Хорошо на даче летом. И после работы, и по выходным скоротать время на ней — милое дело. Это вам подтвердит любой владелец заветных садовых соток. Тут вам и шашлыки, и смородиновый чай с ягодами на веранде, и долгие задушевные разговоры. А если рядом есть еще и водоем, то участок становится практически бесценным. Многие на лето перебираются в благоустроенные СНТ и покидают свой садовый домик только по рабочей необходимости. Тоже задумались о покупке дачи, но еще не решили, какому товариществу отдать предпочтение? Давайте разбираться вместе. Сегодня исследуем СНТ «Колющенец».
Район, где расположен «Колющенец», оставляет двойственное впечатление. Если ехать по автодороге «Меридиан» к выезду на Троицк, то по правой стороне тянутся гаражи и рынки, а за ними видна сетка железнодорожных путей. По левой стороне мелькают унылые серые заборы и частные дома. Но есть здесь и узнаваемые локации. Именно в этой части города находятся VIP-отели, например «Березка», где выходила замуж внучка олигарха Александра Аристова, и SMOLINO PARK, еще одно популярное место для свадеб. Здесь же, на базе лагеря «Чайка», начинали строить президентский поселок для гостей несостоявшихся саммитов-2020.
Двойственность впечатлений сохраняется и в самом СНТ «Колющенец». Ему удается совмещать несочетаемое — уютные ретродомики 1950-х годов и роскошные современные особняки.
— Этот сад мне от родителей остался, — рассказывает нам челябинка Людмила. — Сначала сестра им занималась, а у меня тут был свой неподалеку. Потом сестра с мужем-немцем уехала в Германию, а я продала свой сад и купила родительский.
— Мои родители были здесь одними из самых первых, — продолжает Людмила. — Здесь же рядом обкомовские дачи были, вот обкомовским работникам землю и давали. Отец у меня военный был. Я помню, что отцу не досталось участка здесь, и он купил у друга.
Людмиле было лет 10, когда она с сестрами и родителями впервые приехала в «Колющенец».
— Такие впечатления не забыть! — улыбается наша собеседница. — Вдоль дороги здесь были канавы, а родители наши привезли бочки. И нам, детям, они дали задание: из канав набирать ведерками воду и в бочку ее сливать. Нас было четверо детей, но Иринка младше на 7 лет, она была не в состоянии помогать, а мы втроем с ведерками довольные бегали. Мама ведь просит. Мы родителей без ума любили и выполняли всё, о чём они просили. И мы уже потом знали, что после сада приедем, сразу пойдем в магазин, и нам купят мороженое: «Поработали на славу, девочки».
Со временем интерес к саду пропал, признаётся челябинка. Появились другие интересы — подруги, мальчики, прогулки. А с возрастом любовь к саду проснулась с новой силой.
— Я чем старше становилась, тем больше проникалась. Сейчас думаю: вот что бы я без сада делала? — улыбается Людмила. — С другой стороны, у меня две приятельницы есть, ни у одной сада нет, и они говорят: «Посмотри на свои руки». Но мы-то люди земляные. Мама из Курганской области, папа из Перми, поэтому они саду были рады-радешеньки. Мои дочери говорят: «Мама, продавай сад». Я говорю: «Еще рано». Может, когда будет лет 80, тогда устану? Но, опять же, сегодня спросила в автобусе у бабушек, сколько им лет. Одной 94 года, и она с тележкой в сад едет. Так что буду пока ездить, лишь бы здоровье было.
— Поначалу у нас были дикие яблони, лесная малина, смородина — для сада саженцы мы из леса привезли, — вспоминает Людмила. — Уже потом появились селекционные станции: они окультурили всё и появились новые сорта. А раньше мама стелила простынь под куст, и мы собирали на нее смородину. Ягода была мелкая-мелкая, кислая-кислая, сплошной витамин С! Когда мама была жива, она говорила: «Люда, у нас на Урале июнь — еще не лето, а август — уже не лето». Мы же последний раз свои помидоры подкармливали 20 июля, а 25-го отрывали макушки, чтобы они успели вызреть. Раньше теплиц не было, их в 1990-х только начали строить. А теперь всё по-другому.
Особых удобств в саду тоже поначалу не было.
— Раньше, при советской власти, тут не было света. Видите, какие тут маленькие простые домики? Какой тут свет? Были печки у всех, при печке плита, — рассказывает Людмила. — Всё, что пилили, рубили, шло на дрова. Потом в саду начали проводить свет, а люди-то как думают: всё вокруг колхозное, всё вокруг мое. И они начали подключаться самовольно. Так что со временем сделали всем счетчики, чтобы люди платили.
— Когда начали старики умирать, в 1990-х годах участки начали покупать люди с деньгами. Здесь сотка была дорогая, но покупали всё кругом, — рассказывает Людмила. — Строят в основном приезжие: или с Севера, или из Казахстана, Армении, Узбекистана. Мы-то всю жизнь были нищие, а они с деньгами, и теперь они со своими деньгами к нам едут, покупают землю и живут.
Дорого обходятся и сама земля, и взносы, сетует наша собеседница.
— У моей сестры сад в «Спутнике», и они только с прошлого года начали платить дорого. А до этого ровно в три раза меньше платили за землю, — объясняет челябинка. — У нее 4 сотки, и она платила взносы 2800, а я в то же время за свои 5 соток 8000 платила. За свет, естественно, мы платим отдельно. Допустим, у меня дома электроплита, и я плачу 2,35 за киловатт, а здесь — 6,7 за киловатт. Но это везде, во всех садах.
К вопросу дороговизны земли мы еще вернемся — чуть позже. А пока посмотрим, как устроена жизнь в «Колющенце».
Таким, как сейчас, «Колющенец» был не всегда. Об этом нам рассказывает пожилой садовод Иван. Говорить с незнакомками поначалу он явно не хотел.
— Я не из тех людей, которые любят о себе рассказывать, — предупредил мужчина.
— А мы не о вас будем спрашивать, а про сад, — пообещали мы.
— Про сад? Хорошо, вы можете зайти, — пригласил нас Иван на свой участок. — Сад здесь давнишний. Он существует с 1957 года, а у нас здесь участок с 1961 года.
— Сад еще родители покупали, — вспоминает челябинец. — В самом начале здесь мало что было устроено. У нас на участке росла только полынь и даже изгороди не было. Мы начинали с того, что убирали полынь, а потом еще два года боролись с ее всходами. Это работа. Мы садили всё с нуля, всё по своим правилам.
Поначалу работа в саду не очень-то Ивана и привлекала.
— В 13 лет я сюда попал. Мог ли я этим интересоваться? — рассуждает наш собеседник. — Нет, просто необходимость была. У родителей после войны было не очень хорошее здоровье, поэтому приходилось уже копать в эти годы, выполнять мужскую работу.
Но со временем о садоводстве челябинец узнавал всё больше и теперь о работе на участке говорит с явной симпатией.
— К сожалению, в садоводстве очень много любительства, не налажена система обучения. Раньше были курсы при областном союзе, а теперь никто никого ничему не учит. Очень редко теперь сюда, в сад, приезжает агроном. У меня, конечно, уже всё свое, — заверяет Иван. — У меня есть знакомая в Саргазах, она профессиональный агроном. Я у нее всё необходимое покупаю — саженцы деревьев, кустарников, и я знаю, что это качественное.
У Ивана участок площадью 6,5 сотки. Здесь растут практически все возможные культуры, так что забота о них требует больших усилий и множества времени.
— Огурцы, перцы, помидоры. Они высажены с соблюдением расстояния, так ухаживать удобно, — объясняет нам Иван. — В Челябинской области без теплицы стабильного урожая практически не получить. Огурцы — это в основном голландские сорта, наши я не беру. Мы попробовали в свое время, но перешли на более стабильные голландские сорта. Помидоры — это Франция, Голландия, Италия. Понимаете, они наиболее надежные. Мы в прошлом году покупали российские, но третья часть вообще не взошла. Я написал производителям письмо, заставил заплатить, но время-то ушло.
В этом году с посадкой помидоров снова не успели в срок, но уже по другой причине.
— Этот год — мышиный, очень много было полевок. Они съели все сидераты, все корни съели, земля была как дуршлаг, — сетует Иван. — Знаете, чем удалось победить их? Дегтем.
— Мыши боятся запаха? — переспрашиваем мы.
— Да, очень боятся. Бегут, не собирая чемоданы. 100 миллилитров дегтя стоит порядка 100 рублей, — рассказывает Иван. — Нужно уложить дощечку или рассыпать опилки, полить дегтем. Уже через два дня не было мышей! После этого я уложил компост, а еще через две недели удалось посадить рассаду.
Кстати, форточки в теплице наш собеседник считает бесполезными.
— Надежности в этих форточках нет, — объясняет садовод. — В России надежности вообще мало, и в этой части то же самое. Иллюзий быть не должно.
— Самое главное — это сорт, — объясняет Иван. — Самая крупная капуста — это сорт «мегатон». Есть еще поменьше, «килатон». Здесь же есть «заря», это очень старый сорт российский. Я каждый год создаю список из сортов, которые наиболее перспективны. Таких, как я, конечно, единицы. Все приходят в магазин и начинают смотреть, нравится им картинка на упаковке или не нравится. Зачем? Уже всё должно быть подготовлено заранее. Если есть, вы собрали нужное, и всё.
— Молодежи надо помогать. А кто еще поможет? — рассуждает Иван. — У яблонь есть три группы по времени созревания: летние, осенние и зимние. Сейчас уже поспело очень хорошее летнее яблоко — сорт «десертное Исаева». Вас я им угостил. Очень хорошее осеннее яблоко «жигулевское», оно не хуже «мельбы». «Мельба» — тоже осенний сорт. Из зимних очень хороший сорт — «северный синап».
Соседи, рассказывает нам Иван, часто приходят за советом. Хотя без проблем сейчас ни в одном СНТ не обходится.
— Есть проблема — люди не уважают друг друга и пространство, — рассказывает садовод. — Если им нравится музыка, они свои глупые песни заставляют слушать и других.
Большинство встреченных нами садоводов были людьми пожилого возраста.
— Я могу тут круглые сутки быть, я же пенсионерка, живу рядом, — объяснила нам одна из собеседниц.
Участок в «Колющенце» Сажида купила сравнительно недавно — в 2008 году.
— Питьевая вода здесь есть у правления, там кран выведен на улицу. Про газ не знаю, он мне не нужен. Свет здесь есть круглый год. С водой для полива тоже всё хорошо. Дают по графику примерно через день, — перечисляет плюсы Сажида. — Время у нас меняется. Если, скажем, сегодня с 10 утра воду дают, то в следующий раз будет с 12, потом с 16. Напор нормальный, у меня тут бак и бочки есть.
Несмотря на цветущий вид сада, Сажида словно извиняется за него. Есть, говорит, и сорняки.
— Убиваться я не люблю. Чтобы всё сделать идеально, я должна тут работать 24 часа в сутки. Нужно это мне? — улыбается наша собеседница.
— В прошлом году вино из него делала, — рассказывает нам хозяйка.
— Хорошее получилось?
— Шикарное, — улыбается Сажида.
При этом ухода за виноградом немного, заверяет наша собеседница. Главное — выбрать подходящее солнечное место.
— Сорта я не помню. Один виноград я сама покупала, другой дочка приносила. За ним во время роста нужно наблюдать, чтобы пасынки удалять, а когда виноград начинает завязываться, обрезать верхушку, — объясняет нам Сажида. — На зиму нужно обязательно укрывать. Я делаю домик, под двойным слоем укрывного материала оставляю.
Плодоносить виноград начинает не с первого года, ему нужно чуть-чуть подрасти.
— Он неприхотливый, — заверила хозяйка. — Я считаю, что это растение не требует особого ухода, не то что помидоры. Вот они то вянут, то сохнут.
Объясняет нам челябинка и происхождение названия сада.
— В свое время это был сад завода имени Колющенко, — говорит Сажида. — Тут соседние домики стоят 50 с лишним лет, с самого начала.
Кстати, относится сад к Советскому району, как и завод имени Колющенко. Общественный транспорт тут ходит — и 20-я маршрутка, и два автобуса.
— Я пользуюсь общественным транспортом. В том году у нас был шикарный автобус — низкопольный, с кондиционером. Побаловали нас, а потом сказали: «Всё, хватит». Теперь маршрут передали частнику, и нас частник возит на пазике, — рассказывает Сажида. — С ним, видимо, договор заключен. Льготников он со льготами возит, а остальных за 23 рубля. Это автобус № 28 из Ленинского района. И есть еще 37-й автобус, он идет с железнодорожного вокзала. Днем интервалы движения побольше, утром поменьше. Если утром автобус выходит в 7 утра, то в 08:50 следующий, потом идет в 11:40, а потом перерыв. Как будем урожай вывозить, не знаю. С тележками едут все, а пазик для этого маленький.
— Здесь дорогие сады, — предупреждает нас челябинка. — Видимо, из-за того, что находятся в черте города. А еще тут озеро у нас рядом.
Стать частью «Колющенца» и правда недешево. Самый доступный вариант на «Циане» сейчас — участок площадью 4 сотки за 380 тысяч рублей. Домика на нём нет. Старую избушку владельцы снесли, чтобы построить новое здание, но из-за переезда в другой город завершить работы не успели. Из посадок на участке есть только вишня.
А можно не строить дом под себя, а купить уже готовый вариант. Например, двухэтажный коттедж площадью 100 квадратных метров с участком в 11,4 сотки. Обойдется такой в 5,3 миллиона рублей.
— К объекту идет асфальтовая дорога. Ничего не нужно делать и вкладывать, — заверяют продавцы. — Дорожки забетонированы, посажены елочки. При желании можно вскопать грядку и посадить, что вы хотите (лук, укроп, салат и т. д.)
Кстати, близость к озеру и правда может увеличивать цену. Смолино, на берегу которого находится «Колющенец», считается памятником природы.
— Мы в нём купаемся, — заверяет садовод Нина Ивановна.
— И вода нормальная? — уточняем мы.
— Вполне, — подтверждает собеседница. — Мы только сегодня не пошли с соседкой купаться, потому что у нее не было времени. А так ходим каждое утро, часов в восемь.
— Когда мы сад покупали, муж сказал: «Только в "Колющенце" будем брать». Я удивилась, почему, — вспоминает челябинка. — Муж мне говорил, что здесь только сотрудники завода Колющенко покупают участки или кто-то по блату. Он у меня на радиозаводе работал, но знал, что здесь озеро. Он тоже любил купаться, и мы ходили с ним вместе. Потом уже, с возрастом, ему подниматься в горку стало тяжело, сердчишко барахлило.
Сейчас мужа нет в живых, но Нина Ивановна на озеро продолжает ходить. Говорит, пляжей есть несколько.
— На седьмой улице завезли в прошлом году светлый песочек, поставили скамеечки, качели, камни собрали, — рассказывает Нина Ивановна.
Увидеть яхты можно и чуть ближе — во время соревнований, например.
Есть у «Колющенца» и масса других плюсов, рассказывают садоводы.
— Как-то мы поехали в Саргазы за яблонями, и нам агроном сказала: «У вас в садах не вымерзает, как в других». Когда мы купили участок, у нас было 11 яблонь, представляете? А у знакомых в «Вишнёвом» всё вымерзало, они яблок не видели, — рассказывает Нина Ивановна. — Почему у нас не вымерзает? Потому что озеро ниже, чем сады. Сады наши стоят на горке.
Земля тут хорошая, но без труда урожай не получить.
— Руки надо: работать, вырезать, подкармливать, полоть, заготовки делать, — перечисляет Нина Ивановна. — Еще надо купаться сходить, полежать, книжку почитать. Вот многие спрашивают: «Что вы на пенсии делаете?» А я 11 лет на пенсии, и даже времени свободного нет.
Впрочем, всё больше в «Колющенце» садоводов, которые участки берут для отдыха, а не изнурительного труда.
— Через один участок от нас — дом дедушки, он здесь уже 20 лет, — рассказывает нам Ксения. — Он приезжает сюда на шашлыки, в баню. У него на участке растет только вишня. А этот сад купила свекровь, ему лет 5. Так-то здесь классно. Мы живем на Гончаренко, так что 5 минут, и мы доехали. Здесь озеро, шикарное расположение. Магазин есть, продукты первой необходимости там продаются, можно мороженое купить детям, хлеб, кто-то пиво, рыбу покупает, — рассказывает Ксения.
— А переехать не хотите? — спрашиваем мы.
— Нет, — удивляется челябинка. — Ипотеку же не дают под строительство дома. Да и как сюда проехать зимой?
— Разве дороги не чистят?
— Нет, у нас весной воды по колено, — говорит Ксения.
Дом свекрови находится совсем недалеко от пляжа, так что им семья тоже с удовольствием пользуется.
— Здесь в том году было прям Майами, — улыбается Ксения. — А к концу лета всё равно вылезла трава. Это строительный песок, не настоящий.
Грядок на участке минимум, в основном ягоды.
— Мы в основном всё, что высаживается, за лето съедаем, на зиму ничего не готовим. Только ягоды морозим. Я пеку торты и для работы делаю заготовки ягодные, — делится Ксения. — Когда всё свежее, я по чуть-чуть ягоды собираю, заготавливаю, замораживаю. Из вишни, малины делаю конфитюр, провариваю с сахаром и замораживаю.
В остальном у каждой семьи сейчас свое отношение к садоводству.
— Здесь есть сад — два метра на пять, и он весь в теплицах, — рассказывает нам Ксения. — А еще многие люди яблоки в саду собирают, несут на соковыжималку. Видели указатель? За небольшие деньги можно ею пользоваться. Кажется, 300 рублей за мешок.
Задумались о покупке сада и согласны только на самое лучшее? Тогда присмотритесь к СНТ «Мичуринец», где есть предложения до 20 миллионов рублей. Или к саду «Медик» в Советском районе, где цены пониже, а среди соседей — депутаты. Есть экономвариант в промзоне — СНТ «Строитель». Побывали мы и в огромном «Тракторосаде-3», и в «Любителе-1», окруженном жилыми домами Северо-Запада.
Больше материалов с обзором товариществ ищите в разделе проекта «Семь кругов сада».
А еще внимательно изучите нашу инструкцию и узнайте, на что обратить внимание и чего в саду быть точно не должно.