24 июля суббота
СЕЙЧАС +19°С

Откуда взялись жгучие цифры в платежках за отопление в Челябинске? Разбираемся с экспертами

Энергетики кивают на морозы, эксперты — на возможный перетоп

Поделиться

После январских счетов за отопление кажется, что проще греться любовью<br>

После январских счетов за отопление кажется, что проще греться любовью

Поделиться

Челябинцы достают из почтовых ящиков платежки за тепло, изучают квитанции в «личных кабинетах» и продолжают возмущаться драконовскими суммами. Тревожными сообщениями южноуральцы забросали и инстаграм губернатора Алексея Текслера.

— Просьба — разберитесь с ЖКХ, ну это же неправильно — 4 дня [в январе] был мороз, начислили, как за месяц. Они сами себе хозяева, что хотят, то и делают. Сдирают с людей последние деньги, скоро все платить не будут. И это не есть правильно, — возмущается пользователь под ником alex_mt82.

— Что происходит со счетами за отопление? Кошмар какой-то. Прошлый месяц на 1300 больше, в этом месяце еще больше. Обращение в Жилинспекцию направила, никакой реакции, — сообщает bokova5782.

Возмущенные горожане просят губернатора разобраться с ЖКХ

Возмущенные горожане просят губернатора разобраться с ЖКХ

Поделиться

— В том году писала в Жилинспекцию, пришла стандартная отписка. Сколько потратили, столько оплатили, хотя была очень теплая зима. Там круговая порука. С приходом УСТЭК счета за отопление сильно увеличились. Они уже в новостях написали, что холодная зима, счета будут большие, — печалится oksana_motorina_.

— Большая просьба — разберитесь, пожалуйста, с УСТЭК по отоплению, сумма огромная выставлена за январь 2021 года, — просит bykovaliudmila6668.

Инстаграм Текслера забросали жалобами на подорожавшее тепло

Инстаграм Текслера забросали жалобами на подорожавшее тепло

Поделиться

В пресс-службе губернатора сообщили, что все обращения челябинцев внимательно изучают и берут в работу.

— Губернатор лично читает сообщения горожан в инстаграме и других соцсетях. Он в курсе, что челябинцев взволновал рост платежей за отопление в январе 2021 года, — сообщил 74.RU пресс-секретарь Сергей Зюсь. — В региональном Министерстве тарифного регулирования и энергетики пояснили, что в декабре 2020 года и в январе 2021 года тарифы на тепловую энергию для АО «УСТЭК-Челябинск» не изменялись, рост тарифа к ноябрю 2020 года отсутствует. По данным Минтарифов, рост платы за отопление в январе может быть связан с определением объема потребляемой тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета или с особенностями порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению. Власти держат ситуацию на контроле. За разъяснениями по конкретным ситуациям можно обратиться в управляющую компанию, теплоснабжающую организацию и Госжилинспекцию.

В квитанциях за коммуналку плата за отопление составляет существенную сумму, порой до половины общих расходов. После первой волны возмущения горожан энергетики сообщили, что на повышенные суммы за отопление повлиял январь — самый холодный месяц за последние три года.

В то же время немалая часть челябинцев получила платежки за тепло с теми же цифрами, что и в декабре. Но счастливчики не спешат радоваться. Люди опасаются, что за февраль им все-таки выставят удвоенные счета.

Почему такая путаница с платежками?

Дело в том, что начисления за тепло прежде всего зависят от того, есть ли в здании общедомовой прибор учета (ОПУ). Важно: речь идет о многоквартирном доме.

Вариант 1. Нет общедомового счетчика

Тогда плата за отопление зависит от трех параметров:

  • норматив на отопление — количество гигакалорий, которое требуется для обогрева одного квадратного метра площади. В каждом регионе — свой норматив;
  • тариф на отопление — стоимость одной гигакалории тепла;
  • отапливаемая площадь.
Там, где жители платят по нормативу, цифры в январе и декабре одинаковые

Там, где жители платят по нормативу, цифры в январе и декабре одинаковые

Поделиться

Горожане, которым начисляют за тепло по нормативу, ежемесячно платят одинаковую сумму. Энергетики подсчитывают общую стоимость за весь отопительный сезон — с октября по май — и распределяют ее равномерно по месяцам. Такие жильцы как раз получили обычные счета за январь. Но именно они ежегодно возмущаются, почему им выставили счет за тепло в мае, хотя батареи стали холодными в конце апреля.

Вариант 2. Есть общедомовой счетчик

Тогда плата зависит от четырех параметров:

  • количество потребленного домом тепла — показания счетчика;
  • тариф на отопление — стоимость одной гигакалории тепла;
  • отапливаемая площадь квартиры;
  • отапливаемая площадь здания (в том числе подъезды, пристроенные магазины и так далее).
Там, где жители платят по общедомовому счетчику, цифры увеличились минимум на 500 рублей

Там, где жители платят по общедомовому счетчику, цифры увеличились минимум на 500 рублей

Поделиться

Горожане, которым начисляют за тепло по счетчику, каждый месяц платят разные суммы в зависимости от того, сколько показал прибор учета. Если отопление отключили в конце апреля, то в мае счетов уже не будет. Здесь каждый дом платит только за себя и только по факту потребления. Согласитесь, это выглядит более справедливым решением.

В Челябинске общедомовыми приборами учета тепловой энергии оборудованы около 60% многоквартирных домов в зоне теплоснабжения № 1 (это большая часть города. — Прим. ред.).

А что будет при теплой зиме?


Объяснения представителей теплоснабжающих организаций о том, что плата за отопление может меняться в зависимости от погоды, устроили не всех горожан.

— А когда было тепло, когда дождь шел на улице, никто отопление-то не снижал, — замечает пенсионерка Марина Ивановна. — У нас в общем-то по дому счетчики стоят, и, с одной стороны, грех жаловаться, а с другой, я думаю, что это все равно не из-за январских морозов [повышение].

— Да, нам уже жить невыносимо с такими счетчиками и с такими квитанциями, которые приходят, — жалуется 48-летняя Валентина Александровна, рабочая на стройке. — А с кем разбираться-то? Каждый год одно и то же, разбирайся — не разбирайся, будешь платить, и всё, не будешь платить — арестуют, все карты заблокируют, и будь здоров, живи как хочешь. У нас каждый год повышают, живи как хочешь.

В первую неделю февраля была оттепель, дневные температуры поднимались до +6 градусов. Значит, на обогрев домов и подогрев воды требовалось меньше энергии. Всех волнует вопрос — уменьшатся ли итоговые суммы в февральских квитанциях?

— Начисления за тепловую энергию производятся на основании переданных управляющей компанией показаний общедомовых приборов учета. Если в феврале 2021 года будет теплее и дом потребит меньше тепловой энергии, то и суммы в квитанциях будут меньше. Месяц только начался, пока трудно предсказать, какой будет средняя температура. В первую неделю февраля наблюдалось потепление, сейчас средняя температура — минус 26–27 градусов, — объяснили в компании «Уралэнергосбыт» (агент АО «УСТЭК-Челябинск» по сбыту тепловой энергии. — Прим. ред.). — Учитывая температурные качели, которые мы наблюдаем в последнее время, сложно предсказать, сколько тепловой энергии будет потрачено в феврале на обогрев многоквартирных домов.

По словам энергетиков, управляющая компания и собственники всех помещений также могут влиять на энергопотребление дома.

— Зона ответственности теплосетевых компаний заканчивается на границе ввода в дом коммуникаций. За распределение тепла внутри многоквартирных домов отвечают непосредственно управляющие компании, — отметили в «Уралэнергосбыте». — Многое зависит от грамотного управления и проведения энергосберегающих мероприятий. Например, УК должна своевременно регулировать систему отопления в зависимости от погодных условий, отслеживать параметры теплоносителя и расход тепла.

Топ-топ-перетоп

Что на самом деле кроется за повышенными платежами за тепло в холодные месяцы? Почему горожане жалуются, что, какая бы ни была погода, им все равно выставляют огромные счета? Мы поговорили об этом с экспертами. Они сходятся на том, что определенное лукавство есть с обеих сторон.

— Если средняя температура в январе была действительно ниже, чем в другие годы, то вполне объяснимо, что цифры в квитанциях выше. Счетчик показывает факт. Это техника, она измеряет фактическое потребление тепловой энергии домом, — объяснила и. о. начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Элла Никитина. — Жители часто требуют некоего перерасчета в теплую погоду. Но если мы говорим о домах со счетчиками, то управляющие компании снимают показания приборов учета по факту. Если в феврале температура наружного воздуха будет выше, чем в январе, если в целом месяц будет более теплым, то, скорее всего, и показания общедомовых приборов учета станут ниже.

Минимально допустимая температура в жилых помещениях составляет +20 °C (в угловых комнатах +22 °C), а максимальная доходит до +24 °C (в угловых комнатах до +26 °C). Источник: Правила предоставления коммунальных услуг и свод правил «Строительная климатология».

Хотя подводные камни есть и здесь. Проблема в том, что жителям домов трудно проконтролировать реальный расход тепла, указали эксперты.

— Если здание не оборудовано системой автоматического регулирования в зависимости от погоды (такие приборы есть в новостройках, но в целом их мало), то в теплые дни жители открывают форточки и просто «отапливают улицу». При этом им все равно придется полностью заплатить за поданное в дом тепло, включая и то, что улетело в форточку, — объяснил представитель управляющей компании, попросивший не называть его имени.

Экономия лучше всего видна там, где стоит прибор, запрограммированный на регулировку подаваемого в дом тепла в соответствии с температурой наружного воздуха. Иначе всё зависит от ручной регулировки.

— Управляющая компания не должна допускать перетопа, даже если теплоснабжающая организация выдает больше тепла, чем положено. Задача УК — пустить в дом столько тепла, сколько положено, — акцентировала Элла Никитина. — Проблема в том, что перетоп надо фиксировать. Когда жители жалуются на низкую температуру в квартирах, мы фиксируем этот момент — проверяем, замеряем, выдаем предписание обеспечить надлежащие параметры теплоснабжения. То же самое должно быть с перетопами. Есть ГОСТ, в котором говорится о том, какая температура оптимальная. Если в дом подано тепло выше этой температуры, то это перетоп. Но жители обычно жалуются, когда им холодно. А когда жарко, все молчат. Возможно, не видят взаимосвязи между слишком высокой температурой и цифрами в платежках.

Энергетики часто пеняют управляющим компаниям, что они плохо подготовили внутридомовое оборудование к зиме.

— Это напоминает недавнюю ситуацию с грязной водой в Челябинске. Виноваты оказались все, кроме водоканала. Мы плохо обслуживаем, не промываем домовые коммуникации, все резко разучились работать, — рассуждает директор управляющей компании «Домоуправ-Челябинск» Артём Клименко. — При этом сами энергетики зачастую подают на дом тепло с завышенными параметрами. В наших домах стоят индивидуальные тепловые пункты, которые регулируют температуру в трубах и батареях дома в зависимости от температуры на улице. То есть у нас перетопа нет, а в старых домах с этим наверняка сталкиваются.

Проблема перетопов — когда в любую погоду в доме жара — особенно характерна для так называемого «старостроя», добавили специалисты в сфере ЖКХ.

— В старых домах никто ничего регулировать не будет — ни автоматически, ни вручную. Иногда это просто технически невозможно или бесполезно. И энергетики, понимая это, спокойно перетапливают дома. Жарко? Ну извините, мы же вам тепло поставили, счетчики это зафиксировали, — поделился наблюдениями представитель управляющей компании, работающей на старом жилфонде. — А то, что жители окна пооткрывали, — уже их проблемы. Люди все равно за всё заплатят.

Температура на улице влияет на объем полезного отпуска тепла. Поэтому, когда в доме нет узла погодного регулирования, постоянно возникают недотоп или перетоп, подтверждают эксперты.

— Проверить это могут только контрольно-надзорные органы. Причем сделать это в инициативном порядке, например, на основании появившейся информации в СМИ, — уверен эксперт тематической площадки ОНФ «Жильё и городская среда» Павел Склянчук.

В законодательстве перерасчет платы жильцов за отопление в сторону уменьшения предусмотрен. Но, по мнению представителя ОНФ, если нет общедомовых приборов учета потребления, на практике это очень плохо работает.

Среди причин завышенных счетов также фигурируют не вовремя переданные показания общедомовых приборов учета.

— Каждый месяц в одно и то же время мы передаем эти показания. Отправляем как в электронном виде, так и в бумажной форме. А сотрудники УСТЭК заносят показания теплосчетчиков в свою программу. Да простит меня УСТЭК, но иногда бывают ошибки в начислениях. По нашему микрорайону («Академ Riverside». — Прим. ред.) раза три точно были — то нолик не там поставят, то девятку. Поэтому на одном доме вместо 80 гигакалорий появилось вдруг 180, — привел пример Артём Клименко. — Бывает, что недоначислили в холодный месяц, а потом добавили это в следующий месяц, а он был теплее. И люди возмущаются: как же так?

Если собственники жилья не хотят оплачивать лишнее тепло, им лучше принять решение об установке прибора автоматической регулировки отопления. Сейчас такое оборудование ставится в новостройках, в рамках программы капремонта, а также в других домах по решению общего собрания и если есть техническая возможность.

— Мы иногда смотрим начисления за отопление в новых домах с такими приборами и даже удивляемся — всего по 700–800 рублей за месяц зимой, — рассказали в региональной Госжилинспекции. — Да, такие приборы стоят довольно дорого, но расходы окупаются экономией на платежах за отопление.

Куда пожаловаться на неправильные начисления за тепло

Если вы считаете, что вам насчитали лишнего, а от объяснений управляющей компании и энергетиков легче не стало, можно попросить Госжилинспекцию проверить обоснованность начислений.

Поделиться

Обращение в Госжилинспекцию можно направить:

  • по почте: 454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 43;
  • в электронной форме через сайт ГИС ЖКХ;
  • через специальный ящик для приема обращений, расположенный на первом этаже Главного управления ГЖИ (Челябинск, ул. Энгельса, 43).

— Через соцсети, по электронке, через платформу обратной связи, через интернет-приемную на нашем сайте можно получить ответы на некоторые вопросы. Но основанием для организации контрольно-надзорных мероприятий являются только те обращения, которые позволяют установить личность заявителя (так требует закон. — Прим. ред.), — объяснила пресс-секретарь Госжилинспекции Юлия Лебедева.

Как повышали плату за тепло в Челябинске

Последний раз тарифы на коммунальные услуги повышали с 1 июля 2020 года. По данным регионального Минтарифов, рост составил 3,4%.

В прошлом году челябинцы столкнулись с похожей ситуацией по отоплению — получили завышенные счета за декабрь. Тогда энергетики объяснили неожиданный рост новой датой учета: управляющие компании теперь передают показания общедомовых счетчиков 26-го числа каждого месяца, а раньше — до 23-го. Поэтому недостающую сумму доначислили в последней квитанции.

А в другой раз энергетики признали ошибку в расчетах по конкретному дому. Выяснилось, что некорректно применение показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Собственникам и пользователям помещений указанного дома пообещали сделать перерасчет.

По теме (19)

оцените материал

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ45
  • ПЕЧАЛЬ9

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...