депутат российского парламента Георгий Лазарев
– Для чего понадобился новый закон, ведь от принятия предыдущего прошло всего два года?
– Сегодня многие принимаемые законы направлены на повышение роли и значения политических партий в жизни общества и государства. Закон о выборах депутатов Госдумы также усиливает значение партий в жизни общества. Он предусматривает, что все депутаты Госдумы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.
– Кто же будет формировать эти федеральные списки?
– Федеральные списки кандидатов выдвигаются только политическими партиями, которые имеют право участвовать в выборах в соответствии с законом о политических партиях. В федеральном списке может быть не более 450 кандидатов. Кстати, это могут быть не только члены партии, но и беспартийные или представители других партий. Единственное ограничение: таких должно быть не более половины всего списка.
– А каковы условия формирования блоков?
– По новому закону создание избирательных блоков не предусматривается.
– То есть блок «Родина» будет вне закона…
– Да, и к тому же есть еще одно условие. Федеральный список разбивается на две части: общефедеральную и региональную. В общефедеральном списке не должно быть более трех кандидатов. А региональный список должен охватывать всю территорию России.
– На основании чего происходит регистрация списков?
– Как и раньше, на основании залога или подписей избирателей. Причем, если сначала внесен залог, а затем собраны подписи, то залог возвращается. Партии, которые были допущены к распределению депутатских мандатов на предыдущих выборах, в последующих освобождаются от необходимости собирать подписи или вносить залог.
– Как новый закон регулирует финансовую составляющую выборов?
– Политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, обязаны создавать избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Предельная сумма фонда для одной партии – 260 млн рублей. Могут создаваться также фонды региональных отделений, которые расходуются в основном на проведение предвыборной агитации.
– А каков порог прохождения в Госдуму по новому закону?
– К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил не менее семи процентов голосов. Предусмотрен также механизм распределения депутатских мандатов внутри списка, с тем, чтобы представительство регионов было возможно более полным.
– Кто и как готовил предложенный закон?
– Законопроект подготовлен Центральной избирательной комиссией. При подготовке учитывались рекомендации парламентских слушаний, которые были проведены в Госдуме в октябре прошлого года по итогам выборов в органы государственной власти в 2000-2004 годах. Данный законопроект поддержало и правительство России. В настоящее время закон готов к первому чтению в Госдуме.
член федерального политсовета и лидер регионального отделения «Союза правых сил» Владимир Караманов
«Авторы идеи перехода на пропорциональную систему избрания депутатов нижней палаты парламента кивают на зарубежный опыт. Дескать там, у них эта система успешно действует многие годы. Но они лукавят или недоговаривают. Ни в одной стране мира с большим населением нет чисто партийно-списочной системы. И даже французы отказались от нее, после того как несколько лет назад на выборах много голосов получил националист Ле-Пен.
Более того, в результате отмены одномандатных округов и перехода к пропорциональной системе выборов в Госдуму пострадает, в первую очередь, «Единая Россия». Судите сами. Из 300 с лишним депутатов-единороссов только около 120 были избраны по партийному списку, остальные победили в одномандатных округах. Кому выгодна новая избирательная система? Точно не «партии власти» и не Кремлю, который всегда опирался на парламентариев-одномандатников. Зато, наверняка, на руку маргиналам из ЛДПР и «Родины», которые лихо оперируют популистскими лозунгами и проваливают выборы в округах.
С другой стороны, социологические исследования показывают, что депутатам-одномандатникам избиратели доверяют в шесть раз больше, чем парламентариям, избранным по партийным спискам. Ответственность одномандатников перед избирателями выше, они более чутко улавливают настроения и проблемы рядового избирателя. Не случайно практически все немногочисленные члены фракции «единороссов», голосовавшие против правительственной редакции закона о монетизации льгот, были избраны в Государственную думу по одномандатным округам.
Есть, конечно, в обсуждаемом законопроекте и положительные моменты. В частности, это попытка устранить порочную практику, при которой лидеры федерального списка победившей партии отказывались от мандата и в думу проходили никому не известные личности.
Однако в целом законопроект только усиливает бесконтрольность власти со стороны общества».