— Давайте прокатим вас на «Ниве», — предлагает многодетный отец Роберт. — Специально купил ее, чтобы здесь дом строить, а вообще без серьезного внедорожника тут нечего делать. У меня сюда жена даже не ездит, элементарно не может попасть: у нее обычная легковушка.
Пробраться журналистам на служебном седане к землям многодетных семей и правда не так просто: дорога кончается сразу на съезде с трассы. Под колесами — месиво из застывшей грязи, сугробов и льда. Мы бросаем свою машину и пересаживаемся на «Ниву», чтобы подъехать к единичным домам в поселке Северный под Челябинском.
Какие участки дали многодетным
В поселке Северный, в паре километров от Челябинска, в 2018 году по программе господдержки выделяли участки многодетным семьям. Тогда в Сосновском районе сформировали 800 новых наделов по 10 соток и бесплатно передали их родителям трех и более детей.
«Изначально это было поле с бурьяном. Но на картинках всё было красиво: школы, садики, спортплощадки, магазины»
— Всё это на бумаге, а по факту ничего нет, — констатирует Роберт. — Похоже, до обещанных садиков даже наши внуки не доживут, раз до сих пор у нас ни воды, ни канализации, ни газа, ни дорог. Сделали бы хотя бы грунтовки, но даже их не делают.
Спустя четыре года здесь почти никто не живет: построиться и заселиться смогли с десяток семей. Большая часть участков пустует, где-то стоят полузаброшенные каркасы домов, местами из земли торчат голые фундаменты.
Почему нет сетей
Многие жители не появляются в Северном в надежде, что со временем поселок благоустроят. Но, похоже, они попали в замкнутый круг.
«Люди не едут сюда строиться, потому что нет инфраструктуры, а власти не делают ее, потому что не для кого делать. Получается, мы в ловушке оказались»
— Но власти не должны смотреть на количество живущих, — возмущается Валерий. — Мы же не целину сюда поднимать приехали, нам дали готовые участки! Например, я сам сделал и скважину, и канализацию, топлю дом электричеством. Живу в поселке с 2020 года. Но многие принципиально ждут сетей: обещали, значит должны сделать. К тому же это недешево: скважина — 100 тысяч рублей, столько же будет стоить септик.
На самом деле подвести все сети власти должны были еще до передачи земель многодетным, уверяет Валерий.
По региональному закону земельные участки, которые южноуральцам предоставляют бесплатно, должны формироваться с учетом следующих условий: транспортная доступность; наличие инженерной инфраструктуры, обеспечивающей уровень благоустройства планируемого к строительству жилого дома; при отсутствии инженерной инфраструктуры участки должны формироваться, если возможность подключения объекта капитального строительства к сетям предусмотрена утвержденным проектом планировки территории.
— Вообще вопрос к властям: почему нам выдали неподготовленные участки, хотя по закону положено предоставлять участки с коммуникациями? Представьте, вы покупаете машину, а вам говорят: «Руля и колес у вас нет, мы их потом поставим». Ну бред же! И здесь — то же самое, — рассуждает Валерий.
В доказательство мужчины демонстрируют будущую канализацию, точнее разрытую яму глубиной в несколько метров.
— Ее начали строить в 2021 году, но что-то с уклоном напутали, грунт просел, видимо, будут переделывать. Летом не шевелились, к зиме раскопали, — показывает Валерий. — Водопровод вроде как построили, но ради двух-трех домов систему никто заполнять не будет. Магистральный газопровод проходит в 500 метрах, но, когда к нам протянут ветку, непонятно. В администрации района сказали, что отодвинули на 2028 год.
Но всё же самая больная тема — дороги, продолжает наш собеседник.
— Мы уже сами скидывались, покупали щебень и отсыпали частично. Но это недешево, каждая машина стоит по 5–6 тысяч рублей. Один участок отсыпали, но это капля в море, получилось локально — 10 метров подровняли, а рядом новая яма появилась. А если самим всю дорогу отсыпать, это с каждого участка тысяч по 100 придется складываться.
«А как скорая машина подъедет или пожарная? В прошлом году был пожар, от МЧС приехал "Урал" и застрял, кое-как вытащили»
Что говорят власти
Многие хотели бы построить дома, рассуждают наши собеседники, но не у всех есть возможность. Тем более что перспективы весьма туманные.
— Первым построился и заселился Володя. С ним понятно: они с детьми и бабушкой ввосьмером жили в полуторке, вот и сбежали, — говорит Роберт. — Но вы поймите, у нас контингент простой: здесь нет депутатов и олигархов, многодетным строиться очень тяжело финансово. И так каждая копейка на счету. Все стараются возводить дома поэтапно: есть деньги — купил стройматериалы, строишь два-три месяца, где-то сам, где-то родственники помогают. Нет денег — берешь паузу, потом снова начинаешь. Мы с дочерью ведем подсчеты: затраты уже за миллион перевалили.
Активисты говорят, что обращались в профильные ведомства — Минимущества и Миндор, но чаще всего чиновники ссылаются на районную администрацию.
— Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов является вопросом местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, — говорится в ответе жителям от Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Обращения в Сосновский район, к главе Кременкуля, к которому относится поселок Северный, также ничего не дали, разводят руками люди. Они дошли даже до Генпрокуратуры, но письмо сделало круг и вернулось в Кременкуль, где скопировали ранее выданный ответ.
— С 2021 года осуществляются работы по строительству сетей водоснабжения и водоотведения. Строительство улично-дорожной сети запланировано на 2022–2023 годы, — сообщили жителям Северного в администрации Сосновского района.
Примерно то же самое в ответ на запрос 74.RU сказал глава Сосновского района Евгений Ваганов.
— Сети водоснабжения и водоотведения построены, но не могут быть запущены, пока не появятся потребители (хотя бы четверть от нарезки), — объяснил Евгений Ваганов. — Иначе вода будет не соответствовать качеству, и то же самое — с канализацией! Газ будем делать от Малиновки, когда построим перемычку Полетаево — Малиновка (сейчас проект проходит госэкспертизу). По дорогам есть опасность, что пока все коммуникации проложим, там всё усядет вместе с дорогой. Их будем делать после.
Чтобы разобраться, почему семьям дали непригодные для жизни участки и когда на них появятся коммуникации, мы направили запросы в Минимущества, Миндортранс и Минстрой. На момент публикации ответы на них получены не были, мы опубликуем комментарии властей, как только они появятся в распоряжении редакции.
— Мы с женой и детьми всегда мечтали жить в загородном доме, — вздыхает Роберт. — Получается, что до сих пор мечтаем.
Напомним, год назад мы рассказывали о проблемах преподавателей челябинских вузов, которые в 2014-м по программе господдержки получили такие же «мертвые» земли в пригороде.