14 марта генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг представил свой ежегодный доклад — отчет за предыдущий год. Среди прочего в его выступлении прозвучало заявление о том, что удары украинских войск по российскому Черноморскому флоту наносились ракетами, предоставленными Украине альянсом. Разбираемся, что значит это заявление и на что оно может повлиять.
Контекст: споры между лидерами стран НАТО о поставках вооружения
Страны Североатлантического альянса с начала российской специальной военной операции в 2022 году заявляли о поддержке Украины, упоминалась финансовая, гуманитарная и военная помощь. В феврале 2024 года НАТО сообщало, что за два года США выделили такую помощь в размере 75 миллиардов долларов, другие союзники — в размере свыше 100 миллиардов долларов.
— В целом на союзников по НАТО приходится 99% всей военной помощи Украине, — сообщается на сайте альянса.
При этом вопрос поставок вооружения ВСУ внутри самого альянса регулярно обсуждается и не всегда в процессе обсуждения страны приходят к полному согласию. Например, действующую систему неоднократно критиковал Дональд Трамп — экс-президент США, который сейчас вновь участвует в предвыборной гонке (выборы президента США пройдут осенью 2024 года).
В последнее время обсуждение ведется преимущественно вокруг поставок дальнобойного вооружения. В феврале 2024 года президент входящей в состав НАТО Франции Эммануэль Макрон заявил о создании новой коалиции европейских стран, которые готовы предоставить украинской армии «ракеты и бомбы средней и большой дальности». Об этом сообщало французское издание BFMTV. В то же время канцлер Германии Олаф Шольц выступал против поставки Украине авиационных крылатых ракет Taurus, которые он назвал «очень дальнобойным» оружием. Как сообщало российское издание «Ведомости», Шольц опасается, что Украина может использовать Taurus для атаки по целям в глубоком российском тылу, он не хочет, чтобы ФРГ была втянута в конфликт.
Что сказал Столтенберг?
В своем выступлении генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг тоже коснулся вопроса дальнейших поставок вооружения Украине. Он объяснил, что именно передовые разработки союзников НАТО использовались для ударов по российскому Черноморскому флоту. По словам Столтенберга, ВСУ смогли «обеспечить открытый коридор из Одессы и вплоть до Босфора».
— Некоторые ракеты, некоторые системы, которые были так важны для открытия этого коридора, безусловно, были предоставлены союзниками по НАТО, — заявил Столтенберг. — Это важно для Украины, это важно для Черного моря, но это также важно для мира. Потому что это обеспечивает возможность экспорта зерна и других товаров, которые чрезвычайно важны для глобального продовольственного снабжения.
Официально Минобороны России не заявляло о серьезных потерях Черноморского флота с начала специальной военной операции. Одним из последних сообщений Минобороны на этот счет была информация о повреждении большого десантного корабля (БДК) «Новочеркасск» в декабре 2023 года.
Что всё это значит для России?
Североатлантический альянс с самого начала российской спецоперации говорил о поставках вооружения. Российские власти регулярно критикуют за это Запад. В недавнем интервью американскому журналисту Такеру Карлсону Владимир Путин говорил, что если США хочет, чтобы боевые действия прекратились — нужно остановить поставки вооружения.
— Я вам скажу, что мы говорим на этот счет и что мы доводим до руководства США: если вы действительно хотите прекратить боевые действия, вам нужно прекратить поставки вооружения — всё закончится в течение нескольких недель, вот и всё, и тогда можно договариваться о каких-то условиях, перед тем как вы это сделаете — прекратите, — заявил тогда российский президент.
Заявление Столтенберга дает понять, что НАТО рассчитывает на дальнейшие поставки вооружения Украине.
— Не буду отвечать за наших руководителей, пусть они сами делают заявление, но я просто скажу, что [заявление Столтенберга] это важная информация в вопросах противодействия и принятия соответствующих жестких мер в отношении именно в целом НАТО и, так сказать, стран альянса, — считает военный политолог, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Александр Перенджиев. — Но есть один хитрый момент — Столтенберг не указывает на ракеты какой-то конкретной страны. А против кого мы должны тогда действовать жестко? Тогда, получается, против НАТО.
По словам Перенджиева, хотя в словах Столтенберга нет указания на конкретную страну, Россия знает, что дальнобойные ракеты есть у Франции, Великобритании и Германии. Он упоминает немецкие ракеты «Таурус» — те самые, о которых недавно говорил Шольц, отмечая, что их поставки могут втянуть в конфликт ФРГ.
Официальной реакции российских властей на заявление Столтенберга пока не последовало. Как, впрочем, и правительств стран, входящих в блок НАТО — о новых решениях о поставках вооружений после заявления Столтенберга не сообщалось.