Министерство культуры подготовило законопроект, по которому регионы смогут сдавать в аренду памятники архитектуры по прейскуранту один рубль ежемесячно за каждый квадратный метр сроком на 49 лет. Отметим, что пока такие расценки доступны только в столице. Правда, есть одна оговорка: один рубль за квадрат – лишь начальная цена, так как здания будут выставляться на аукционах, сообщает РБК daily.
Из кошелька коммерсантов
Льготная цена, по мнению законодателей, привлечет инвесторов в глубинку и спасет провинциальные достопримечательности от полного растления. Но не все инвесторы разделяют их оптимизм, полагая, что особняки с историей за пределами Москвы, Петербурга и некоторых городов Золотого кольца никому не нужны и за рубль.
Есть и еще нюансы: сдаваться в аренду по льготной цене будут лишь архитектурные памятники, фактически представляющие собой руины. Чтобы гарантированно получить такой памятник в аренду на 49 лет, инвесторам придется выполнить все работы по его восстановлению за пять лет. В противном случае о праве на аренду придется забыть.
То, что инициатива будет воспринята на ура в исторических центрах, например Петербурге, ни у кого не вызывает сомнения. Сегодня там содержание старинного особняка площадью в пять тысяч квадратных метров обходится в среднем в 70 миллионов рублей ежегодно, а после введения новой программы минимальная ставка может составить всего пять тысяч рублей в год. Затраты же на реставрацию остаются неизменными – при средней цене две тысячи долларов за один квадратный метр они составят около 300-350 миллионов рублей. Как ни крути, сумма внушительная.
Но эксперты высказывают сомнения, как долго инвесторы готовы вкладываться в реставрацию памятников. «Пять лет – достаточный срок, чтобы без излишней спешки восстановить памятник архитектуры, – считает координатор федерального движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. – Однако у инвестора всегда есть желание завершить все работы побыстрее, чтобы объект начал как можно раньше окупаться. А это может привести к утрате архитектурных достоинств памятника». В регионах ситуация может быть еще более острой: во многих провинциальных городах градозащитное движение развито слабо развито или вообще не представлено, и в профильных ведомствах там гораздо меньше специалистов, отвечающих за правомерность строительных работ в архитектурных памятниках. Это значит, что архитектурные памятники на местах подвергаются еще больше опасности.
На местах
Лишь треть из 131-й тысячи архитектурных памятников в стране находится в удовлетворительном состоянии, а почти десятая часть аварийна или стоит в руинах. В Челябинской области насчитывается порядка трех тысяч архитектурных памятников. Кстати, за порчу особо ценных объектов культурного наследия законом предусмотрен штраф от 20 млн рублей, а также уголовная ответственность – до 6 лет заключения.
Челябинск – далеко не безбедный на исторические памятники город, но интерес к ним год от года угасает. «Памятников становится все меньше, – рассказал представитель челябинского отделения Союза архитекторов Сергей Якобюк. – Где-то еще сохранились исторические ансамбли, как, например, в городке МВД, есть отдельно стоящие объекты, а где-то есть так назывемая историческая среда. Считаю, что наиболее важно сохранить эту самую историческую среду. И еще до начала застройки центра современными объектами нами высказывалось предложение оградить от новых построек такие точки, но, к сожалению, не везде удалось их уберечь. Сейчас остались отдельные вкрапления от старинной среды, например Картинная галерея по Труда, соседствующее с ней здание СЭС, табачная фабрика и некоторые другие здания. А поскольку государство теперь подписалось под своей неготовностью заботиться о памятниках, это бремя решили переложить на коммерсантов. Но мы-то знаем, что все памятники уже заняты инвесторами – коммерческими организациями или даже бюджетными организациями. Это наиболее привлекательные объекты, в центре города, например. Какова судьба остальных, неясно. В любом случае все будет зависеть от того, как заработает закон. И важно, чтобы все работало вкупе. Если в Европе коммерциализация архитектурных памятников – обычная практика, там же действуют и обременения: если собственник здания не отремонтировал его, то он лишается преференций, и дом продается другому. Но там архитектура – их козырь. Насколько в России велик интерес коммерсантов к этим объектам?»
И бизнесмены не скрывают – сегодня арендовать офис в высотном бизнес-центре куда выгоднее, чем вкладываться в архитектурный объект. «В столице это актуально. Там исторический статус здания прибавляет ему престижа и соответственно компании, люди это ценят. А в Челябинске еще не появились такие ценители, – делится мнением директор ЦН «Елькина, 85» Валерий Шкодских. – У меня как-то был клиент, который хотел арендовать архитектурный памятник, однако муниципалитет поставил неприемлемые условия. Для начала клиенту предлагалось просто выкупить здание. Оно находилось в центре города, и земля под ним была дорогой, это оказалось ему не под силу. В Челябинске гораздо выгоднее снимать современный офис в каком-нибудь бизнес-центре, куда не надо вкладываться».
Тем не менее в области находятся инвесторы, готовые вкладываться в реставрацию культурных памятников. Так были отремонтированы гостиница «Башкирово» в Троицке и бывшая земская управа в Златоусте. «Инвесторов не так много, потому что на них накладывается много обременений, – рассказал начальник управления государственной охраны объектов культуры минкульта области Александр Баландин. – Необходимо составить акт о состоянии здания. А он стоит в пределах 400 тысяч рублей. Также необходим проект охранных зон (до 500 тысяч рублей), проект предмета охраны (от 150 тысяч рублей) и другие документы. Также есть экспертиза Минкульта, которая тоже не бесплатная. Если же закон заработает и аренда действительно обойдется коммерсанту в один рубль за квадрат, это станет весомым стимулом. В том числе в Челябинске, который, как ни крути, является культурной столицей области».
Фото: Фото с сайта Yakaev.livejournal.com