6 декабря понедельник
СЕЙЧАС -4°С

Челябинск пришел к ГЛАВному вопросу

Поделиться

Мечты либерально настроенных челябинцев о возвращении прямых выборов мэра могли бы воплотиться в реальность на публичных слушаниях по изменению Устава города, но провести референдум по этому вопросу еще ни в одном городе России не удавалось – дальше создания инициативной группы и подачи заявления в избирательную комиссию дело не заходило. Подробнее о том, существуют ли шансы на прямые выборы главы Челябинска и кто из областных парламентариев в связи с этим готов поднять шум на публичных слушаниях, – в материале Chelyabinsk.ru.

Уставные слушания бьют по партиям

В четверг, 26 декабря, в Челябинской гордуме состоятся публичные слушания по внесению изменений в Устав города. Главный вопрос в повестке – количество избирательных округов, в соответствии с которыми будут распределены мандаты на выборах депутатов в 2014 году. Кроме того, на слушаниях будет предложено одобрить поправки, которые отменят выборы по партспискам. Таким образом, будущий состав гордумы будет определяться без привязок к той или иной партии. На слушаниях также рассмотрят предложения от общественности, и здесь могут быть сюрпризы. В частности, о своих намерениях выступить на трибуне заявили депутаты Законодательного собрания Челябинской области – либерал-демократ Андрей Ткаченко и коммунист Константин Нациевский.

Изменения в Устав Челябинска вносят в рамках приведения регионального законодательства в соответствие с инициативой сенатора А. Клишаса. Депутаты ЗСО на декабрьском заседании предоставили муниципалам право самим выбирать, какое количество депутатов будут избираться по партспискам, а какое – по одномандатным округам.

На «сокола Жириновского» повлияло выступление президента России Владимира Путина, который во время пресс-конференции по итогам уходящего года уточнил свои тезисы, ранее обращенные в послании Федеральному Собранию, о необходимости реформы системы местного самоуправления. По словам главы государства, независимо от структуры управления на местном уровне мэров необходимо выбирать. Вопрос о том, кто их будет выбирать – губернаторы, депутаты или население, остался за скобками.

«Слова Путина про выборы мэров на пресс-конференции 19 декабря некоторые уже поспешили истолковать в том духе, мол, речь идет вовсе не исключительно о прямых выборах. И на самом деле президент имеет в виду «выбирать» как противовес предложению «назначать». И существующая на данный момент в Челябинске двухуровневая система тезису Путина не противоречит», – расшифровал послание президента лидер фракции ЛДПР в ЗСО Андрей Ткаченко, который намерен придти на публичные слушания и призвать депутатов вернуть в Устав положение о прямых общенародных выборах мэра.

Как заявил в разговоре с корреспондентом Chelyabinsk.ru лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании Челябинской области Константин Нациевский, при реформе системы местного самоуправления для сохранения политической конкуренции важно оставить выборы депутатов по партийным спискам. Иначе противники «Единой России» потеряют шансы на участие в управлении городским хозяйством.

«Московские выборы стали отправной точкой, после которой власть сделала разворот на 180% от партийной системы, – объяснил Константин Нациевский. – Нас убеждают, что меняется всего лишь система выборов. На самом деле меняется политическая система. На первый взгляд может показаться, что голосовать за конкретного человека вроде бы легче. А если он еще дарит подарки, в агитационно-избирательный период обещает, например, благоустроить улицу, двор, подъезд, то у него появляются все шансы обойти безденежного соперника-оппозиционера. То, что богатенький кандидат в парламенте будет голосовать против интересов граждан, против социальных программ, но за поддержку своего буржуазного класса, часто до избирателей не доходит».

Ликвидация гордум как шоковая терапия

Не исключено, что усилия сторонников возвращения прямых выборов мэра так и останутся без результата. На такую мысль наталкивает предложенная прокремлевским Институтом социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) реформа местного самоуправления. Согласно заключению специалистов фонда, составляющего предвыборные программы для «Единой России» и ОНФ, по одному из сценариев городские думы целесообразно ликвидировать, а выборы мэров – отменить.

«Управленческий каркас в городах и административных районах субъектов РФ создают районные и городские государственные администрации. Их главы назначаются губернатором – всенародно избранным высшим должностным лицом субъекта РФ», – говорится в пояснительной записке фонда ИСЭПИ к проекту реформы системы местного самоуправления.

О председателе фонда ИСЭПИ Дмитрии Бадовском его коллеги отзываются скорее с одобрением, нежели с критикой. Так, челябинский политолог Алексей Ширинкин причислил его к пулу экспертов, приближенных к заместителю руководителя администрации президента РФ Вячеславу Володину.

«Это новые люди, которые пришли в администрацию после Владислава Суркова, – подчеркнул Алексей Ширинкин. – Я думаю, что Бадовский прекрасно понимает – его идея работать не будет. Этот проект нереален. Если он будет реализован, в России на несколько лет воцарится хаос. На мой взгляд, задача была совершенно другая – поощрить гражданское общество, выделить спикеров и лоббистов от городских советов, поговорить на эту тему. Государство понимает, что в муниципалитетах не все слава богу: денег нет, где их взять, тоже непонятно».

Серьезная проблема с выборами мэров, по мнению Алексея Ширинкина, может возникнуть еще и потому, что найти ответственных, не связанных с частным бизнесом кандидатов, будет непросто. То, что власть постепенно к этому идет, свидетельствует участь главы Каслинского района Александра Коробейникова, который был приговорен к четырем годам колонии за то, что подписал контракт об исполнении муниципального заказа, когда накануне отопительного сезона работы в котельной не были исполнены до конца.

«Арестовывать и сажать человека за то, что он не очень квалифицированно и эффективно управлял хозяйством, – чересчур жесткая мера, – полагает политолог. – Его выбрали на эту должность, так, может быть, избиратели тоже должны нести ответственность за его проступки».

Если назначение руководителей крупных городов все-таки доверят губернаторам, то придется менять федеральное и региональное законодательство, уточнил директор челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Сергей Зырянов. Этот процесс может затянуться на неопределенное время и будет сопровождаться конфликтами из-за противоречий в самой необходимости менять систему управления городами.

«Мне кажется, этот проект рассчитан на то, чтобы прозондировать общественность, посмотреть реакцию региональных и муниципальных элит на данную тему, – сказал Сергей Зырянов. – Если идея ИСЭПИ будет реализовываться, процесс перехода к нововведениям будет очень болезненным, затратным и долговременным. Фактор времени – один из ограничителей, который действует против реформы, поскольку в 2016 году в стране пройдут выборы депутатов Госдумы, а в 2018 – президента».

По мнению политтехнолога Александра Святова, выгода от задумки ИСЭПИ просматривается исключительно для правящей партии. Для того, чтобы поднять уровень доверия населения к власти в проблемных муниципалитетах, вертикаль управления госаппарата спускается вниз. Иными словами, предлагаемая реформа МСУ выстраивает цепочку «президент – губернатор – мэр». И если одно из звеньев становится нелояльным, то в режиме ручного управления на него идет прямое воздействие.

«У нас менталитет такой, что люди привыкли решать проблемы за счет кого-то наверху, – посетовал Александр Святов. – Если на заводе случается проблема, рабочие пишут коллективные письма президенту. А на Западе все по-другому. Там люди сами решают, на что потратить деньги из местного бюджета. Нужна дорога – проголосовали, деньги выделили, построили, а государство занимается исключительно внешнеполитическими связями, обороной страны, вырабатывает общий курс развития».

Оппозиция верит в референдум

В августе 2013 г. на встрече с представителями политических партий губернатор Челябинской области М. Юревич заявил, что не будет вмешиваться в тему прямых выборов мэра. «Челябинск при Сергее Давыдове живет неплохо. И все видят и знают, что он делает. Возможно, мне и хочется сохранить власть, которая работает эффективно и еще не забронзовела», – высказался глава региона.

Лидер челябинских национал-патриотов, председатель регионального отделения партии «Великая Россия» Лев Большаков заявил о том, что упразднение мэрских выборов будет означать конец всего местного самоуправления, нарушение принципа его независимости и полного огосударствления.

«Челябинская оппозиция пытается подготовить референдум за прямые выборы главы города. По-моему, тут пора готовиться к борьбе за сохранение самоуправления как такового. Я не являюсь ярым сторонником демократии, но муниципалитет – это единственный уровень, где она нужна и вообще возможна», – написал в своем блоге Лев Большаков.

По сведениям одного из активистов движения за возвращение прямых выборов мэра Челябинска Александра Корецкого, избирательная комиссия Челябинска рассмотрит заявление не раньше новогодних праздников. То есть к публичным слушаниям по изменению Устава вопрос о проведении референдума не решится. Впрочем, шансов у оппозиции практически нет. Опыт других городов показывает, что дальше избиркома заявление общественников не продвигалось.

По словам координатора волонтерского движения за возвращение прямых выборов мэра Нижнего Новгорода Петра Костюка, в России подобные референдумы еще не проводились. «Наше заявление избирком не принял по формальным причинам. Ошибка нашлась в том, что в паспортных сведениях членов инициативной группы было неправильно написано «Нижний Новгород» – надо было сократить до «г. Н. Новгород». Поэтому суд отказал в оспаривании решения избирательной комиссии. Но сейчас мы заново соберем группу и еще раз попробуем добиться проведения референдума», – не оставляет надежд нижегородская оппозиция.

Изменения в Устав Челябинска, отменяющие всенародные выборы мэра, гордума приняла 13 мая 2010 г. Этим же решением структура управления законодательной и исполнительной власти была разделена – полномочиями главы города наделили председателя думы, а глава администрации стал стал наемным сити-менеджером. Инициатором изменения Устава выступил губернатор области Михаил Юревич, вступивший в эту должность 22 апреля того же года. Позже, 4 июня, на сессии гордумы главой Челябинска утвердили Станислава Мошарова, а Сергея Давыдова как единственного кандидата на пост сити-менеджера единогласно поддержал весь состав народных избранников.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА, с сайта Natsiyevskiy74.livejournal.com, Vk.com/lev_bolshakov, из архивов сайта Chelyabinsk.ru

По теме (1)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку