Традиционно в третье воскресенье июня в России поздравляют медицинских работников. Это официальный профессиональный праздник. Но о таких людях нужно говорить чаще, чем раз в год.
На приеме у врача и пациента редко есть возможность поговорить друг с другом на темы, не связанные с самой проблемой. А всегда интересно узнать, как начинался карьерный путь лучших медиков, что их радует в своих буднях и какие случаи из практики не забываются с годами.
В проекте «Призвание — врач» собраны личные истории сильнейших специалистов Челябинска. Героями этого материала стали три врача-стоматолога сети клиник СТОМПРАКТИКА.РФ.
Николай Кресковец: «Телефонная книжка с годами обрастает номерами клиентов. Значит, свою работу я делаю не зря».
Николай Кресковец — ведущий стоматолог-ортопед, специализируется на восстановлении эстетики улыбки. Среди его профессиональных побед есть даже специальный орден — «За заслуги перед стоматологией».
Как не попасть впросак перед женщиной, кто такие «генералы» и какая часть работы радует его больше всего?
— Кем вы мечтали стать в детстве и в какой момент появилась идея учиться на стоматолога?
— Я скажу точно, кем быть не хотел: медиком и военным. Мечтал стать машинистом паровоза или учителем физкультуры. Но звезды сошлись иначе.
После школы я поступил в пединститут. Через год понял, что это не моё, пошёл в армию. За два года службы я так и не решил, чем хочу заниматься. Но всё это время мы поддерживали связь со школьной учительницей по моему любимому предмету — химии. Так по её совету я пошёл в… медики. Педагог говорила, что так я всегда буду при деле.
Я послушался и не ошибся. Но моя профессия — точно не призвание, это мой личностный выбор.
— Помните кого-то из первых пациентов?
— На 5-м курсе обучения, которое проходило в Караганде, я работал медбратом, практиковался в челюстно-лицевой хирургии. Мне запомнился один дедушка лет 90, он пришел удалять зубы. Это был ссыльный немец, который говорил по-русски с сильным акцентом. Рассказывал, как жил в степях Саратовской области, а потом попал в Казахстан. Спустя столько лет до сих пор его помню.
— А какие забавные случаи были в работе?
— Как-то приходит мой пациент, взрослый мужчина. Сердитый. В руках держит коронку: «Заберите, это ваша некачественная работа. Я попал в крайне неприятную ситуацию. Мы сидели в кафе с моим другом, с нами была женщина. В какой-то момент я отошёл, а по возвращении мой друг указал на стакан и сказал, что у меня выпал зуб. Вы вообще понимаете мои чувства?»
Я стал смотреть его полость рта — все зубы на месте. Он не верит и показывает мне найденный зуб. А зуб не «мой», я его не делал. Мужчина ушёл в недоумении.
Потом выяснилось, что это была шутка его друга, который решил выставить его перед подругой в неприглядном свете.
— Как строилась ваша карьера?
— В начале у меня не было возможностей решать задачи, к которым сейчас относятся обыденно. Огромный прорыв произошел с развитием имплантации, году в 2004–2005. Появилась возможность делать съемные протезы и фиксировать их при помощи имплантатов. Расширились возможности эстетического восстановления: виниры, коронки, вкладки. Уровень оказания услуг стал совершенно другим.
Сейчас я рассматриваю свою работу больше с точки зрения медицины. Хотя пациенты часто обращаются с задачей «сделайте красиво, как у кинозвезд». Но с точки зрения стоматологического здоровья у них всё в порядке. И в этом случае я могу отказать, если считаю такое вмешательство нецелесообразным.
— Почему в качестве основного направления вы выбрали эстетическое восстановление? Какую часть работы вы любите больше всего?
— В ординатуре нужно было выбрать конкретную специализацию. Ортопедическая стоматология считалась наиболее престижной. Так я пошел по этому узконаправленному пути.
Хотя есть специалисты — мы их называем «генералы», — которые занимаются хирургией и ортопедией сразу.
Любимая часть работы — это начало и конец. К тебе обращается пациент со сложной ситуацией. Бывает, что поначалу ты не видишь пути решения. Но потом приходит понимание. Реализация может занимать долгое время: год, два. Задействованы и другие врачи. А еще моя вторая рука — зубной техник, без которого планы не реализуются.
В итоге, когда я вижу конечный результат, итог всех моих задумок, — я испытываю удовлетворение.
— Почему вы выбрали «Стомпрактику» как место своей работы?
— Я начинал здесь работать в 2002 году, проработал 14 лет. Потом решил взять паузу и ушел в другой проект, но через несколько лет вновь вернулся. Это одна из ведущих клиник в городе с большими возможностями. В частных кабинетах ты ограничен в технологиях.
Руководство здесь всегда с пониманием выслушивает и рассматривает мои предложения, что для меня важно.
Виталий Фанакин: «Дети с ранней потерей зубов бегали от врача к врачу, а мне хотелось им помочь».
Виталий Фанакин — к. м. н., главный врач клиники BabyDent. Работает с травмами детских зубов и соединяет в себе уникальную экспертизу ортопеда и хирурга.
Почему не стоит пускать «блинчики» на море, зачем пересаживать клык на место центрального зуба и почему стоматологам может пригодиться английский язык?
— Почему вы занимаетесь реставрациями и лечением травм именно у детей?
— Я принимаю параллельно пациентов всех возрастов, но проблемные детские случаи рассматриваю с особым интересом. В работе с ребенком мне нравится видеть отдаленные результаты. Ты лечишь молочный зуб, наблюдаешь за ним, затем появляются постоянные зубы. И если челюсть сформировалась правильно, ты видишь, что всё сделал хорошо.
Изначально я начинал со взрослых приемов. Но ко мне стали приходить дети с ранней потерей зубов. Ортопедов в то время было мало, к ним было сложно попасть. Такие брошенные ребята бегали от врача к врачу, а мне хотелось им помочь. Я стал в это погружаться и занялся детским протезированием.
Позже родители стали приводить маленьких пациентов с травмами. Так я решил пройти специализацию по детской стоматологии и защитил диссертацию.
— Какие случаи вам особенно запомнились?
— В батутном зале 8-летняя девочка потеряла центральный, уже постоянный зуб. Мы стали искать решения. Имплантация возможна только после 21 года. Тогда мы рассмотрели вопрос об аутотрансплантации — пересадке собственного зуба. Донором стал молочный клык. Мы перенесли его на место выпавшего и после приживления изготовили искусственную коронку по форме утраченного зуба.
Ещё один случай. Девочка купалась в море, плавала под водой, когда кто-то из отдыхающих запустил «блинчик». Вынырнула она уже с 4 сломанными зубами. Мы занимались их восстановлением и реставрацией.
— Вы доцент кафедры ортопедической стоматологии и ортодонтии «Южно-Уральского Медицинского Университета». Чем вы занимаетесь на этой должности?
— Я веду обучение у студентов, ординаторов. У нас также проходят повышение квалификации действующие врачи. Это лекции и практические занятия.
— Где вы узнаете про новые технологии в лечении зубов?
— Я действующий член Европейской Ассоциации детской стоматологии. Они высылают своим участникам профессиональный журнал. Сегодня я как раз получил новый номер. Это сборник научных трудов моих иностранных коллег (журнал на английском языке. — Прим.).
Все статьи научно доказанные, а в конце каждой — огромной список современной литературы.
Плюс профессиональные сайты для действующих членов Ассоциации со всеми достижениями науки, специальные сообщества в соцсетях. И, конечно, помогает работа на кафедре. Связи с зарубежными вузами, конференции, научные статьи. Мы стараемся взять всё самое современное и начать с этим работать.
— Что вы посоветуете родителям, чтобы с младенчества сохранить зубы детей здоровыми?
— Для молодых мам мы разработали специальную брошюру — как не допустить проблем с зубками у малыша. Я рекомендую продлить грудное вскармливание хотя бы до 6 месяцев. Это формирует правильную челюстно-лицевую область и хороший иммунитет.
К году можно перейти на завтрак-обед-ужин. Главное — исключить ночные кормления. Такие перекусы — пища для бактерий в полости рта.
В нашей «Стомпрактике» есть уроки гигиены для детей, где мы рассказываем о правильной чистке зубов. Дома родители могут контролировать качество с помощью индикаторов зубного налета, которые можно купить в любой аптеке. Они сразу покажут непрочищенные места во рту ребенка.
И я рекомендую обязательно регулярно проводить профессиональную чистку: раз в 3 месяца — до 6 лет, раз в 4 месяца — с 6 до 14, раз в полгода — с 14 лет.
Ирина Виноградова: «Передавая знания другим врачам, можно оказать профессиональную помощь большему количеству людей».
Ирина Виноградова — ведущий стоматолог-терапевт и эндодонтист. Ведет обучающие курсы для начинающих специалистов и предпочитает лечение с применением микроскопа.
Какого врача можно назвать ответственным, как не допустить стагнации и почему стоит лечить каждого пациента как родного?
— Вы сразу знали, что пойдете учиться на стоматолога?
— В детстве я хотела стать учителем, потому что учителем была моя мама. Мне казалось это очень интересным. В старших классах я увлеклась химией и биологией и решила поступать в медицинскую академию. Выбор был достаточно спонтанным.
Стоматологический факультет считался очень престижным. И, хотя был очень высокий конкурс, я решила попробовать. И набрала максимальный балл.
— Вы проводите лечение с помощью микроскопа, чем он вам помогает?
— Я специализируюсь на лечении кариесов, пульпитов, прямой и непрямой реставрации. Во-первых, увеличение зуба лучше визуализирует рабочее поле, что улучшает качество моей работы.
Второй момент — «классический врач» работает в достаточно неудобной позе. Стоматолог с микроскопом располагается эргономично, сохраняя свое здоровье и здоровье своего ассистента.
Третье — благодаря увеличению работа всегда аккуратнее. Я работаю точнее, что мне очень нравится.
— Для кого предназначены курсы, которые вы ведете? О чем вы рассказываете?
— В сентябре 2021 года в «Стомпрактике» открыли манипуляционный класс. 7 рабочих мест оборудованы микроскопами, блоками врача и ассистента, фантомом и необходимым оборудованием с соблюдением всех современных стандартов. Курсы проводятся как для начинающих врачей, так и для желающих освоить новые навыки.
Я преподаю «Терапевтическую стоматологию» — это работа с микроскопом, прямая и непрямая реставрация, лечение корневых каналов.
— Что вам нравится в педагогической деятельности?
— Мое рабочее время как врача ограничено — я сама могу оказать квалифицированную помощь ограниченному количеству людей. Поэтому, передавая знания и навыки другим врачам, я могу опосредованно быть причиной здоровья большего количества человек.
— Что определяет профессионализм стоматолога?
— Врач должен быть ответственным и компетентным. Ответственность для меня — это когда ты каждого пациента лечишь как своего близкого друга, родственника: маму, папу, брата, сестру.
Стоматология развивается очень бурными темпами, и как только ты перестаешь совершенствоваться, ты отстал. Компетентный человек обладает определенными профессиональными навыками и постоянно развивается. У него нет стагнации и осознания: «Сейчас я лечу лучше всех и ещё лучше невозможно». Мне кажется, всегда есть к чему стремиться.
— Как врачу не допускать стагнации?
— Раньше это были мероприятия в офлайн-режиме, сейчас многое перешло в онлайн-формат — конгрессы, конференции. Ничто не мешает читать статьи. Их публикуют достаточно много. Важно смотреть, осмысливать, анализировать. Материалы есть и на английском, и на русском языке. Нужно следить в соцсетях за профессионалами и их постами. Плюс специализированные сайты.
— Почему «Стомпрактика»?
— Если говорить про те же микроскопы, здесь самая большая укомплектованность оборудованием. Также в нашей клинике СТОМПРАКТИКА.РФ — комплекс лучших технологий, доступных всем врачам, и сильная команда профессионалов, которых я уважаю.