
Двухэтажку на Цинковой не могут снести, потому что жители недовольны размером компенсации
Жители аварийной двухэтажки в Челябинске, определенной под снос, взбунтовались из-за суммы компенсации, которую назначила мэрия. По их мнению, 5,3 миллиона рублей — слишком мало, учитывая расположение дома и ценники в соседних панельках. Эксперты по недвижимости, меж тем, усомнились, что квартира стоит хотя бы этих денег. Подробности — в материале 74.RU.

Состояние дома — на фото: облицовка слезла, деревянные перекрытия постепенно разрушаются
Двухэтажка 1950-х годов постройки находится на Цинковой, 16. Рядом — перекресток Комсомольского и Свердловского проспектов.

Часть проблем пытались решить с помощью монтажной пены

Но если надеяться только на нее, то придется запенить весь дом

Но в некоторых квартирах установлены пластиковые окна. Кое-где до сих пор живут люди

Придомовой территории у двухэтажки практически нет

Зато есть небольшое огороженное место под машины

Рядом — ЖК «Островский»

И панельки 1990-х годов постройки
Весной прошлого года мэрия признала дом на Цинковой, 16 аварийным и определила его под снос.
«Изъять у собственников жилые помещения, указанные в приложении к настоящему распоряжению, в многоквартирном доме», — говорится в документе администрации.
Судя по этому приложению, в доме всего семь квартир. Специалисты провели оценку и назначили собственникам компенсации, но Виолетта — жительница одной из квартир — оказалась не согласна с суммой.
«Город оценил трехкомнатную квартиру в начале спального района и в 15 минутах езды от центра в 5,3 миллиона рублей. Рядом — панельные десятиэтажные дома, построенные 18-20 лет назад, со стоимостью двухкомнатных квартир от 8 миллионов», — возмутилась Виолетта в разговоре с корреспондентом 74.RU.

В квартире Виолетты недавно обвалилась штукатурка. Дом трещит по швам
Тем не менее, жительница дома посчитала, что оценка администрации не соответствует нормам, и наняла независимых экспертов.
«Они оценили наше жилье, по данным на первый квартал 2025 года, в 6,9 миллиона. Сейчас идет второй квартал, цены растут, а жилье стоит, наш дом разрушается», — отметила она.
Виолетта подала иск в суд с требованием выплатить не 5,3 миллиона, а 6,9 миллиона — как насчитал частный оценщик. Заседания с периодичностью в несколько месяцев идут до сих пор.
«Не предусмотрено законом и содержит коррупционный фактор»
В администрации Челябинска в разговоре с корреспондентом 74.RU опровергли слова о незаконности оценки жилья.
«Выкупная стоимость имущества определяется независимой оценочной организацией, которая не является заинтересованной стороной ни по отношению к собственнику помещения, ни к администрации города. Также она не имеет имущественного интереса по отношению к объекту оценки», — отметили в мэрии.
Там также подчеркнули, что сумма на деле составила «почти 5,4 миллиона». И эти данные собственница жилья получила 21 июня прошлого года — администрация была готова расселить квартиру еще тогда.
«Длительное игнорирование процедуры заключения соглашения со стороны собственника не может быть основанием для повторной оценки изымаемого объекта», — объяснили в администрации.
Там также отметили, что частная оценка стоимости, проведенная жильцами, не принимается во внимание.
«Выплата выкупной стоимости на основании такого отчета не предусмотрена законом и содержит коррупционный фактор. Размер возмещения может быть установлен только судом на основании проведенной судебной экспертизы», — сообщили в мэрии.
Там подчеркнули, что пять из семи квартир уже расселены. С жителями еще одной возникли споры, но они уже почти решены. Квартира Виолетты — последняя.
Меж тем, в мэрии надеются полностью расселить дом в этом году.
«До тех пор, пока все квартиры не будут освобождены и не перейдут в муниципальную собственность, администрация не может снести дом, поскольку право собственности граждан охраняется законом», — заключили в администрации Челябинска.
«Этот дом не стоит и тех денег»
Риелтор и ипотечный брокер Кирилл Павлов считает, что требования, которые предъявляют жильцы, не бьются с нынешней ситуацией на рынке.
«Подход к оценке собственного жилья у них не совсем объективный. При определении рыночной стоимости учитывается не только локация. Если мы построим на площади Революции избу, то она не будет стоить даже пятой части квартиры в доме с аркой, который находится напротив», — объяснил Кирилл Павлов.
Он обратил внимание, что при оценке учитывают также эти факторы:
год постройки дома;
степень износа;
материал стен и перекрытий;
состояние коммуникаций;
этажность;
наличие балконов и лоджий.
Ключевые пункты, такие как степень износа дома, в нашем случае точно играют против владельцев квартиры.
Также Кирилл Павлов усомнился в аргументе жильцов, касающемся значительно более дорогих квартир в соседних панельках.
«Да, оценщик ориентируется на аналоги, но нельзя сравнивать аварийный дом, подлежащий сносу, с квартирами в панельках 1990-х годов. Стоимость квадратного метра в них совершенно разная», — уверен риелтор.
Исходя из этого, он назвал сумму, назначенную мэрией, более объективной, чем ту, что требуют жильцы.
«Как мне кажется, оценщику жильцов в случае разбирательств будет сложно аргументировать свое заключение. <…> Если мы говорим чисто с рыночной точки зрения, то этот дом — неликвид, который не стоит и тех денег [5,3 миллиона, назначенных мэрией]. Потому что трешку в аварийном доме и за 2 миллиона в здравом уме вряд ли кто-то купит», — заключил Кирилл Павлов.
Руководитель агентства недвижимости «Дворецков Про» Максим Дворецков высказал похожее мнение. Он не согласился с оценкой квартиры в 6,9 миллиона рублей. Да и предложение мэрии, по его словам, — выше рыночной цены.
«Старый дом с деревянными перекрытиями, в котором отваливается потолок — в 7 миллионов я не верю. На рынке эта квартира за такие деньги бы не продалась. Честно говоря, я думаю, что жильцы бы и за 5,3 миллиона не смогли продать ее. Потому что на большие квартиры в нашей стране спрос низкий. Плюс плохое состояние дома», — отметил Максим Дворецков.
Из положительных моментов он выделил месторасположение дома — рядом крупные развязки, на машине можно быстро доехать до центра. Также поблизости есть вся инфраструктура, в том числе детские сады и школа. Но это опять-таки было бы актуально для дома в хорошем состоянии.
По мнению эксперта, на 5,3 миллиона, предложенных мэрией, жильцы могли бы купить себе жилье получше.
«В новостройке купить что-то равноценное не получится. Но просто в более новом доме — вполне. Если искать именно трехкомнатную квартиру, то в пятиэтажках», — заключил Максим Дворецков.
Напомним, недалеко — на Свердловском проспекте, 6 — в подвешенном состоянии находится еще один дом. Четырехэтажку постепенно раскурочивают мародеры. Жильцы съехали совсем недавно, а в доме уже нет почти всех окон и подъездных дверей. Мебели и ценных вещей тоже с каждым днем все меньше. Корреспондент 74.RU побывал на месте и пообщался со «сталкерами», а также выяснил, почему здание не получается снести.