Следственный комитет завершает проверку обстоятельств экстремальной поездки челябинских школьников в Крым и решает вопрос о возбуждении уголовного дела, а тем временем ГИБДД уже вынесла постановление о привлечении к административной ответственности водителей микроавтобусов. Одного из них оштрафовали ещё в Саратове, где застряли дети, второму постановления о нарушениях вручили только на этой неделе. Сидевший за рулём мужчина настаивает, что протокол на него составили незаконно, чтобы сфабриковать уголовное дело. В неоднозначной ситуации разбирался 74.RU.
Валерий был водителем второго автобуса, в котором, как он утверждает, ехали несколько семей с детьми.
— Это были мои друзья, — говорит водитель. — Я пошёл в отпуск, мы решили взять у знакомого автобус и поехать все вместе на юг. Мы все скидывались на бензин, и я в том числе — хотел посмотреть Крым. В моём автобусе ехали только семьи — родители с детьми, никаких других детей в моём автобусе не было. Детская группа ехала в первом автобусе, его и остановили в Саратовской области.
По словам Валерия, две группы на двух автобусах отдыхали параллельно, так как у них был один организатор. Это было удобно, потому что через опытного человека было проще решить вопросы с ночлегом и питанием в дороге, жильём и экскурсиями в Крыму.
— У нас была неорганизованная группа, и я никакой выгоды от этой поездки не получал, кроме собственных впечатлений. Но теперь Следственный комитет пытается вменить мне 238-ю статью УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. — Прим. ред.), но я не оказывал никому никаких услуг, — возмущён челябинец.
О том, что второй автобус не имел отношения к детской группе, говорит и пассажирка Олеся Ланская.
— У нас организатора как такового не было, мы собирались сами. На личном транспорте ехать неудобно, у меня, например, маленькая машина, поэтому Валера взял автобус у своего друга, — говорит челябинка. — Мы давно общаемся с ним, с его женой, знаем его сына. Он работает водителем в государственном учреждении, а в это время был в отпуске, вот мы и предложили поехать. Я ехала со своей дочерью и её друзьями — они вместе занимаются акробатическим рок-н-роллом. Моих детей было три пары: моя дочь со своим партнёром по танцам, её подруга со своим партнёром и ещё один мальчик из их группы с братом. Всем им по 13–14 лет. Мы так ездили неоднократно и за границу летали, мы практикуем такие выезды, и проблем никогда не возникало. По закону, если я везу не только своего, но и чужого ребёнка, я должна иметь оригинал свидетельства о рождении, и всё. С нами была моя подруга — у неё трое детей, она с ними ехала. Ещё одна семейная пара была с ребёнком и бабушка с внуком — таким составом и ехали, чужих детей у нас в автобусе не было. К той детской группе мы отношения не имели — мы к ним привязались, потому что они знали, где остановиться ночью, где покушать и прочее. Так получилось, что мы ехали с ними, но мы их даже не ждали, потому что у них было очень много остановок, мы ехали вперёд и встречались только в определённых точках.
По словам Олеси, родительница из детской группы несколько раз просила поменяться автобусами: во-первых, Mercedes Sprinter был оборудован ремнями безопасности, во-вторых, водитель этого автобуса «внушал ей больше доверия».
— Мы не соглашались, — говорит женщина. — Только один раз мы свозили её в соседнее село за персиками, но это было без детей. За всю поездку сотрудники ГИБДД остановили нас единственный раз — на обратном пути в Самарской области после того, как автобус с детьми остановили в Саратовской области.
Челябинка недоумевает — неужели каждый раз, когда она везёт дочь с друзьями на соревнования или в развлекательный центр, должна регистрировать группу в ГИБДД?
— Мы и по городу ездим с этими детьми в таком же составе. И что? Каждый раз я должна оформлять детскую перевозку? И как я должна оформить этот путевой лист, который теперь требуют с нашего водителя, если мы не организация? И он ведь с нами ехал не как водитель, а как мой хороший приятель, — возмущена Олеся.
Тем не менее на этой неделе Валерия вызвали в ГИБДД и вручили сразу несколько постановлений о штрафах за поездку на юг.
— Меня сейчас пытаются оштрафовать за то, что я ехал в Крым без путевого листа и без тахографа, но меня даже не останавливали на дороге. Как такое возможно? Прокуратура и Следственный комитет сейчас пытаются доказать, что я ездил в Крым с коммерческой целью, пытаются сфабриковать улики для возбуждения уголовного дела, — утверждает мужчина. — Я не согласился с постановлениями ГИБДД, буду их обжаловать.
На запрос корреспондента 74.RU о штрафах, которые сейчас выписали водителю автобуса, в городской ГИБДД отвечать отказались.
— Этим делом занимается прокуратура, все вопросы к ним, — ответили в Госавтоинспекции.
В прокуратуре же подтвердили, что к административной ответственности по линии ГИБДД действительно привлекли обоих водителей.
— Изначально организатор поездки обещал родителям, что будет один большой автобус с сопровождением, кондиционером, а по факту, когда они на отправку прибыли, им предоставили два микроавтобуса. В одном ехали маленькие дети, 10-летние, а во втором — дети 14–17 лет и большинство взрослых сопровождающих, — уточняет начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Челябинской области Игорь Рязанов. — По территории Крыма группа передвигалась на этих же двух автобусах, причём есть сведения о том, что они ездили то на одном автобусе, то на другом, то есть рассадка менялась. При наличии таких сведений имеются все основания для привлечения обоих водителей к ответственности. Один автобус был остановлен в Саратовской области, а со вторым водителем сотрудники ГИБДД разбирались уже здесь. Был составлен целый перечень нарушений, по каждой статье КоАП водители привлечены к административной ответственности.
В прокуратуре настаивают, если перевозчик взял на себя обязательства по перевозке детей, то автобус должен был быть оборудован всем необходимым для обеспечения безопасности пассажиров в пути.
— В автобусе должны быть ремни безопасности, тахограф, опознавательные знаки «Дети», проблесковый маячок, должны быть уведомлены органы ГИБДД, составлены маршрутные листы и списки пассажиров — чтобы в случае ДТП была информация о пострадавших и о количестве лиц, передвигавшихся в автобусе. Даже если в автобусе были один-два ребёнка без родителей — это уже детская перевозка, — объясняет Игорь Рязанов. — Даже если это неорганизованная перевозка и водитель как частник принял на себя обязательство совершить её, он должен выполнять эти условия.
Игорь Рязанов добавляет, что при рассмотрении дела об административном правонарушении обязательно будет дана правовая оценка пояснениям водителя второго автобуса, но ещё раз подчеркивает, что отдых детей в том виде, в котором был организован в этом случае, подвергает их опасности.
Группа челябинских школьников, возвращавшихся из Крыма, застряла в Саратове в середине августа. Родители потребовали остановить автобус, когда увидели фото, на котором дети спали на полу в тесной маршрутке. Снимки прислала руководитель группы. Одна из мам заявила, что группу из 17 школьников 7–9 лет везли с отдыха на море в тесной маршрутке без еды и остановок на ночлег. Сами дети утверждают, что стали заложниками ситуации из-за ссоры руководителя группы с водителем.
В управлении ГИБДД Саратовской области составили на водителя первого автобуса три административных протокола, его отстранили от перевозки детей. Как уточнили 74.RU в пресс-службе ГУ МВД этого региона, микроавтобус был не предназначен для перевозки школьников на междугородних маршрутах, в нём отсутствовали необходимые для этого тахограф, ремни безопасности, опознавательный знак «Дети» и оранжевый проблесковый маячок.
Организатора тура и перевозчика сейчас проверяет Следственный комитет. Им может грозить ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности потребителей (статья 238 УК). Свою проверку начала и прокуратура Челябинской области. По данным надзорного ведомства, поездка с детьми была неофициальной и проходила без соответствующих разрешений.
Знаете подробности этого инцидента? Ехали этим автобусом или были в группе застрявших в Саратове детей? Присылайте сообщения на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.