Челябинцы достают из почтовых ящиков платежки за тепло, изучают квитанции в «личных кабинетах» и продолжают возмущаться драконовскими суммами. Тревожными сообщениями южноуральцы забросали и инстаграм губернатора Алексея Текслера.
— Просьба — разберитесь с ЖКХ, ну это же неправильно — 4 дня [в январе] был мороз, начислили, как за месяц. Они сами себе хозяева, что хотят, то и делают. Сдирают с людей последние деньги, скоро все платить не будут. И это не есть правильно, — возмущается пользователь под ником alex_mt82.
— Что происходит со счетами за отопление? Кошмар какой-то. Прошлый месяц на 1300 больше, в этом месяце еще больше. Обращение в Жилинспекцию направила, никакой реакции, — сообщает bokova5782.
— В том году писала в Жилинспекцию, пришла стандартная отписка. Сколько потратили, столько оплатили, хотя была очень теплая зима. Там круговая порука. С приходом УСТЭК счета за отопление сильно увеличились. Они уже в новостях написали, что холодная зима, счета будут большие, — печалится oksana_motorina_.
— Большая просьба — разберитесь, пожалуйста, с УСТЭК по отоплению, сумма огромная выставлена за январь 2021 года, — просит bykovaliudmila6668.
В пресс-службе губернатора сообщили, что все обращения челябинцев внимательно изучают и берут в работу.
— Губернатор лично читает сообщения горожан в инстаграме и других соцсетях. Он в курсе, что челябинцев взволновал рост платежей за отопление в январе 2021 года, — сообщил 74.RU пресс-секретарь Сергей Зюсь. — В региональном Министерстве тарифного регулирования и энергетики пояснили, что в декабре 2020 года и в январе 2021 года тарифы на тепловую энергию для АО «УСТЭК-Челябинск» не изменялись, рост тарифа к ноябрю 2020 года отсутствует. По данным Минтарифов, рост платы за отопление в январе может быть связан с определением объема потребляемой тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета или с особенностями порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. Власти держат ситуацию на контроле. За разъяснениями по конкретным ситуациям можно обратиться в управляющую компанию, теплоснабжающую организацию и Госжилинспекцию.
В квитанциях за коммуналку плата за отопление составляет существенную сумму, порой до половины общих расходов. После первой волны возмущения горожан энергетики сообщили, что на повышенные суммы за отопление повлиял январь — самый холодный месяц за последние три года.
В то же время немалая часть челябинцев получила платежки за тепло с теми же цифрами, что и в декабре. Но счастливчики не спешат радоваться. Люди опасаются, что за февраль им все-таки выставят удвоенные счета.
Почему такая путаница с платежками?
Дело в том, что начисления за тепло прежде всего зависят от того, есть ли в здании общедомовой прибор учета (ОПУ). Важно: речь идет о многоквартирном доме.
Вариант 1. Нет общедомового счетчика
Тогда плата за отопление зависит от трех параметров:
норматив на отопление — количество гигакалорий, которое требуется для обогрева одного квадратного метра площади. В каждом регионе — свой норматив;
тариф на отопление — стоимость одной гигакалории тепла;
отапливаемая площадь.
Горожане, которым начисляют за тепло по нормативу, ежемесячно платят одинаковую сумму. Энергетики подсчитывают общую стоимость за весь отопительный сезон — с октября по май — и распределяют ее равномерно по месяцам. Такие жильцы как раз получили обычные счета за январь. Но именно они ежегодно возмущаются, почему им выставили счет за тепло в мае, хотя батареи стали холодными в конце апреля.
Вариант 2. Есть общедомовой счетчик
Тогда плата зависит от четырех параметров:
количество потребленного домом тепла — показания счетчика;
тариф на отопление — стоимость одной гигакалории тепла;
отапливаемая площадь квартиры;
отапливаемая площадь здания (в том числе подъезды, пристроенные магазины и так далее).
Горожане, которым начисляют за тепло по счетчику, каждый месяц платят разные суммы в зависимости от того, сколько показал прибор учета. Если отопление отключили в конце апреля, то в мае счетов уже не будет. Здесь каждый дом платит только за себя и только по факту потребления. Согласитесь, это выглядит более справедливым решением.
В Челябинске общедомовыми приборами учета тепловой энергии оборудованы около 60% многоквартирных домов в зоне теплоснабжения № 1 (это большая часть города. — Прим. ред.).
А что будет при теплой зиме?
Объяснения представителей теплоснабжающих организаций о том, что плата за отопление может меняться в зависимости от погоды, устроили не всех горожан.
— А когда было тепло, когда дождь шел на улице, никто отопление-то не снижал, — замечает пенсионерка Марина Ивановна. — У нас в общем-то по дому счетчики стоят, и, с одной стороны, грех жаловаться, а с другой, я думаю, что это все равно не из-за январских морозов [повышение].
— Да, нам уже жить невыносимо с такими счетчиками и с такими квитанциями, которые приходят, — жалуется 48-летняя Валентина Александровна, рабочая на стройке. — А с кем разбираться-то? Каждый год одно и то же, разбирайся — не разбирайся, будешь платить, и всё, не будешь платить — арестуют, все карты заблокируют, и будь здоров, живи как хочешь. У нас каждый год повышают, живи как хочешь.
В первую неделю февраля была оттепель, дневные температуры поднимались до +6 градусов. Значит, на обогрев домов и подогрев воды требовалось меньше энергии. Всех волнует вопрос — уменьшатся ли итоговые суммы в февральских квитанциях?
— Начисления за тепловую энергию производятся на основании переданных управляющей компанией показаний общедомовых приборов учета. Если в феврале 2021 года будет теплее и дом потребит меньше тепловой энергии, то и суммы в квитанциях будут меньше. Месяц только начался, пока трудно предсказать, какой будет средняя температура. В первую неделю февраля наблюдалось потепление, сейчас средняя температура — минус 26–27 градусов, — объяснили в компании «Уралэнергосбыт» (агент АО «УСТЭК-Челябинск» по сбыту тепловой энергии. — Прим. ред.). — Учитывая температурные качели, которые мы наблюдаем в последнее время, сложно предсказать, сколько тепловой энергии будет потрачено в феврале на обогрев многоквартирных домов.
По словам энергетиков, управляющая компания и собственники всех помещений также могут влиять на энергопотребление дома.
— Зона ответственности теплосетевых компаний заканчивается на границе ввода в дом коммуникаций. За распределение тепла внутри многоквартирных домов отвечают непосредственно управляющие компании, — отметили в «Уралэнергосбыте». — Многое зависит от грамотного управления и проведения энергосберегающих мероприятий. Например, УК должна своевременно регулировать систему отопления в зависимости от погодных условий, отслеживать параметры теплоносителя и расход тепла.
Топ-топ-перетоп
Что на самом деле кроется за повышенными платежами за тепло в холодные месяцы? Почему горожане жалуются, что, какая бы ни была погода, им все равно выставляют огромные счета? Мы поговорили об этом с экспертами. Они сходятся на том, что определенное лукавство есть с обеих сторон.
— Если средняя температура в январе была действительно ниже, чем в другие годы, то вполне объяснимо, что цифры в квитанциях выше. Счетчик показывает факт. Это техника, она измеряет фактическое потребление тепловой энергии домом, — объяснила и. о. начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Элла Никитина. — Жители часто требуют некоего перерасчета в теплую погоду. Но если мы говорим о домах со счетчиками, то управляющие компании снимают показания приборов учета по факту. Если в феврале температура наружного воздуха будет выше, чем в январе, если в целом месяц будет более теплым, то, скорее всего, и показания общедомовых приборов учета станут ниже.
Минимально допустимая температура в жилых помещениях составляет +20 °C (в угловых комнатах +22 °C), а максимальная доходит до +24 °C (в угловых комнатах до +26 °C). Источник: Правила предоставления коммунальных услуг и свод правил «Строительная климатология».
Хотя подводные камни есть и здесь. Проблема в том, что жителям домов трудно проконтролировать реальный расход тепла, указали эксперты.
— Если здание не оборудовано системой автоматического регулирования в зависимости от погоды (такие приборы есть в новостройках, но в целом их мало), то в теплые дни жители открывают форточки и просто «отапливают улицу». При этом им все равно придется полностью заплатить за поданное в дом тепло, включая и то, что улетело в форточку, — объяснил представитель управляющей компании, попросивший не называть его имени.
Экономия лучше всего видна там, где стоит прибор, запрограммированный на регулировку подаваемого в дом тепла в соответствии с температурой наружного воздуха. Иначе всё зависит от ручной регулировки.
«Жители обычно жалуются, когда им холодно. А когда жарко, все молчат»
— Управляющая компания не должна допускать перетопа, даже если теплоснабжающая организация выдает больше тепла, чем положено. Задача УК — пустить в дом столько тепла, сколько положено, — акцентировала Элла Никитина. — Проблема в том, что перетоп надо фиксировать. Когда жители жалуются на низкую температуру в квартирах, мы фиксируем этот момент — проверяем, замеряем, выдаем предписание обеспечить надлежащие параметры теплоснабжения. То же самое должно быть с перетопами. Есть ГОСТ, в котором говорится о том, какая температура оптимальная. Если в дом подано тепло выше этой температуры, то это перетоп. Но жители обычно жалуются, когда им холодно. А когда жарко, все молчат. Возможно, не видят взаимосвязи между слишком высокой температурой и цифрами в платежках.
Энергетики часто пеняют управляющим компаниям, что они плохо подготовили внутридомовое оборудование к зиме.
«Странно: в прошлом году всё было нормально, а в этом году вдруг УК перестали своими домами заниматься»
— Это напоминает недавнюю ситуацию с грязной водой в Челябинске. Виноваты оказались все, кроме водоканала. Мы плохо обслуживаем, не промываем домовые коммуникации, все резко разучились работать, — рассуждает директор управляющей компании «Домоуправ-Челябинск» Артём Клименко. — При этом сами энергетики зачастую подают на дом тепло с завышенными параметрами. В наших домах стоят индивидуальные тепловые пункты, которые регулируют температуру в трубах и батареях дома в зависимости от температуры на улице. То есть у нас перетопа нет, а в старых домах с этим наверняка сталкиваются.
Проблема перетопов — когда в любую погоду в доме жара — особенно характерна для так называемого «старостроя», добавили специалисты в сфере ЖКХ.
— В старых домах никто ничего регулировать не будет — ни автоматически, ни вручную. Иногда это просто технически невозможно или бесполезно. И энергетики, понимая это, спокойно перетапливают дома. Жарко? Ну извините, мы же вам тепло поставили, счетчики это зафиксировали, — поделился наблюдениями представитель управляющей компании, работающей на старом жилфонде. — А то, что жители окна пооткрывали, — уже их проблемы. Люди все равно за всё заплатят.
Температура на улице влияет на объем полезного отпуска тепла. Поэтому, когда в доме нет узла погодного регулирования, постоянно возникают недотоп или перетоп, подтверждают эксперты.
«Включены ли в платежки потери из-за аварий и покрывает ли таким образом ресурсоснабжающая организация убытки, обычным потребителям узнать невозможно»
— Проверить это могут только контрольно-надзорные органы. Причем сделать это в инициативном порядке, например, на основании появившейся информации в СМИ, — уверен эксперт тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» Павел Склянчук.
В законодательстве перерасчет платы жильцов за отопление в сторону уменьшения предусмотрен. Но, по мнению представителя ОНФ, если нет общедомовых приборов учета потребления, на практике это очень плохо работает.
Подорожало ли у вас отопление квартиры за январь?
Среди причин завышенных счетов также фигурируют не вовремя переданные показания общедомовых приборов учета.
— Каждый месяц в одно и то же время мы передаем эти показания. Отправляем как в электронном виде, так и в бумажной форме. А сотрудники УСТЭК заносят показания теплосчетчиков в свою программу. Да простит меня УСТЭК, но иногда бывают ошибки в начислениях. По нашему микрорайону («Академ Riverside». — Прим. ред.) раза три точно были — то нолик не там поставят, то девятку. Поэтому на одном доме вместо 80 гигакалорий появилось вдруг 180, — привел пример Артём Клименко. — Бывает, что недоначислили в холодный месяц, а потом добавили это в следующий месяц, а он был теплее. И люди возмущаются: как же так?
Если собственники жилья не хотят оплачивать лишнее тепло, им лучше принять решение об установке прибора автоматической регулировки отопления. Сейчас такое оборудование ставится в новостройках, в рамках программы капремонта, а также в других домах по решению общего собрания и если есть техническая возможность.
— Мы иногда смотрим начисления за отопление в новых домах с такими приборами и даже удивляемся — всего по 700–800 рублей за месяц зимой, — рассказали в региональной Госжилинспекции. — Да, такие приборы стоят довольно дорого, но расходы окупаются экономией на платежах за отопление.
Куда пожаловаться на неправильные начисления за тепло
Если вы считаете, что вам насчитали лишнего, а от объяснений управляющей компании и энергетиков легче не стало, можно попросить Госжилинспекцию проверить обоснованность начислений.
Обращение в Госжилинспекцию можно направить:
по почте: 454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 43;
в электронной форме через сайт ГИС ЖКХ;
через специальный ящик для приема обращений, расположенный на первом этаже Главного управления ГЖИ (Челябинск, ул. Энгельса, 43).
— Через соцсети, по электронке, через платформу обратной связи, через интернет-приемную на нашем сайте можно получить ответы на некоторые вопросы. Но основанием для организации контрольно-надзорных мероприятий являются только те обращения, которые позволяют установить личность заявителя (так требует закон. — Прим. ред.), — объяснила пресс-секретарь Госжилинспекции Юлия Лебедева.
Как повышали плату за тепло в Челябинске
Последний раз тарифы на коммунальные услуги повышали с 1 июля 2020 года. По данным регионального Минтарифов, рост составил 3,4%.
В прошлом году челябинцы столкнулись с похожей ситуацией по отоплению — получили завышенные счета за декабрь. Тогда энергетики объяснили неожиданный рост новой датой учета: управляющие компании теперь передают показания общедомовых счетчиков 26-го числа каждого месяца, а раньше — до 23-го. Поэтому недостающую сумму доначислили в последней квитанции.
А в другой раз энергетики признали ошибку в расчетах по конкретному дому. Выяснилось, что некорректно применение показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Собственникам и пользователям помещений указанного дома пообещали сделать перерасчет.