Вы заметили, что в городе за последние пару лет число автолюбителей выросло? Не знаю, что говорит официальная статистика, но, по ощущениям, вся городская среда разворачивается лицом к владельцу авто, а к пешеходу – тем, чем придется. Дороги становятся шире, тротуары стремительно «худеют». Но вот чего пока не могут утрясти городские власти, так это вопросов с парковками. Мало того что уже сейчас в спальных районах автовладельцам не протолкнуться. Через пару лет, когда Челябинск еще несколько раз построит миллионы квадратных метров, мы рискуем утопить дворы наших жилых домов в незапланированных парковках.
Почти в каждом жилом квартале наблюдаю одну и ту же картину: сквозь автомешанину не пробраться. Бедные водители опасливо озираются, чтобы при маневрах не задеть плотно стоящую вереницу машин. Заехать на газон или детскую площадку – уже норма. А что еще остается делать, когда в городе дефицит парковочных мест? Вот и ютятся как могут. Между прочим, за свои же деньги. Непонятного происхождения парковщики оккупировали большую часть челябинских дворов и берут рублей по 40 в сутки за ваше право каждый вечер припарковаться поближе к подъезду, а не за два квартала от дома. Основная масса горожан смирилась с положением дел: полторы тысячи рублей в месяц за место для авто – вроде бы и не деньги. Да и, на первый взгляд, не стоят они того, чтобы воевать с парковочной «мафией» и всем домом оформлять дворовую площадку в собственность. Возни много, а эффект кажется сомнительным. Так и терпят. Платят и терпят.
Казалось бы, о стоянках изначально должны позаботиться застройщики. Они и заботятся, но – согласно нормативу. По строительным нормам и правилам, на тысячу жителей в многоэтажке должно приходиться 400-450 машино-мест. При нынешних темпах всеобщей автомобилизации это, конечно, капля в море. Более того, в некоторых семьях уже стало правилом иметь минимум две машины. Выгляните во двор: сколько парковочных мест отведено застройщиком? А сколько машин припарковалось по факту и сколько еще авто крутятся взад-вперед, чтобы найти свободное место? Пропорции явно не в пользу владельцев разноприводных «питомцев». Ситуацию могли бы скорректировать подземные стоянки, но они дорого обходятся застройщикам. Как показывает практика, продавать их долго, а сдавать в аренду – хлопотно. Сроки окупаемости слишком затянутые. Так что строители часто отказываются от данной опции.
Хорошо тем, у кого рядом с домом есть огороженная парковка. Но не нужно обольщаться: практически все существующие парковки а-ля «сетка-рабица + будка сторожа» – это будущие высотки. И парковочные места там тоже запланированы в пределах нормативов, которые далеки от реальных потребностей челябинцев. Рядом с моим домом на северо-западе есть сразу несколько таких парковок. Совсем скоро эти площадки начнут застраивать, а значит, водители загонят свои машины далеко во дворы (торопитесь, можете не успеть занять место).
Казалось бы, выход – купить пресловутое парковочное место или гараж. Посчитаем: примерная стоимость подземной парковки на «северке» – 450 тыс. руб. Гараж обойдется в 250-300 тысяч рублей. В центре суммы внушительней: в районе Воровского за гараж просят 400 тысяч и столько же – у ТК «Башня» на ЧТЗ. Выгодна ли такая покупка? Парковка на открытой стоянке – это примерно 40 рублей в сутки. При цене парковочного места в 450 тысяч рублей я могла бы ежемесячно в течение 25 лет отдавать тем же стоянщикам их 1500 рублей. Парковочное место под землей как инвестиция – штука очень сомнительная. Стоит затеять переезд – и придется срочно искать покупателя не только на квартиру, но и на парковку. Но спрос на второй продукт крайне низкий. Значит, придется сильно сбавлять стоимость, то есть терять деньги. Думаю, так рассуждают многие автовладельцы. И снова оставляют свои авто без постоянного места жительства.
Пожалуй, моя покупка машины опять отложена. Слишком много сложностей с парковками в нашем городе. По примеру европейцев, кажется, пора пересаживаться на велосипед или самокат. А почему бы и нет?...
Антонина Лаптева – редактор сайта DomChel.ru. Не боится набивать коммунально-ремонтные и строительно-ипотечные шишки; верит, что ее опыт может быть полезен другим. Находится в состоянии перманентного ремонта, превратив дом в экспериментальную площадку по отделке. Готова потратить последнюю заначку на новое платье и «что-то очень нужное» для дома.
Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА