Президент Владимир Путин поручил полностью расселить дом в Магнитогорске, пострадавший от взрыва 31 декабря, и из резервного фонда Правительства России на это выделили полмиллиарда рублей. К концу января больше 500 жителей десятиэтажки на Карла Маркса, 164 получили выплаты на покупку недвижимости. Семьи Светланы (имя изменено. — Прим. ред.), которая последние восемь лет проживала по этому адресу в муниципальной квартире, в списках пострадавших не оказалось. Женщина уверяет, что мэрия отказала ей в новом жилье. Но всё оказалось не так однозначно. В ситуации разбирался 74.ru.
«Подстава» от бывшего мужа
Свою первую квартиру Светлана, воспитывающая двух дочерей, покупала в 2005 году.
— С отцом старшей дочери мы расстались, когда он узнал о моей беременности, — рассказала 74.ru Светлана. — После этого я родила первую дочь, встретила другого мужчину, родила вторую дочь. Но семейная жизнь вновь не сложилась. Я с двумя детьми осталась в «малосемейке» — квартире в 12 квадратных метров, которую мне подарили родители. Время шло, втроём становилось тесно. Я решила купить двухкомнатную квартиру, продав эту «однушку» и добавив денег. Дала объявление, мне позвонил риелтор и позвал на встречу.
Каково было удивление женщины, когда в офисе агентства недвижимости «21 век» она встретила своего первого супруга Александра, который на тот момент работал риелтором. Он предложил помочь ей со сделкой, нашёл вариант, который устроил бывшую жену, и предложил оформить ипотеку. Именно это и стало шагом, который позже оказался роковым.
— Это был 2005 год, ипотека только-только появилась, — вспоминает Светлана. — Моя сделка с ипотекой на тот момент в Магнитогорске была шестой. Конечно, я юридически многих вещей не понимала. Мне ипотеку не одобрили, и бывший муж предложил оформить её на своего друга. Всё это время я платила этот кредит, заехала в новую «двушку», сделала ремонт — прожили мы там лет пять. Я-то была уверена, что «зелёнка» будет оформлена на того, кто платит ипотеку, а в итоге увидела в документах на квартиру фамилию постороннего человека. А бывший супруг переоформил эту квартиру на себя и выгнал нас с детьми на улицу.
Светлане тогда удалось доказать, что это была афера. Всего группа чёрных риелторов, в число которых входил и бывший муж женщины, обманула 20 магнитогорских семей. Виновных отправили в колонию. Но, уже будучи в колонии, Александр сумел продать квартиру бывшей жены.
Риелтора признали мошенником, нового владельца квартиры Светланы — добросовестным приобретателем жилья, а саму женщину — пострадавшей. По решению суда она должна была получать компенсацию, но приставам нечего было взыскивать с осуждённого — официально он нигде не работал, имущества у него не было. В 2010 году Светлана с двумя детьми 10 и 8 лет оказалась на улице.
— Из той квартиры нас выселили, пару месяцев мы с дочками жили в подъезде, мыться ходили к соседям, — говорит собеседница 74.ru. — Нам тогда удалось привлечь внимание СМИ к своей проблеме — про нас писали статьи местные сайты, и снял видеосюжет федеральный канал. После этого администрация Магнитогорска открыла для нас лицевой счёт для оплаты коммунальных услуг и передала ключи от квартиры в доме № 164 на проспекте Карла Маркса. Но, кроме этого, никаких документов на квартиру у нас не было. Надо было сделать прописку и доказать, что мы — нуждающиеся в жилье. Требовалось собирать кипу документов, доходило до характеристик со школы на детей, можете представить этот объём бумаг?
«Вас в списках нет»
В доме на Карла Маркса, 164, в результате взрыва в котором погибли 39 человек, Светлана с детьми прожила восемь лет. Её квартира расположена в подъезде по соседству с тем, где произошло обрушение. За это время, со слов женщины, в муниципальном жилье она успела сделать ремонт, каждый месяц исправно платила за «коммуналку». Параллельно с этим через суд добивалась прописки и договора соцнайма, но безуспешно.
Всё это время администрация Магнитогорска не пыталась выселить семью. Но после событий 31 декабря выяснилось, что Светлана в списке жильцов не числится и рассчитывать на выплаты или другое жильё не имеет права.
— К счастью, мы с дочками 30 декабря уехали к знакомым в Белорецк в гости на Новый год, и в день взрыва нас дома не была, — рассказала Светлана. — Узнав о трагедии и вернувшись в квартиру, увидели, что у нас разрушена часть стены, вылетели окна — всё это жутко выглядело, конечно.
Несколько дней женщина с дочерьми ночевала у знакомых, а потом, как и другие жители дома на Карла Маркса, обратилась за помощью в администрацию.
— Но там развели руками — в списке жильцов нас нет, — вспоминает женщина. — Но как такое может быть? Ведь я оплачиваю квитанции за коммунальные услуги, в которых чётко указана моя фамилия как нанимателя жилья. Когда я судилась с администрацией, суд также установил, что я проживаю по этому адресу. Да, предоставляли эту квартиру нам как временное жильё. Но ведь я оплачивала все услуги, сделала ремонт за свой счёт — это практически условия соцнайма. Из очереди на жильё я тоже не выпадала.
На запрос 74.ru в администрации Магнитогорска не стали отрицать, что Светлана проживала по этому адресу последние восемь лет. Но по некоторым причинам, по сведениям мэрии, претендовать на жильё по соцнайму она всё-таки не может.
— Управляющей компанией регулярно проводились проверки фактического проживания в этой квартире семьи Светланы, о чём имеются акты, содержащие сведения о длительном непроживании семьи в квартире дома № 164 на Карла Маркса, подписанные жильцами, — уточнили в администрации Магнитогорска. — Квартиры по договорам соцнайма предоставляются определённым категориям граждан, к которым семья не относится. На основании решений Ленинского районного суда Магнитогорска она вступила в право наследования на две квартиры после смерти матери и бабушки. Согласно решению суда, у неё имеется в собственности жильё, значит, временное проживание в квартире на проспекте Карла Маркса, 164 семье не требуется. Заявлений на выплаты и аренду жилья в администрацию города от Светланы не поступало.
На этот ответ женщина попыталась объяснить, что своей недвижимости у неё нет.
— После смерти мамы я заявилась на право наследства, но не вступала в него — это разные вещи. У мамы были крупные долги, поэтому её квартира фактически арестована. Дом бабушка продала племяннице ещё при жизни. Это легко проверить, запросив выписку из ЕГРН. Никакой недвижимости у меня в собственности нет. Небольшие долги за муниципальную квартиру были, но большая часть погашена. Заявление на аренду жилья в мэрии у меня не приняли, попросили принести акты от соседей, о том, что я в этой квартире проживала.
Во время подготовки этого материала, после запроса 74.ru в администрацию Магнитогорска, женщину пригласили на приём. Ей предложили поселиться в одном из пяти пунктов временного размещения — все они находятся в гостиницах. Там сейчас находятся 16 магнитогорских семей, которым пришлось покинуть разрушенный дом. Но от гостиницы Светлана, которая уверяла, что вынуждена скитаться с младшей дочерью по друзьям, почему-то отказалась.
— Почему всем выплатили аренду, а я должна соглашаться на общежитие на другом конце города? — возмущается женщина.
Впрочем, по сведениям магнитогорской мэрии, речь идёт не об общежитии, а о гостинице, которая находится недалеко от дома на Карла Маркса, где и жила Светлана до недавнего времени.
— Я бы хотела получить квартиру по договору соцнайма, — объяснила собеседница 74.ru.
Жильё по социальному найму в последующем наниматель имеет право приватизировать, а значит, получить собственность.
Несмотря на то, что администрация пошла женщине, оставшейся без квартиры, навстречу, Светлана принимать предложения мэрии не спешит. Всё это похоже на то, что женщина устроила с властями откровенный торг. В последний момент перед выходом статьи она заявила нам, что просит отозвать материал и не публиковать её данные и фотографии. Что же заставило её так спешно передумать? Ведь она активно вела разговоры с журналистом пару дней, рассказывая в подробностях о том, как ей необходим угол, а мэрия её «динамит». Светлана объяснила, что боится нарушить тот контакт, который ей удалось достичь с властями (не без помощи 74.ru). Она объявила магнитогорской мэрии, что несколько дней подумает над их предложением о временном жилье.
Женщина не намерена отказываться от цели получить жильё в соцнайм и подготовила обращение к губернатору Челябинской области Борису Дубровскому.
В постановлении премьера Медведева о выделении 500 миллионов рублей на расселение жителей десятиэтажки на Карла Маркса, 164 говорится, что деньги направляются для обеспечения новым жильём всех собственников и нанимателей квартир по договорам социального найма, расположенных в доме, «пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации». Но ситуация осложняется тем, что Светланы официально действительно нет ни в числе собственников, ни в числе нанимателей квартиры по соцнайму.
Миллионы на расселение дома
Как сообщается на сайте Правительства РФ, на расселение жителей дома также будет выделено 100 миллионов рублей из бюджета Челябинской области и 300 миллионов — из средств Магнитогорского меткомбината.
Полностью расселить десятиэтажку президент Владимир Путин поручил на совещании 16 января.
Ключи от новой квартиры на прошлой неделе получила семья спасённого из-под завалов дома Вани Фокина.
Сегодня на Южный Урал прибывает заместитель председателя Правительства России по вопросам строительства и регионального развития Виталий Мутко. В программе визита вице-премьера — в том числе поездка в Магнитогорск по вопросам расселения дома.
Вчера стало известно, что банк освободил от ипотеки семью, которая в результате взрыва потеряла кормильца и жильё.
Взрыв в доме в Магнитогорске, в результате которого погибли 39 человек, произошёл около шести утра 31 декабря. Всю информацию об этом мы собрали в онлайн-трансляции.
На этой неделе на 74.ru вышло специальное расследование, посвящённое событиям Нового года в городе.
Все новости о трагедии в Магнитогорске и её последствиях — в материалах 74.ru.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.