, и это касается не только травмпункта, но и других подразделений, мы и в поликлинику ищем докторов. И привлекаем. В сентябре к нам пришли 11 молодых терапевтов, четверым из них мы оплачиваем учёбу в ординатуре. Год обучения стоит около 200 тысяч рублей. Кроме того, в новую поликлинику, которую мы запустили 5 сентября, пришли хирург и кардиолог.
Главврач утверждает, что сейчас делается всё, чтобы сохранить стабильную работу травмпункта, в том числе и в ночные смены — дежурства закрывают врачи из отделения травматологии.
— Периодически такая ситуация возникает в разных подразделениях больницы, и, чтобы обеспечить оказание помощи, мы ищем разные возможности: предлагаем дежурить докторам, которые работают в поликлинике или других подразделениях стационара, привлекаем внешних совместителей из других больниц. К вопросу об отсутствии сертификатов, о чём было заявлено ранее, — ни один доктор не допускается к работе без него. Другой вопрос в том, что когда на дежурство в травмпункт выходит хирург, он оказывает первичную медико-санитарную помощь. По приказу Минздрава, первичная помощь может оказываться хирургом в отсутствии травматолога. Но при этом на дежурстве в травмпункте и отделении травматологии всегда два дежуранта, у нас не бывает такого, чтобы один человек дежурил на два отделения. Поэтому хирург оказывает именно первичную помощь, а если у пациента диагностируется перелом, есть второй дежурный врач в травматологическом отделении, пациент направляется туда, где решается вопрос об оказании ему специализированной помощи.
Виктор Шепелев признаётся — пока, несмотря на все эти меры, наладить кадровую ситуацию в больнице сложно, и тому есть разные причины.
— В нашей больнице работает более 500 врачей, так что говорить, что все специалисты ушли, это неверно. Но и притока врачей пока нет — баланс отрицательный. С чем это связано? Я разговариваю со многими врачами, которые пишут заявления. Есть люди, которые уходят в частные клиники, есть те, кто уходит в областные учреждения, (областная больница, онкодиспансер). Врачи считают, что там они получают более привлекательные возможности, и с ними можно согласиться, — рассуждает руководитель ГКБ № 6. — Есть люди, которые уходят в собственный бизнес, и есть те, кто просто уезжает из Челябинска, — таких людей, к сожалению, достаточно много. У нас есть доктора, которые уехали в Израиль, Санкт-Петербург, Москву, Крым, один врач уехал на Север, потому что там северные выше. Мы анализируем эту ситуацию и стараемся привлекать не только зарплатой, потому что оклады в городских больницах утверждены городской думой, они у всех одинаковые — одинаковые надбавки за вредность, за категорию. Только по стимулирующим выплатам учреждение имеет возможность некоторого манёвра в зависимости от финансовых возможностей. Поэтому говорить, что мы кардинально в чём-то проигрываем другим больницам Челябинска, нельзя, только с точки зрения территориальной удалённости от центра, не более того.
На минувшей неделе сотрудники челябинской горбольницы № 6 заявили, что из травмпункта уволились сразу три травматолога и дежурить в нём стало некому. В горздраве сообщили, что ушли не три, а два специалиста, причём один из них вернулся в больницу и работает в травмпункте на условиях внешнего совместительства. После этого министр здравоохранения области Юрий Семёнов сообщил, что ведомство начало проверку в больнице.
Как разгорался конфликт в шестой больнице
В апреле после перехода на новую систему оплаты труда сотрудники челябинской горбольницы № 6 недосчитались зарплаты. 66 человек подписали и отправили обращения в прокуратуру, Следственный комитет, трудинспекцию и главе региона.
После этого в горздраве пообещали проверить все начисления. Свою проверку провёл профсоюз работников здравоохранения. Как выяснили в организации, в марте сотрудникам больницы начислили, но не выплатили стимулирующие надбавки. После этого главврачу выдали предписание об устранении нарушений, а в горздраве пообещали наказать руководителя.
В мае сотрудники больницы получили новое жалованье и заявили, что перерасчёт за март им так и не сделали, более того, многим заплатили ещё меньше, чем в предыдущем месяце. Главный врач Виктор Шепелев объяснил, что врачи получили меньше из-за ошибок в начислениях.
В конце мая восемь сотрудников больницы написали заявления на увольнение.
В вашем медучреждении назрела проблема или зарплаты после перехода на новую систему оплаты труда резко снизились? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Не забывайте подписываться на наш канал в Telegram.