— Здравствуй, Ваня, — приветствует доктор.
Мальчик мигом нажимает большую зеленую кнопку, которая лежит у него на коленях, из нее доносится: «Привет», и ребенок расплывается в довольной улыбке.
Еще несколько месяцев назад Ваня, страдающий ДЦП, не мог ответить на приветствие, а сейчас с удовольствием выполняет задания с помощью глаз и рук, которые постепенно становятся его «голосом» и помогают общаться с окружающими. Это стало возможным благодаря новому айтрекеру, который недавно появился в отделении реабилитации Челябинской областной детской клинической больницы (ЧОДКБ): прибор учит неговорящих людей с самыми разными заболеваниями выражать свои чувства и мысли.
«Как я тебя научу?»
Ване Ионкину 11 лет. У него тяжелая форма детского церебрального паралича, из-за которого он не может ни самостоятельно сидеть, ни ходить, ни нормально контролировать движения рук и ног. Но при этом мальчик учится в школе и, по словам учителей, все понимает.
— Понимает, а сказать не может, — переживает мама мальчика Ольга. — Сейчас педагоги нам говорят, что Ваня умеет читать, знает буквы, знает цифры, но я это как мама не могу проверить. У меня не было обратной связи от ребенка. Мы научились с ним жестами отвечать на вопросы: «Да» и «Нет», «Да» — это улыбка до ушей или какой-то звук, «Нет» — это движения головой.
Несколько лет Ольга наблюдала за другим ребенком с ДЦП, которому подарили айтрекер.
Айтрекер — прибор, который устанавливается на компьютер и следит за движениями глаз человека перед монитором. Технология слежения за линией взгляда или точкой взгляда лежит в основе системы управления взглядом — это самый быстрый способ управления компьютером для тех, кто не может пользоваться руками.
— Владу сейчас 14 лет, он наш герой, — признается мама Вани. — Около трех лет назад мама ему купила домашний айтрекер — это устройство для отслеживания взгляда. Это был игровой айтрекер, и все его воспринимали как игрушку. Мама ему открыла клавиатуру, и он сам начал его осваивать. Как-то Влад на экранной клавиатуре одним только взглядом написал: «Оля — дуня». Это были дурачества, к которым никто серьезно не относился. Потом я пришла к Владу, и он мне открыл сам взглядом, без мышки, без нашей помощи, сайт, и показал, какую коляску с электроприводом себе хочет — это было уже интересно.
Спустя еще полгода Влад научился печатать на клавиатуре предложениями.
— Я забежала в гости на минутку, и он написал мне: «Научи меня делать видео». Он знал, что я монтирую небольшие ролики. Я говорю: «Как я тебя научу? Мне через 20 минут надо ехать», — рассказывает Ольга. — В программе для создания видео я ему мельком, мышкой, показала, как перенести видео, как убрать и добавить звук, сделать тише и громче, эффект добавить. Через месяц приезжаю, мне Влад показывает два видео, который он сам смонтировал. Я маму спрашиваю: «Ира, помогала?», но она говорит, что понятия не имеет, как это делается.
А совсем недавно подросток с ДЦП предложил Ольге свое дело.
— В Рождество Влад мне пишет: «Оля, у меня есть бизнес-план. Будем ездить по городам и проводить тренинги для вдохновения. Нам будут платить деньги, половина — в проект, половина — мне», — делится Ольга. — Это ребенок 14 лет с ДЦП, который, визуально, пускает слюни, дергает ножками, ручками невпопад, не может говорить, но при этом в голове ребенка такой шквал идей. Для меня это было открытием.
Айтрекер
Глядя на успехи Влада Ольга решила, что ее сыну тоже необходим айтрекер, но у Вани из-за сильного тонуса проблемы со зрением, поэтому без помощи специалистов научиться управляться с прибором сложнее. Как раз прошлой осенью областная детская больница приобрела профессиональный айтрекер, и у Вани появилась возможность пройти комплексную реабилитацию, в том числе с применением этой технологии.
Врачи отмечают, айтрекер в больнице очень четко настраивается под конкретного ребенка, ловит его взгляд, а потом предлагает поиграть. Ваня это делает с удовольствием. Когда на экране появляются музыкальные инструменты и специалист предлагает ему ударить по барабану, мальчик переводит на него взгляд — и тут же раздается звук. А потом взглядом нажимает разноцветные клавиши на ксилофоне, и не в разброс, а именно те, которые называет врач.
Кстати, врачи используют айтрекер не только для неговорящих детей с ДЦП, но и пациентов с другими тяжелыми заболеваниями, например, в реанимации после серьезных операций.
— Мы используем айтрекер после онкологических операций, вмешательств на центральной нервной системе, у детей после тяжелых черепно-мозговых травм. Когда у пациента еще стоит трахеостома, ребенок не разговаривает, но нам нужно понять, какой у него уровень сознания, как он реагирует. Придя в палату, мы должны с ним общаться, знать, что у него болит, как он себя сегодня чувствует, чего хочет. Поэтому настраиваются программы специальные, и ребенок может отвечать глазами, — объясняет заведующая отделением медицинской реабилитации № 1 ЧОДКБ, главный внештатный детский специалист по реабилитации Минздрава Челябинской области Оксана Гончарова.
Что касается Вани, то родители приобрели для сына домашний айтрекер и сейчас совершенствуют навыки общения с помощью взгляда. А потом пошли дальше. Ольга заметила, что Ваня начал пытаться шевелить руками, и купила для него большие разноцветные коммуникативные кнопки с возможностью записи голоса, которые нужно нажимать. Пользоваться руками мальчику сложно, но он изо всех сил старается и очень рад, когда все получается, например, когда может ответить на приветствие не только улыбкой, но и с помощью голосового помощника.
Воодушевившись успехами сына, родители Вани решили помочь быть понятыми и другим детям.
— Мы собрали благотворительные средства, приобрели оборудование и отдали его в центр, где занимается наш ребенок, чтобы не только наш сын, но и его одноклассники с такими же диагнозами, которые не могут разговаривать, двигать руками, могли дать обратную связь свои значимым взрослым — мамам, папам, бабушкам, братьям, сестрам. В итоге наша идея через полгода переросла в проект «Я хочу говорить 74», мы с мужем создали некоммерческую организацию «Свои», занимаемся сейчас темой альтернативной коммуникации, — говорит Ольга. — Это могут быть коммуникативные кнопки, как у Вани, это могут быть клавиатуры с крупными кнопками, которые дети с ограниченными возможностями могут нажать, специальное программное обеспечение, безусловно, без него никуда. В декабре мы выиграли грант, на средства которого будет закуплено оборудование для нашего проекта
Она уверена, многие дети, научившись работать с айтрекером с помощью взгляда, могут не только научиться общаться.
— У нас есть девочка, которая с помощью айтрекера решает задачи по математике с дробями. А еще с его помощью мы с ребятами сейчас создаем мультфильм, все действия героев и озвучку они делают с помощью взгляда, — приводит примеры наша собеседница. — Я нацелена, чтобы дети, которые не могут разговаривать и двигаться, были услышанными и понятыми. Это возможно.
Напомним, под Новый год мы рассказывали историю 36-летнего Кости Кокорина из Миасса, страдающего ДЦП. Он пишет картины и мечтает об айтрекере, чтобы научиться общаться.