Челябинцы возмутились цифрами в платежках за отопление, которые они получили за ноябрь. Сообщения и скриншоты квитанций начали присылать в нашу редакцию. В теплоснабжающей организации сообщили, что плата может меняться в зависимости от месяца начисления и погодных условий. В ситуации разбирался 74.RU.
«В квартирах не жарко, но цены растут»
Жители дома на Комсомольском проспекте, 109а в Челябинске пожаловались, что у них дома холодно, но цифры в квитанциях только растут.
— С наступлением отопительного сезона опять прилетели «космические» счета за тепло. Хотя холодов еще не было, а в квартирах жильцов совсем не жарко. Например, за ноябрь пришла сумма больше, чем была в январе и феврале этого года, — рассказал житель дома на Комсомольском проспекте, 109а. — Спросил у инженера нашей управляющей компании, как у них устроена автоматика на доме. Он сказал, что в доме нет никакой автоматики от слова совсем, а счетчик считает ровно те объемы, которые приходят и уходят от «УСТЭК». Раз в месяц они передают всего один показатель: суммарный объем. Возникает вопрос: как может быть в ноябре суммарный объем выше, чем в январе и феврале, если даже холодов нет?
В общедомовом чате жильцы бурно обсуждают тему отопления. Правда, мнения разделились: одни сетуют, что у них прохладно, другие говорят, что ходят босиком.
Мужчина сравнил несколько платежек за разные месяцы — январь, февраль, ноябрь — и у него возникли новые вопросы. Разница в итоговых суммах в платежках, например, за январь и ноябрь — 260 рублей. Вроде бы немного, согласен Дмитрий, но при этом его смутило, как это всё рассчитывается.
— «УСТЭК» делит суммарный объем на три составляющих: отопление, подогрев воды на ГВС по нормативу и подогрев воды на ГВС по счетчикам. Откуда берут эти числа? Допустим, объем подогрева на ГВС по счетчикам можно вычислить, исходя из переданных показаний жильцов. Но откуда идет подогрев по нормативу и почему он так сильно отличается от месяца к месяцу? На этот вопрос не хотят отвечать. А ведь получается, что, манипулируя числом «подогрев воды на ГВС по нормативу», можно получить ту сумму, которая удобна поставщику тепла, — недоумевает житель дома на Комсомольском проспекте, 109а. — Вот у нас в январе подогрев воды по нормативу — 41, в феврале — 30, а в ноябре уже 18 Гкал. И чем меньше будет это число, тем больше будет счет за тепло. Ну, не может быть потребление в ноябре с чуть теплыми батареями больше, чем в январе, когда батареи — кипяток!
«Тарифы изменились с июля»
Почему при одинаковом потреблении в январе и ноябре получились разные цифры в платежках, как рассчитывается плата за тепло и что означает подогрев воды по нормативам, если есть общедомовой счетчик? С такими вопросами 74.RU обратился в компанию «Уралэнергосбыт». Именно она рассчитывает, сколько владельцы той или иной квартиры должны заплатить за тепло («Уралэнергосбыт» — агент АО «УСТЭК-Челябинск» по сбыту тепловой энергии. — Прим. ред.).
— В многоквартирном доме на Комсомольском проспекте, 109а расчет за отопление и подогрев горячей воды производится по показаниям общедомового прибора учета. В ноябре 2021 года расход тепловой энергии составил 712 Гкал. В январе 2021 года — тоже 712 Гкал, в феврале — 694 Гкал. Но в связи с тем, что с 1 июля изменились тарифы, сумма начислений стала больше, — сообщили в пресс-службе компании «Уралэнергосбыт».
В таблице, где указана информация по общедомовому прибору учета, можно увидеть суммарный объем тепловой энергии — количество Гкал, израсходованных на отопление и подогрев воды, а также площадь жилых и нежилых помещений, объяснили в пресс-службе «Уралэнергосбыта».
Подогрев воды по нормативам — это объем Гкал, потребленный по нормативу, который зависит от работоспособности счетчика, количества проживающих в жилом помещении. Подогрев воды по показаниям — это объем потребленной тепловой энергии, затраченной на подогрев воды (Гкал), рассчитанный исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
— Отметим, что объем Гкал на подогрев воды может изменяться в зависимости от вышеперечисленного, — добавили в теплоснабжающей организации.
В компании также обратили внимание, что фактическое теплопотребление в многоквартирных домах зависит от многих факторов — периода начислений, погодных условий, технического состояния и эффективности работы внутридомовой системы отопления.
— Ответственные лица обязаны следить за содержанием многоквартирного дома, своевременно регулировать систему отопления, проводить мероприятия по энергосбережению и ремонтные работы. К сожалению, многие управляющие компании халатно относятся к подготовке к отопительному периоду, несмотря на то что это обязанность закреплена за ними на законодательном уровне. В результате растут теплопотери и счета, — заключили в «Уралэнергосбыте».
Куда пожаловаться на неправильные начисления за тепло
В Госжилинспекции 74.RU сообщили, что несогласные с начислениями жильцы могут обратиться в ведомство.
— Через соцсети, по электронке, через платформу обратной связи, через интернет-приемную на нашем сайте можно получить ответы на некоторые вопросы. Но основанием для организации контрольно-надзорных мероприятий являются только те обращения, которые позволяют установить личность заявителя (так требует закон. — Прим. ред.), — объяснили в Госжилинспекции.
Обращение в Госжилинспекцию можно направить:
по почте: 454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 43;
в электронной форме через сайт ГИС ЖКХ;
через специальный ящик для приема обращений, расположенный на первом этаже Главного управления ГЖИ (г. Челябинск, ул. Энгельса, 43).
Ранее 74.RU разбирал с экспертами, откуда взялись жгучие цифры в платежках за отопление в Челябинске.
А здесь вы найдете пошаговую инструкцию, как добиться перерасчета за коммуналку.
1 июля 2021 года коммунальные тарифы в России выросли в среднем на 4%. В прошлый раз цены на услуги пересматривали год назад — с 1 июля 2020 года. Тогда, по данным регионального Минтарифов, рост составил 3,4%.