Такой ответ во вторник, 30 марта, получил из регионального полицейского главка лидер регионального отделения партии «Яблоко» Ярослав Щербаков. Проверить действия силовиков он просил в том числе по фотографиям и видео с январских шествий в поддержку Алексея Навального.
— Мы [обращались] по известным фактам, зафиксированным в социальных сетях, в ваших публикациях, — уточнил в разговоре с корреспондентом 74.RU Ярослав Щербаков. — Все яркие примеры постарались описать, это и задержание в снег. Это какой-то общероссийский тренд — так задерживать. У нас и в Татарстане подобное случалось, и во многих регионах мы такое наблюдали и не очень этим довольным. Считаем это все-таки необоснованным применением силы.
Обращение с просьбой дать оценку действиям силовиков лидер челябинского «Яблока» направлял в прокуратуру 8 февраля. Спустя полтора месяца получил два письма от силовиков. Одно из них направлено из Оперативно-разыскной части собственной безопасности регионального ГУ МВД по Челябинской области.
— По результатам проверки сведения, изложенные в обращении, о якобы неправомерных действиях сотрудников полиции при задержании лиц, принимавших участие 31.01.2021 в незаконном публичном мероприятии, объективного подтверждения не нашли. Нарушений действующего законодательства РФ со стороны сотрудников полиции не установлено, — сказано в ответе.
Второй ответ чуть ранее пришел из городского управления МВД. Там напомнили, что шествие 31 января не было согласовано с городской администрацией.
— Подобные акции возникают стихийно и несанкционированно, что является противозаконным и влечет за собой ответственность, предусмотренную КоАП РФ. В период проведения публичного мероприятия администрацией Челябинска совместно с УМВД по Челябинску использовалась автомашина со звукоусилением с целью информирования граждан о недопустимости участия в несогласованной с органами местного самоуправления публичной акции, — напомнили силовики и процитировали выдержки из федерального закона. — Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.
Лидер челябинского «Яблока» с такой оценкой не согласен.
— На самом деле это глупость полнейшая. У нас и разъяснения Совета Европы, и ЕСПЧ по вопросам применения Конвенции о правах человека говорит о том, что акции могут быть не согласованы заранее по каким-то критическим вопросам. Они в течение какого-то установленного срока [согласовываются], срок продолжительный, смысла ждать нет, люди выходят спонтанно, но мирно и высказывают свой протест в отношении тех или иных событий. Мы в Совете Европы, Конвенция нами ратифицирована, — объяснил Ярослав Щербаков. — И писать о том, что если акция спонтанна, она сразу же незаконна — это чересчур все-таки. Никак не соотносится с тем, что мы [как страна] подписывали, ратифицировали и должны придерживаться.
Данную полицией оценку он намерен оспорить.
— Сейчас подумаем, как добиться не отписки, не такой посредственной, формальной проверки, а все-таки надлежащего изучения материалов, фактов, — пообещал Ярослав Щербаков. — Материала много и на видео, и на фото. Попробуем еще раз через прокуратуру добиться хотя бы более подробного изучения тех материалов, которые имеются в открытом доступе.
Что вы думаете о действиях полиции во время январских акций протеста?
Мы попросили региональный полицейский главк озвучить результаты служебной проверки, но там воздержались от комментариев.
При разгоне несогласованного шествия несколько человек получили травмы. Так, челябинской пенсионерке силовики сломали руку, а у студента было травмировано колено.
Оба инцидента были сняты на видео, но Следственный комитет отказал не только в возбуждении уголовного дела, но и проведении доследственной проверки.