В Москве решили кардинально разобраться с нехваткой парковок. Теперь на каждую квартиру нового жилого дома будет предусмотрено одно парковочное место. Такое предложение внесли областные власти. В Челябинске же пока ориентируются на строительный норматив, который часто не совпадает с реальной потребностью горожан в парковках. Сколько готов потратить челябинский застройщик, чтобы обеспечить жильцов машино-местами, выяснял сайт DomChel.ru.
Изучая спрос
Согласно строительным правилам, на тысячу жителей в многоэтажке должно приходиться 400-450 машино-мест. Для коммерческой недвижимость цифры другие: здесь на 100 квадратных метров торговой площади полагаются 5-6 парковочных мест. Ясно, что чаще всего просторные парковки строят рядом с недешевыми домами, жители которых, помимо квартир, могут позволить себе и автомобиль (а может, даже и не один). И в последние годы застройщики все чаще присматриваются к подземным паркингам.
«Правильные застройщики строят подземные парковки, – рассуждает заместитель директора по развитию СК «Легион» Алексей Сахаров. – Но чтобы ее построить, нужно сделать проект, перенести тысячи тонн земли, понести большие затраты на гидроизоляцию, водоотведение и прочее. Поэтому чаще всего парковку изначально строят вместе с домом, и она сразу включена в проект».
Челябинцу, пожелавшему купить персональное место для своего четырехколесного коня, такое парковочное место обойдется примерно в 500-600 тысяч рублей. У некоторых застройщиков ценник ниже. Впрочем, и подход к реализации таких мест у всех разный. Если в «Легионе» предпочитают самостоятельно продавать парковочные места, то в том же СК «Доступное жилье» это дело доверяют управляющей компании.
Требований к подземным парковкам немало. В них должны быть предусмотрены системы пожаротушения, вентиляции, дымоудаления. Пока парковка находится на земле – все просто. Как только объект уходит под землю – его стоимость увеличивается в разы. Алексей Сахаров добавляет: «По адресу улица Бейвеля, 6 мы начали строить подземную парковку на 343 места в 2007 году. Закопали в нее миллионы, но продать до сих пор до конца не можем».
Борьба с менталитетом
Московские власти разработали новые нормативы градостроительного проектирования. По ним новостройки в Подмосковье теперь не должны быть выше девяти этажей, а владельцы квартир должны быть обеспечены наземными и подземными паковочными местами по принципу «одна семья – одно машино-место». Кроме того, у каждого дома должен появиться гостевой паркинг на 50 машино-мест.
Причин, по которым парковочные места даже в недешевых домах расходятся с трудом, много. Главной застройщики называют экономию. «Казалось бы, люди покупают квартиры за несколько миллионов. У них точно есть авто. Как в этом случае без парковки? Однако когда на жилье потрачены такие деньги, полмиллиона на парковку и ее дальнейшее ежемесячное содержание выглядят уже как значительные траты, – отмечает Алексей Сахаров. – Процент покупателей, которые вместе с квартирами покупают место в паркинге, не превышает 10. Спрос невелик, а затраты на строительство серьезные. Так что мы решили больше не строить подземных парковок и остановимся исключительно на наземных. Так, в ЖК «Подсолнухи» мы строим надземную парковку на 500 машино-мест, чтобы сдавать ее в аренду. На наш взгляд, это выгоднее».
Однако не все застройщики против подземных парковок. В СК «Доступное жилье» рассказали, что строят такую парковку в жилом комплексе «Крылья». Там появится парковка на 150 машино-мест для двух одноподъездных 16-этажек. «Изначально мы проектировали меньшую парковку, но в итоге решили ее расширить, – комментирует директор компании «Доступное жилье» Андрей Яцун. – Продаваться места будут за 400 тысяч рублей за место, а что не продастся – будет сдано в аренду. Поэтому, думаю, парковка себя окупит и, что немаловажно, оправдает. Планируем заключать договоры с собственниками жилья, чтобы машины во дворе не стояли и дети могли свободно гулять. Места на парковке должно хватить всем».
Еще варианты?
Однако существуют и другие варианты парковок. Так, в соседнем Екатеринбурге рядом с офисным зданием скоро появится многоярусная автоматизированная стоянка. Но челябинский покупатель, по мнению застройщиков, для такой новинки пока не созрел. «У нас менталитет еще не тот, – говорит Алексей Сахаров. – Как, например, объяснить людям, что даже собственное машино-место требует затрат на обслуживание? Застройщик эти деньги не в карман положит, а направит на оплату трудов дворника, электрика, охранника, за электричество, отопление. Но мы рано или поздно к этому придем», – резюмирует Алексей Сахаров.
«У нас люди преимущественно сами не хотят пользоваться парковками, – соглашаются в СК «Доступное жилье». – Многие все еще предпочитают парковаться на газонах, даже в ущерб собственным дворам».
Застройщики убеждены, что проблема нехватки парковок должна выйти из замкнутого круга «застройщик – собственник» и стать общей. Ведь в той же Европе уже есть опыт, когда парковки помогают строить по целевым программам муниципалитеты.
Другое мнение
Впрочем, не всегда дополнительные паркинги служат горожанам во благо.
Когда-то паркинг возводил «Жилтехстрой», но, не достроив, помещение перепродал. Новый собственник начал реализацию паркинга по своему усмотрению. Челябинец Евгений еще двенадцать лет назад приобрел парковочное место в подземном паркинге с эксплуатируемой крышей рядом с домом по улице Чичерина, 33в. Место на стоянке обошлось ему в 460 тыс. рублей. Но до сих пор он не может оставить там свое авто: застройщик продал машино-места, но парковку не достроил. Кстати, из-за парковки дом остался без дворовой площадки, так как ее построили всего в 13 метрах от дома. Кстати, по словам местных жителей, из-за такого соседства несколько лет назад пожарная машина не могла подъехать к дому именно из-за злополучной заброшенной парковки.