RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске

Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

4 м/c,

зап.

730мм 80%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Мой дом Хостел в Челябинске: хобби или выгодный бизнес?

Хостел в Челябинске: хобби или выгодный бизнес?

Несколько лет назад молодой предприниматель из Москвы Даниил Мишин открыл сеть хостелов в своем городе и на Украине. К 20 годам он стал одним из самых известных и состоятельных хостельеров в мире и доказал прибыльность этого вида гостиничного бизнеса. История его успеха вдохновила многих российских предпринимателей рассмотреть создание хостела как вариант инвестирования своих средств.

В столице Южного Урала также поддержали хостел-движение, и за последние пару лет гостиницы подобного типа стали появляться как грибы после дождя. Хостел «Достоевский» открылся в 2012 году и стал первым официальным хостелом в Челябинске. А последний хостел открылся буквально три недели назад. «Для многих людей такой вид гостиниц был новым явлением, а для некоторых остается непонятным до сих пор», – признается владелец челябинского хостела «Достоевский» Денис Лихачев.

Хостел – явление на самом деле не новое. Первая такая система размещения постояльцев была известна еще в 1909 году в Германии. В России она появилась значительно позже, в 1992 году, в Санкт-Петербурге. Но особую популярность по всему миру приобрела в последние 10 лет. Открытию подобных домашних гостиниц способствовало и развитие «бэкпекинга» – туризма налегке. Такие туристы часто переезжают с места на место, они неприхотливы в быту и довольствуются простыми вариантами ночлега. Часто такие места становились своеобразными «клубами путешественников», где люди не только находили приют, но и общались. Сегодня хостелы продолжают соответствовать этим требованиям: они предоставляют посетителям жилье на короткий или длительный срок по привлекательной низкой цене, в скромных, но вполне комфортных условиях. И остаются местом с особой атмосферой, своей «тусовкой».

Ночевка в промышленном городе

На первый взгляд кажется, что постояльцами хостелов могут стать разве что туристы. Южный Урал при этом сложно назвать туристической зоной. Но сейчас много внимания уделяется притоку туристов в города, в Челябинск в том числе. Хотя востребованность такого гостиничного бизнеса в промышленном городе по-прежнему вызывает много вопросов. «В июне этого года нашему хостелу будет год. За это время мы могли сделать определенные выводы о рентабельности этого бизнеса, – рассказывает руководитель челябинского хостела Sunshine Наталья Троян. – Наш город скорее не туристический, а деловой и спортивный. Гостиницы здесь более востребованы, чем хостелы. Возможно, последние будут удобны для расположения спортсменов в будущем. Но сейчас спортивные организации готовы сотрудничать только с определенными гостиницами и не хотят рассматривать что-то новое».

А вот владелец нового хостела «Апельсин» Артур Саруханов уверен в обратном: «Хостелы со временем могут стать конкурентами местным отелям и гостиницам. У них есть ряд преимуществ. Например, наличие кухни. Постоялец сам может готовить себе еду, что экономит его средства. Цена за размещение в хостеле сравнительно ниже – 300–500 рублей за сутки. Кроме того, хостелы можно назвать местом знакомств с интересными людьми из разных городов».

Кто в хостеле живет?

Размещение в хостелах привлекает постояльцев в первую очередь своей экономичностью. Они рассчитаны на людей, которые хотят жить в центре города и при этом платить за проживание небольшую сумму денег. Как правило, это люди разного возраста со сравнительно невысоким уровнем достатка. «Часто это молодежь, – говорит Наталья Троян. – Есть и люди, которые приезжают в Челябинск в командировку. Но они обычно не жалеют денег на дорогие отели, потому что оплачивает все компания, которая отправляет их в поездку. К тому же во всех хостелах есть правила: не употреблять спиртного, не курить. Такие ограничения устроят не каждого».

Владелец хостела «Апельсин» Артур Саруханов уверен, что те, кто приезжает в Челябинск по работе, тоже могут стать их клиентами. «У меня есть опыт работы в сфере аренды квартир посуточно, там основная аудитория – командированные, – рассказывает Артур. – Полагаю, что они смогут стать в скором времени потенциальными жильцами хостелов. Среди командированных тоже найдутся те, кто хочет сэкономить на проживании, не ущемляя себя в комфорте».

Итоговые затраты включают в себя и ежемесячные, и разовые расходы.

Часто постояльцы хостелов – это определенный круг людей, которые регулярно перемещаются по стране и останавливаются в мини-гостиницах разных стран, они давно знакомы с такой европейской системой размещения. Но для того, чтобы хостелы развивались и приносили доход, нужно регулярное привлечение новой аудитории. Об этом говорит Денис Лихачев: «Технически организовать хостел – купить мебель, оборудование, снять и отремонтировать помещение – несложно, но это лишь верхушка айсберга. Надо понимать, что хостел – это сложный и отнюдь не сверхприбыльный бизнес. Важно наработать «своих» клиентов. Так как мы были первым хостелом «Достоевский», открытым по франшизе, да и вообще первым хостелом Челябинска, то таких клиентов нам пришлось искать самим. Лучшей рекламой является еще сарафанное радио. Новые клиенты узнают о нас от знакомых или через Интернет».

Юридические тонкости

Сегодня деятельность хостелов регулируется только федеральными законами, которые касаются технических аспектов или защиты прав потребителей, например. Их сертификация – дело добровольное. Информация об их деятельности, если не считать налогообложения, носит скорее уведомительный характер, поскольку эти объекты размещения пока не значатся в российской классификации гостиничных услуг. Но такие мини-гостиницы могут выйти из «серой» зоны уже во второй половине 2014 года. Правительство сейчас рассматривает поправки в Гражданский кодекс. Согласно им гостиницы и хостелы, в которых меньше 50 номеров, не нужно будет переводить в нежилой фонд. Эти изменения упростят работу «организаций, предоставляющих гостиничные услуги в малых средствах размещения».

По мнению руководителя риелторской компании «Фамиан» Анны Фазыловой, открытие хостела для предпринимателей сейчас усложняется тем, что в законодательстве нет конкретных норм для его оформления. На него распространяются лишь нормы как на аренду или покупку любой другой недвижимости. Поэтому большинство владельцев хостелов пренебрегают официальным оформлением своей гостиничной деятельности.

«Хостелы сегодня должны подвергаться если не лицензированию, то оформлению своей юридической деятельности – обязательно, – уверена риелтор компании Real-Best Ирина Савицкая. – Это оформление индивидуального предпринимательства или создание ООО, например. Несмотря на эти правила, практика показывает, что в туристических городах особенно хостелы редко оформляют юридически».

Регистрация объекта и оплата налогов обязательна, если вы хотите избежать проблем с законом. С этим согласен владелец челябинского хостела «Достоевский» Денис Лихачев: «Нелегальная деятельность таит в себе слишком много рисков для предпринимателя. К тому же всех постояльцев-иностранцев необходимо ставить на учет в Федеральную миграционную службу».

Хороший хостел – это не только качественный ремонт помещения, комфортабельные для проживания места. Это еще и его удачное расположение, инфраструктура, доброжелательный персонал. Невозможно открыть его, не учитывая ряд требований. Например, на одного человека в хостеле должно приходиться не менее пяти квадратных метров; минимальная высота потолков должна быть не менее двух с половиной метров; свободное пространство между кроватями в помещении должно составлять около 75 сантиметров и так далее.

Чаще всего хостелы располагаются в жилых домах. Не всегда для них есть отдельный вход и не всегда они находятся на первых этажах. Поэтому еще один нюанс – соседство с местными жителями. Своим опытом поделился Денис Лихачев: «Первое время отношение жителей дома к нам было негативным. Во всех хостелах для проживающих есть правила, администраторы следят за их соблюдением. Соседей надо уважать, не нарушать их покой».

Доходы, расходы и риски

Открыть хостел «с нуля» – удовольствие не из дешевых. Проще переоборудовать уже существующее помещение. Идеальный вариант – бывшее общежитие или обычная квартира. В трехкомнатной квартире, например, можно открыть хостел на 8-9 койко-мест. Переоборудовать квартиру таким образом можно за меньшие деньги – от 400 тысяч до нескольких миллионов рублей. В зависимости от «аппетитов» его владельцев размера помещения, количества мест и так далее.

При создании хостела по франшизе сумма вложений составит как минимум 10 000 рублей на квадратный метр. Но аренда или покупка недвижимости для создания хостела – далеко не единственные финансовые затраты. Каждый месяц работы такой «домашней гостиницы» стоит денег, как и любой работающий бизнес. Это оплата аренды и коммунальных услуг, зарплата сотрудникам, расходы на рекламу и прочее. Такие расходы придется оплачивать, даже если хостел будет пустовать. А именно так чаще всего и происходит: на «раскрутку» потребуется какое-то время – от двух-трех месяцев до года. В этот период, по словам владельцев хостела, они работают в убыток или «в ноль». «Полная окупаемость проекта может составить несколько лет. При первоначальных подсчетах суммы затрат кажутся меньше, в реальности же это лишь минимальные вложения», – утверждает Денис Лихачев.

«Гостиничный бизнес считается окупаемым минимум года через два-три после открытия. Нашему нет еще и года, поэтому об окупаемости пока даже речи нет, вложения продолжаются ежемесячно, – признается Наталья Троян. – Мы крупный хостел, на 50 мест. Возможно, хостелы с количеством мест поменьше окупаются быстрее».

Средняя стоимость проживания в челябинских хостелах составляет 350–500 рублей за койко-место в сутки, домашние номера стоят около 1000 рублей. При этом их владельцы ждут от них регулярной высокой выручки. «По нашим расчетам хостел ежемесячно должен приносить по 50-100 тысяч», – говорит Артур Саруханов. Но данный бизнес может быть безубыточным при среднегодовой загрузке постояльцами больше чем на 50%. А такой уровень гостиница может показать только спустя несколько лет.

Прибыльность работы хостелов и спрос на их услуги в Челябинске сегодня имеет больше вопросов, чем ответов. Несмотря на это, такой новый вид гостиничного бизнеса пользуется у предпринимателей особой популярностью. «Хостелы в Челябинске открываются не из-за того, что есть спрос на них. А скорее, из-за желания молодых людей заработать много денег на этом. На данный момент хостелов в нашем городе переизбыток», – признается Наталья Троян.

Появление новых гостиниц такого типа и рост конкуренции рискует разорить их владельцев, при условии что за ближайшие несколько лет Южный Урал не станет туристической Меккой. Ведь развитие хостел-движения тесно связано с развитием туризма. «Челябинск, как любой другой город-миллионник, безусловно, нуждается в сети хостелов хорошего уровня, – уверен Денис Лихачев. – Развитие нового формата гостиниц положительно влияет на туристическую привлекательность города и региона».

Прежде чем создавать на своих квадратных метрах хостел, стоит просчитать все возможные риски. «Покупать помещение под хостел или превращать в него свою недвижимость, не зная в целом рынка, особенностей работы этой сферы, я бы посчитал рискованным делом, – говорит Артур Саруханов. – Лучше сперва арендовать помещение, открыться, посмотреть, как пойдут дела. После того, как ты получишь достаточную прибыль, можно будет и выкупить помещение».

По словам руководителя риелторской компании «Фамиан» Анны Фазыловой, хостелы – это новомодное явление, новый бизнес, который может быть прибыльным. Он прельщает молодых предпринимателей Челябинска, которые хотят попробовать себя в этом. Приобретение квадратных метров для создания хостела может быть оправдано. Даже если этот бизнес не принесет плодов, недвижимость – выгодное вложение денег. Впоследствии ей можно распоряжаться как угодно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления