Небольшое поселение, с которого начинаются туристические тропы на гору Иремель, пока осталось без автомобильного сообщения. Согласно решению регионального Миндортранса, движение машин остановили на сутки.
— С 12 часов 15 апреля вводится временное запрещение движения транспортных средств по автодороге Первуха — Меседа — Тюлюк в связи с прохождением паводковых вод, — говорится в приказе ведомства. — Ориентировочно до 18 часов 16 апреля. Время может быть изменено по причине продолжения действия неблагоприятных условий.
Поводом стало подтопление дороги — река Юрюзань вышла из берегов и скрыла под собой проезжую часть.
— Очень сложно в этом году сходил снег. Поэтому впервые с 2013 года, что мы здесь находимся, льдины просто перекрыли реку, не дали возможности нормально спускаться водостоку. Препятствие организовалось, и просто вся эта вода вместе с льдинами — высота до одного метра — идет сейчас по дороге, — рассказала жительница села Елена Гузова.
И проблема не только в том, что проехать в село и выехать из него не могут сами жители.
— Всё село живет за счет того, что к нам едут туристы. Если не будет туристов, люди просто остаются без заработка. Все эти вещи связаны, — объясняет Елена. — На выходные люди бронируют, посмотрите, какая погода прекрасная. И к нам просто невозможно проехать. Конечно, они отменяют всё.
Накануне с трудом вернуться в село смог и местный глава. Он вез на служебной машине продукты для детского сада и школы.
— У нас административная машина Renault Logan. Проехав к этой протоке, мы приняли решение в одного туда не двигаться. Случайным образом там оказался уазик ребят из деревни Меседа — на высоких колесах, — рассказал глава Тюлюкского поселения Пётр Чёрный. — Приняли решение, что заглушим машину, и на заглушенной машине он будет нас тащить. У меня всё в багажнике было в воде, продукты в воде. Сейчас у нас там уже порядка двух единиц торчат, которые захлебнулись в воде — «десятка» и «Волга». На капитальный ремонт двигателя они попали или обойдутся мелкими деталями, не знаю. У нас жители сейчас, кто остался с той стороны залива, оставляют машины в Юрюзани, в Меседе и стараются на больших машинах с кем-то заехать. Ситуация очень серьезная.
Ширина самого большого подтопленного участка — 150 метров, уточнил глава. Но помимо него есть еще пять отрезков, покрытых водой, шириной метров по 15.
— Сверху идет вода. Что под водой, до конца непонятно, — рассказал Пётр Чёрный. — Я думаю, что еще дня два-три, и дороги не будет. Полотно водой смывает, там течение большое. Проблем с продуктами нет. Здесь у нас есть несколько магазинов, и у двух магазинов есть полноприводные автомобили, пока еще возможно передвигаться, они пополняют запасы. Та же скорая уже не проедет, скорее всего, она не полноприводная.
В администрации Катав-Ивановского района ситуацию называют контролируемой.
— Сейчас приехали дорожники, подогнали технику, грейдер. Ситуация контролируемая. Пока оснований вводить режим ЧС у нас нет, — рассказал глава района Николай Шиманович. — Даже вчера, когда там было тяжело, мы договорились, и у нас «Урал» дежурил, который мог перевезти людей. У нас там женщина, которая должна была сегодня в областную больницу ехать, но перенесли на завтра, мы ей всё организуем. Кому надо, всех перевезем, они не отрезаны от мира. У нас там сегодня весь день машина дежурила из администрации районной. Держим на контроле.
За весну это уже не первая проблема с паводком в районе. Несколько дней назад из-за ледяного затора на реке затопило несколько жилых домов на улице Заречной в микрорайоне Запань Катав-Ивановска. Возможно и повторение ситуации, поскольку весна в горнозаводской зоне только начинается.
— Мы сейчас боимся волны по каскаду Трехгорный — Катав-Ивановск — Усть-Катав и Башкирия. Мы за этим следим, мониторим, — уточнил Николай Шиманович. — Мы с Усть-Катавом встретились, подписали соглашение о сбросе воды плановом. Стараемся всё под контролем держать.
Впрочем, жителей Тюлюка волнует не только само подтопление дороги к их поселку, но и последствия.
— Вы же понимаете, что пандемия ограничила внешний туризм, летом у нас опять ожидается турпоток порядка 60 тысяч, и всё это будет по этой дороге, — объясняет Елена Гузова. — Там была хоть какая-то дорога, а сейчас, когда идет поток, от дороги вообще ничего не останется. Если вы у нас не были в гостях, я вам пока не рекомендую. Почему? Отваливаются колеса, зеркала и так далее, потому что они как стиральная доска — эти 23 километра.
При этом от туристов Тюлюк зависит напрямую.
— Развалили в 1990-е годы всё. Деревня загибалась полностью. Не было бы туризма, не было бы горы Иремель, деревня была бы как Александровка — есть тут у нас деревня в 18 километрах. Там сейчас два человека живут, а раньше была 11 классов школа, — пояснил глава Тюлюкского поселения Пётр Чёрный. — Там туризм не помог, поэтому деревня загнулась, это же грозило нашему Тюлюку. Но благодаря горе Иремель, благодаря тому, что она стала известна на весь мир, мы и начали немного с коленок вставать, молодежь стала возвращаться, семьи стали приезжать с других регионов на постоянное место жительства. Заповедник сделали «Зигальга» — дополнительные рабочие места, дополнительный поток людей.
Сейчас в Тюлюке живут около 300 местных жителей, за счет дачников на время сезона население вырастает до 500.
Резкое потепление началось в Челябинской области в выходные. И на этой неделе синоптики прогнозируют аномальные для апреля +25 градусов. Это достаточно опасно, поскольку приводит к резкому таянию снега и грозит подтоплениями. Но у МЧС есть план на случай негативного развития ситуации. Первые неприятности паводок уже принес — в пригороде Челябинска затопило важный мост.
А в Аше подростки спасли собаку с дрейфующей льдины — выбраться на высокий берег самостоятельно животному не удавалось.