Несмотря на неоднократные обращения в Роспотребнадзор, поликлинику, Минздрав региона и городское управление здравоохранения, врачи к Галине (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) так и не пришли. Постановление о самоизоляции заболевшей тоже не вручили. В итоге лечиться молодая женщина была вынуждена самостоятельно и без оформления больничного. Очень подробный (и эмоциональный) рассказ пациентки и комментарии ведомств по этой ситуации читайте в материале 74.RU.
Симптомы болезни, рассказывает челябинка, появились у неё в июле — после контакта с родственниками из другого города.
— Они улетели, и у одного из них поднимается температура, тест на ковид положительный, — рассказывает Галина. — Через несколько дней у нас самих [с мужем] поднимается температура. Понимая, что мы контактны по ковиду и, возможно, сами уже тем же больны, звоню в поликлинику. Объясняю, что мы контактны, и у нас 37,5–38 °С температура, прошу вызвать врача. На что мне отвечают: «У вас температура низкая, врач к вам не приедет, звоните в Роспотребнадзор, вас внесут в реестр, возьмут все данные и откроют больничный. Показаний для взятия анализов нет». Сотрудница поликлиники оставляет мне номер телефона, звоню. На другом конце провода женщина очень серьезно ко всему отнеслась, записала все наши данные: мои, мужа, того самого родственника с ковидом, телефоны, адреса — в общем, всё. Потом проверила, перепроверила и сказала мне: «Ждите! Передала все данные в Роспотребнадзор, они приедут, вынесут постановление, возьмут мазки, откроют больничный». Также она сказала, что Роспотребнадзор проверит всю информацию по нашему заболевшему родственнику, свяжутся [с подразделением] в его городе, и всё будет норм.
Вот детализация звонков Галины за тот день.
Первый вызов — в стол справок поликлиники ГКБ № 8 — длился 14 минут. Второй — на горячую линию Министерства здравоохранения региона — ещё 11 минут. Однако ни в тот день, ни на следующий, рассказывает челябинка, она не дождалась сотрудников Роспотребнадзора или врачей. Поэтому на третий день решила ещё раз позвонить на телефон горячей линии.
— Спрашиваю, когда [врача] ждать-то? Перепроверили мои данные, подтвердили, что мы в реестре, сказали: «Ждите». Я объясняю, что к нам ни врач не приходит, ни с Роспотребнадзора не едут: «Что нам делать?». На что мне эта тётенька говорит: «Пока у вас нет постановления, вы можете свободно передвигаться по городу! Если будет плохо и высокая температура, вызовите скорую». Я говорю: «В смысле мы можем передвигаться по городу? Мы контактные!» — «Так по протоколу», — говорит она. Через несколько дней звонят с работы, спрашивают про больничный, — рассказывает Галина. — Я начинаю опять названивать, мне говорят: «Ждите-е-е!». Дают ещё пару номеров, где я могу узнать по поводу больничного, а ещё говорят: «В поликлинику звоните, узнавайте». Звоню в поликлинику, узнаю, открыли ли мне больничный. Там мне отвечают, что никакого больничного они не открывают по ковиду и говорят вдогонку: «Звоните в Роспотребнадзор. Вы думаете, по каждому чиху к вам будут ездить?». Начинаю звонить по тем номерам, которые мне ещё дали, и, соответственно, по [старому] сценарию я никуда не могу дозвониться. Везде занято или не берут трубки. Потом берут, начинают мне давать ещё номера, по которым звонить. Как футбольный мячик, меня по всем покидали, и ни к чему ничего не привело.
После этого, рассказывает челябинка, она решила обратиться в городское управление здравоохранения, как и советовала в спорных случаях глава города Наталья Котова.
— Там очень внимательная женщина всё записала, всю историю болезни, — делится Галина. — Я в сотый раз рассказала. Она была очень удивлена, что нами никто не заинтересовался, никто не пришел, даже врач. Говорит: «Так у вас сроки контакта уже все прошли, к вам никто не пришел?!». Я ей говорю, что мы и сами уже почти переболели. Минут через сорок мне звонит заместитель главного врача поликлиники — очень обеспокоенный, что ему поступила жалоба с управления здравоохранения. Начинает меня расспрашивать, что случилось и почему я жалуюсь. Я рассказываю. Он говорит мне: «А вы вообще врача-то вызывали?». Караууууул, конечно, вызывали! И нам сказали, что врач не придёт. На что он мне отвечает: «А почему вы сами не пришли?». Я говорю: «Как сами? Мы контактные и с температурой». И тут он выдаёт: «Пока у вас нет предписания, вы не контактны». Как так-то! Я говорю ему, что не пойду заражать остальных, а он мне: «Я вам еще раз повторяю, пока у вас нет предписания, вы не контактны. Поэтому мы приглашаем вас в поликлинику к врачу на осмотр». Сказать, что я офигела — ничего не сказать. Конечно, я никуда не пошла. Капец, товарищи! Если нет бумажки, ты незаразный, ходи и гуляй, где хочешь!
От самостоятельного похода в поликлинику Галина отказалась вовсе не потому, что ей это было трудно, просто челябинка опасалась заразить остальных. Живёт она достаточно далеко от больницы, значит, пришлось бы пользоваться общественным транспортом или такси, а затем контактировать с сотрудниками регистратуры, врачом, соседями по очереди.
— Поскольку история с больничным так и не закончена, звоню в Роспотребнадзор по всем номерам, что нашла в интернете. Попадаю на очень нервную женщину, которая со злости дает мне ещё пару телефонов, где я могу что-то узнать, — продолжает рассказ о своих приключениях челябинка. — На 14-й день болезни (20-й с момента контакта) звоню. Берёт трубку девушка хамоватого типа, я ей опять рассказываю всю историю, она проверяет данные и выдает мне: «Вас нет в наших списках! Никаких данных по вам нет!». Я чуть не упала, начинаю с ней спорить, что уже сто раз мне подтвердили, что есть наши данные. Звоню в Минздрав, меня заверяют, что всё передано в Роспотребнадзор. И мне опять подтверждают, что такого-то числа в 12:30 данные внесены и переданы в Роспотребнадзор! Я опять перезваниваю этой девице, которая оказалась секретарем и владела всей инфой по ковиду, и она мне подтверждает, что нас нет в реестре. После долгих споров и перепроверок она говорит: «Да ваш больной-то в другом городе». Я отвечаю: «Да, в другом, я об этом изначально предупредила, когда оставляла данные». И она говорит: «Пусть ваш родственник звонит в Роспотребнадзор в своём городе, доказывает, что он больной, доказывает, что он прилетал и был в контакте с вами. После того как всё проверится, Роспотребнадзор его города должен позвонить нам и подтвердить эту информацию». Я в шоке полном! На мой вопрос о том, почему мы сидели дома две недели с полной уверенностью, что к нам кто-то придёт, и при этом болели, мне ответили: «Это ваши проблемы».
Через две недели после появления первых симптомов Галине стало лучше, и она сделала тест на антитела в частной клинике. Результаты подтвердили все её догадки. Высоким оказался уровень и антител, выделяемых в активной фазе коронавирусной инфекции (IgM), и тех, что говорят о формировании иммунитета (IgG).
Прокомментировать эту историю мы попросили ведомства, в которые заболевшая обращалась в течение двух недель. И ответы на официальные запросы нас удивили.
— По данным статистического учета сведений об обращении в поликлинику <ФИО пациентки> нет с 01.01.2020 года, — ответили 74.RU в городской больнице № 8. — Также сообщаем, что в период с 01.06.2020 по 31.07.2020 согласно полученным в МАУЗ ГКБ № 8 предписаниям управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области пациентка <ФИО> для наблюдения и обследования не передавалась.
Не нашли данных по обращению челябинки и в городском управлении здравоохранения.
— Звонки в горздраве, которых достаточно много, не фиксируются, — пояснила 74.RU заместитель начальника управления информационной политики администрации Челябинска Ксения Дурманова. — Ситуация, чтобы после обращения по телефону эта информация передавалась в больницу, исключена. Это возможно только при получении официального обращения. Далее. Медучреждение действует строго в соответствии с действующим приказом регионального Минздрава. Официально женщина не оформляла вызов врача на дом по болезни, не заказывала талон, также в медучреждение не поступало предписаний от Роспотребнадзора.
А вот Министерству здравоохранения Челябинской области звонки Галины на горячую линию ведомства отыскать удалось. Судя по детализации, номер 240-15-16 Галина набирала не меньше шести раз 14, 16 и 24 июля.
— Диспетчеры на горячей линии Министерства здравоохранения принимают и фиксируют данные всех обратившихся. Консультируют и передают сведения в Роспотребнадзор для дальнейшей работы, — сообщила 74.RU пресс-секретарь Минздрава Марина Сергеева. — Специалисты Роспотребнадзора также могут видеть реестр звонков горячей линии Минздрава в режиме онлайн. Все звонки записываются. По факту данного обращения мы прослушали входящие. Диспетчер неоднократно объясняет, что при наличии симптомов необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства и что для получения листка нетрудоспособности контакт с заболевшим должен быть подтверждён Роспотребнадзором (потому что именно это ведомство выдаёт положительные анализы на COVID-19).
При этом общие требования, по данным Минздрава, были соблюдены и в этом частном случае.
— Данные вбиваются сразу по дозвонившемуся. Её сейчас и проверили таким образом, по данным из этой анкеты, — заверила Марина Сергеева.
Однако в Роспотребнадзоре региона в ответ на запрос 74.RU сообщили, что данных на такую пациентку у них нет.
— Устное заявление в отделы эпидемиологического надзора и санитарной охраны территории управления Роспотребнадзора по Челябинской области от <ФИО> о контакте с заболевшим COVID-19 из другого региона не поступало, — сообщила заместитель руководителя регионального управления Светлана Лучинина. — В случае регистрации случая COVID-19 (поступления информации из Министерства здравоохранения Челябинской области или из медицинской организации) проводится опрос больного для определения круга контактных лиц, в отношении которых выносятся постановления об изоляции их и направляются предписания в адрес медицинской организации по месту жительства контактных для наблюдения и обследования. Так как информация по <ФИО> не поступала, возможно, больные родственники не обращались в медицинскую организацию.
Однако на детализации звонков Галины хорошо видно, что в Роспотребнадзор она обращалась. А 24 июля челябинке даже удалось дозвониться по номеру, который на сайте самого ведомства значится телефоном Светланы Лучининой. Первый разговор длился четыре минуты, второй — ещё две. Почему тогда данных о Галине нет в базе, по-прежнему непонятно.
Челябинка резюмирует, что в итоге она без больничного просидела 21 день на карантине и вышла на работу, благо работодатель вошёл в её положение.
С начала пандемии официальное число заболевших COVID-19 на Южном Урале достигло 13 885. Скончались 340 пациентов с коронавирусом: из них от осложнений ковида — 103, ещё 237 — от других тяжёлых заболеваний, инфекция у них, по заявлениям Минздрава, была сопутствующей.
В Челябинской области режим повышенной готовности продлили до 6 сентября. После всех предыдущих послаблений это значит сохранение масочного режима и рекомендации оставаться дома пожилым людям. Так, 19 августа Алексей Текслер снял запрет на проведение массовых мероприятий, разрешил работу образовательных организаций, детских игровых комнат, всех развлекательных заведений. Сняты ограничения на количество гостей в загсах при регистрации брака. С 1 сентября разрешается работа кинотеатров.
Есть информация о заболевших COVID-19? Сами попали в больницу с коронавирусом? Анонимность гарантируем. Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.