Ветхо-аварийный фонд не попадет в программу капремонта, выбор между спецсчетами и региональным оператором южноуральцы должны сделать в течение двух месяцев, а резервный фонд увеличится с пяти процентов до 30. Эти поправки приняли депутаты законодательного собрания области на заседании комитета по строительной политике в Законодательном собрании Челябинской области 19 июня. При этом пока не ясно, как будет работать фонд, и кто проконтролирует расход средств населения.
В соответствии с принятыми поправками, из областного закона будут исключены дома, относящиеся к ветхо-аварийному фонду. Кроме того, решение, к какому берегу примкнуть – к региональному фонду и пополнять его копилку или открыть собственный лицевой счет, потратив время на сбор справок – теперь можно только в течение двух месяцев после утверждения областной программы капремонта.
Предполагается, что средства, накопленные на счете регионального оператора, могут быть использованы для финансирования капитального ремонта в домах, собственники помещений в которых также формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. «На эти средства могут ремонтироваться как многоквартирные дома на территории округа, так и на территории других муниципальных образований области, – заявил начальник управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области Александр Дмитриев. – Средства, полученные от собственников, предлагается распределять на другие дома при необходимости. Это делается, чтобы максимально эффективно использовать деньги населения и провести капитальный ремонт, уйдя от инвестиционных процессов, когда деньги будут обесцениваться».
Однако, по мнению депутатов, при естественном росте инфляции деньги обесценятся в любом случае и человек, вложившийся в ремонт другого дома, может не дождаться своей очереди. «При инфляции в шесть процентов, когда наступит очередь моего дома, на этом можно получить только шиш. Первый выиграет, все последующие проиграют?» – усомнился депутат Законодательного собрания Петр Дементьев.
По словам г-на Дмитриева, такая ситуация исключена при постоянном пополнении фонда. На вопрос, как часто они ожидают притока средств, последовал ответ, что поступления будут ежедневными. Предполагается, что заработает и возвратная система, когда на средства одного дома отремонтируют другой, а тот, подкопив денег, вернет сумму на ремонт уже займодателя.
«Также будет создаваться резерв фонда, где использоваться будут не 95 процентов накоплений, как рекомендовалось, а только 70. То есть в резерве оставаться будут не менее 30 процентов» – добавил г-н Дмитриев. Это, по словам начальника управления, делается еще и на случай выхода собственников из фонда для открытия собственного лицевого счета, ведь вложенные деньги нужно будет вернуть.
И, пожалуй, в этом главная недосказанность законопроекта. Не дождавшись ремонта своих домов, многие потребуют обратно свои кровные, и не факт, что 30 резервных процентов хватит на всех.
«Попахивает уголовными делами», – пронеслось по депутатским рядам.
Эта мысль подкрепляется и сомнительной возможностью контроля собственных средств населением и учет его волеизъявления. Ведь не секрет, что собрания собственников у южноуральцев не в моде, а решения, как правило, принимаются небольшой группой людей.
«Все программы по капремонту формируется с участием собственника, он уведомляется, проводятся программы, фонд будет предоставлять отчеты о работах с собственниками помещений», – парировал г-н Дмитриев.
«И потом, каждый может выбрать свою форму оплаты, – добавил председатель строительного комитета Юрий Карликанов. – Ради бога, открывайте спецсчет, нанимайте ТСЖ, ЖСК. Законопроект принимается для того чтобы подстегнуть собственников: если ты хочешь отвечать за свой дом, открой свой лицевой счет, договорись с УК, ТСЖ, собирай собственные деньги, собирай не шесть, а 50 рублей, сам ремонтируй».
По мнению Юрия Карликанова, есть другая проблема, требующая внимания. Помимо одной стороны медали, когда средства населения могут уйти на ремонт других домов, есть и вторая – недоплатежи. «Они могут достичь 50 процентов, и тогда они будут возмещаться региональным бюджетом. Нагрузка на бюджет в этом случае может быть не 1,5 миллиарда рублей, а за два», – уведомил председатель. Однако, как любой налог, с неплательщиков его будут взыскивать с помощью приставов.
В России пошли по пути приватизации квартир, сохранив дома на балансе ЖЭСов. А, например, в бывшей ГДР, пестрящей типичными для нас постройками, было решено последовать примеру ФРГ и для каждого дома найти собственника. При этом за людьми оставили право выбора: при желании у семьи была возможность приватизировать квартиру. В Хеллерсдорфе прежде чем продать квартиры коммерческим организациям, сделали капремонт. Под капитальным ремонтом в данном случае подразумевалась не просто замена изношенного оборудования, систем коммуникаций, но также установка лифтов без надбавки в платежках. Здесь в предельно сжатые сроки – пять дней – провели тотальный ремонт всего дома, включая квартиры жильцов.
«Посудите, а кто будет контролировать средства населения? – озадачилась прокуратура. – В законе прописано, что контроль за целевым использованием средств осуществляется в порядке, разработанном правительством, которого пока нет. Но при этом надзор за деятельностью регионального оператора осуществляется попечительским советом».
«Контроль и надзор – разные вещи. За текущей деятельностью оператора смотрит попечительский совет. Порядок еще будет разработан, контроль будет организован правительством Челябинской области, попечительским советом и контрольными органами области» – уведомил Дмитриев.
«Интересуемся на случай, если будут заявления в прокуратуру о нецелевом использовании средств» – уточнили блюстители конституции. По мнению депутата Андрея Барышева, без этого не обойдется.
«Это бомба замедленного действия. Мы уже сейчас начинаем обманывать людей, мы сейчас собираем деньги, а у них капитальный ремонт будет через 15 лет, да инфляция съест эти деньги! Не лучше ли в течение этого срока потратить их на нужды дома, которые определят сами жильцы? – говорит Барышев. – У нас в области 70 процентов жилого фонда нуждаются в капремонте. Это старый жилфонд, где низкая собираемость платежей. Сегодня мы заберем на их ремонт деньги с новых многоэтажек, а через какое-то время оттуда придут люди, и скажут: «Верните нам наши деньги». И когда все придут, резервных 30 процентов вам точно не хватит. Это финансовая пирамида».
По мнению депутата, есть другое решение проблемы. «У каждого дома есть свой счет, люди должны сами принять решение и сформулировать необходимый взнос. Это договор между двумя субъектами. Региону в отношения «УК – собственник» вмешиваться не нужно», – резюмировал Андрей Барышев.
Однако, по словам Юрия Карликанова, истинная цель закона – не упустить государственное финансирование капремонтов. «К 1 июля мы уже должны иметь этот закон, так как в противном случае не попадем в программу софинансирования капитального ремонта в соответствии с 185-м федеральным законом, – подвел итоги заседания Юрий Карликанов. – Теперь же мы получим дополнительные средства из федерального бюджета на капитальный ремонт жилого фонда, это свыше 300 млн рублей, может, и больше. Закон начнет действовать с 1 января 2014 года, в конце года будет принята программа по капитальному ремонту жилого фонда местным правительством, и после этого в течение двух месяцев собственники должны будут определиться, как они будут работать – через спецсчета или регионального оператора».