82-летняя пенсионерка скончалась в реанимации городской клинической больницы № 1, куда ее перевезли сразу после происшествия в ГКБ № 2. Родные пациентки уверены, что именно взрыв кислородной станции во дворе медучреждения сыграл роковую роль, ведь перед самым ЧП она уже шла на поправку. Что ответили на это в горздраве, читайте в материале 74.RU.
В городскую клиническую больницу № 2 пожилую челябинку госпитализировали в 20-х числах октября, рассказывает семья женщины. К тому моменту заболевшая температурила не первый день, но поскольку сама до пенсии работала врачом, поначалу лечиться пыталась самостоятельно.
— У нее 8 октября случился приступ. Мы вызвали скорую, скорая быстро приехала. Посмотрели ее, кардиограмму сделали и сказали: «Мы все-таки настаиваем на госпитализации, потому что не можем совсем инфаркт исключить». И мы поддались на это, это наша роковая ошибка была, — вспоминает дочь умершей Татьяна. — Госпитализировали ее в первую [больницу], в кардиологию. Она у нас там три дня полежала. В воскресенье [11 октября] у нее поднялась температура, ее в отдельную палату поселили, взяли анализы на ковид и сказали: «В понедельник мы вас выписываем». Мы ее забрали, и вот она температурит, температурит. Надо было сразу вызывать скорую, участкового врача, а я поддалась [на уговоры]. Она говорила: «Это у меня горло болит, я антибиотики попью». Врачи — они в этом деле упорные, самостоятельность у них зашкаливает. А ей всё хуже и хуже, говорю: «Мам, я вызываю скорую». Скорая приехала, [увезла] сразу на КТ, и сразу была госпитализация.
В ковидный госпиталь на базе ГКБ № 2 челябинку положили с поражением 52% легких. Но лечение дало хороший результат — 82-летняя пациентка начала поправляться. Находилась она в обычной палате, отметила семья, перевод в реанимацию на тот момент не требовался.
— У нее аппетит появился, ну и по голосу я уже чувствовала, [что ей лучше], она же мне звонила, — вспоминает Татьяна. — Я ей сказала: «Мам, ты уже звони мне сама». Потому что она под кислородом лежала, под капельницами. И я говорю: «У тебя как свободная минутка, ты мне звони». И она звонила, уже голосок такой был хороший. Палата обычная была.
О том, что в ГКБ № 2 произошел взрыв кислородной станции, Татьяне сообщила дочь. После этого челябинка отправилась на место ЧП, но пожилую маму там не застала — ее уже увезли. В списках семья нашла новое место госпитализации — ГКБ № 1, но узнать о состоянии пациентки не могли целые сутки. В итоге выяснилось, что 82-летнюю женщину доставили в реанимацию отделения терапии.
— Первый раз звонил мой брат. Он юрист и он как-то сразу поднаехал на врача — только так правду скажут. И врач брату сказал: «Знаете что? Их тут 15 человек после взрыва, ни один не выживет, и ваша мама в том числе. Потому что полопались все сосуды, не выдержали вот этой взрывной волны». А на следующий день я звонила, — рассказала 74.RU дочь пациентки. — И уже врач про последствия взрыва молчал, я намекнула, и он сказал: «А при чем тут взрыв? Ей 82 года, у нее столько сопутствующих заболеваний. Что вы хотели?» — «Я хотела, чтобы она жива была». Он сказал: «Нет, вряд ли выживет. Шансов практически нет». Я у врача спрашивала: «Она в сознании или нет?» Он ответил: «Она иногда открывает глаза».
Тем временем Министерство здравоохранения и горздрав сообщали, что не допустили ухудшения состояния пациентов. Но 82-летняя пациентка, до взрыва находившаяся в обычной палате, оказалась в реанимации и впоследствии умерла.
— Ее не стало 2 ноября вечером [через два дня после взрыва]. Нам даже никто не позвонил. Мы, как обычно, позвонили 3 ноября. Брат звонил, а ему веселый мужской голос сказал: «Так она еще вчера умерла», — рассказала Татьяна. — Конечно, сотрудники [ГКБ № 2] очень быстро сработали. Мне кажется, они молодцы. Но не всё от них зависит, к сожалению. Я думаю, если бы не было взрыва, мама бы выкарабкалась. Сначала эта болезнь, потом был взрыв, и за месяц мы потеряли человека, который активный был очень. Она живчик, она всем интересовалась. Я думала, у нас мама лет пяток еще точно поживет.
Связана ли смерть 82-летней женщины с ЧП в ГКБ № 2? Как близко ее палата находилась к эпицентру взрыва? Какой была динамика болезни? Эти вопросы мы задали управлению здравоохранения Челябинска и региональному Минздраву. Ответ на запрос из горздрава пришел спустя неделю.
— С 22 октября по 31 октября 2020 года пациентка находилась на лечении в МАУЗ ГКБ № 2. Всё необходимое лечение получала в полном объеме, согласно «Временным методическим рекомендациям (профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19)» версия № 8.1 от 01.10.2020 года, — сообщили в управлении здравоохранения. — Пациентка находилась в палате № 532 для кислородозависимых пациентов, которая расположена на пятом этаже, окна палаты выходят на легкоатлетический комплекс имени Е. Елесиной, который находится на противоположной стороне от места происшествия. Непосредственно в момент «хлопка» большинство пациентов были уже эвакуированы или находились на этапе эвакуации. Перевод в палату интенсивной терапии МАУЗ ОТКЗ Городской клинической больницы № 1 был обусловлен основным состоянием пациентки и данным рекомендациям врача-специалиста при выписке пациентки.
Четкого ответа на вопрос о взаимосвязи взрыва и ухудшения состояния пациентки в этих словах нет. При этом в больнице, где Татьяна забирала справку о смерти мамы, она встретила родственника еще одной пациентки, скончавшейся после эвакуации. Семьи предполагают, что их случаи могут быть не единичными. Подтвердить или опровергнуть это мы тоже попросили городское управление здравоохранения и региональный Минздрав. Но вопросы о динамике (положительной или отрицательной) состояния эвакуированных пациентов и количестве умерших после ЧП остались без ответа.
— Всего эвакуировано 146 из 156 пациентов (10 человек, которые готовились к выписке, были отпущены домой). Больные, находящиеся в тяжелом состоянии, незамедлительно передавались в реанимационные бригады, — добавили в горздраве. — Всем пациентам, переведенным на другие госпитальные базы, благодаря единой электронной медицинской карте было продолжено лечение, назначенное в МАУЗ ГКБ № 2. Пациентам, которым требовалась психологическая поддержка, были организованы консультации психологов. Для информирования родственников больных организована горячая линия по номеру телефона 240-15-16.
Взрыв в больнице сказался и еще на одной пациентке ГКБ № 2 — ее вскоре после эвакуации перевели на ИВЛ. Такое решение приняли специалисты ГКБ № 1, где женщина продолжила терапию после эвакуации из ковидной базы на проспекте Ленина.
Сам взрыв произошел 31 октября в 11:34 на проспекте Ленина, 82, он попал на видео. В городе после этого объявили режим ЧС для пострадавших объектов.
Следственный комитет расследует уголовное дело о халатности.
Мы собрали самые эмоциональные фото работы медиков и спасателей на месте ЧП и ведем онлайн-репортаж с места событий.
Сейчас идет восстановление пострадавших от взрыва жилых домов и самой больницы.