В Челябинске подвели итоги крупнейшего аукциона на уборку городских дорог с начальной ценой три миллиарда рублей. На торги заявился только один участник — АО «Объединение "Ингеоком"». Рассказываем, что за компания забрала самый лакомый лот, и помогла ли конкуренция снизить цену.
Управление дорожного хозяйства Челябинска 4 декабря объявило торги на услуги по содержанию основных магистралей областного центра. Начальная цена аукциона составила 3 миллиарда 19 миллионов рублей. Это самый крупный лот из всех торгов, касающихся уборки дорог. Подрядчику передадут основные магистрали Челябинска, площадь Революции и Привокзальную площадь — всего 147 объектов.
Победителю предстоит убирать территорию площадью 6,5 миллиона квадратных метров. Речь идёт не только об уборке снега. В обязанности подрядчика входит содержание дорог и тротуаров в проезжем и безопасном состоянии круглый год: вывоз снега и мусора, подметание и поливка летом, отсыпка специальными смесями зимой, нанесение разметки, мелкий ремонт и так далее. Контракт заключают на два с половиной года — до 30 июня 2022 года.
Очевидно, что справиться с таким объёмом работы могут лишь крупные компании, имеющие серьёзный парк техники. Только на обеспечение исполнения контракта требуется свыше 300 миллионов рублей, указывали эксперты.
Борьбы за солидный контракт не было. На торги заявилась лишь одна компания — АО «Объединение "Ингеоком"». Электронный аукцион признали несостоявшимся. Но так как заявка соответствует требованиям закона и документации, контракт планируют заключить с единственным участником по начальной максимальной стоимости — три миллиарда рублей.
Новый подрядчик «Объединение "Ингеоком"» — на самом деле старый знакомый челябинцев. Один из крупных строительных холдингов России специализируется на проектировании и строительстве особо сложных объектов — метро, транспортных развязок, аэродромов, гидротехнических сооружений. «Ингеоком» строил метро в Москве, Казани, Будапеште. В 1989 году компанию основал предприниматель Михаил Рудяк, сейчас она принадлежит его детям и внукам.
В жизни «Ингеокома» был и челябинский период. С 2009 по 2013 годы предприятие выступало генеральным подрядчиком строительства челябинского метро. Специалисты компании возводили основные конструкции станции «Комсомольская площадь», с помощью тоннелепроходческого комплекса Lovat прокладывали перегонный тоннель от станции «Комсомольская площадь» в сторону Торгового центра, строили вестибюль станции «Торговый центр». В 2011 году «Ингеоком» даже приобрел 25-процентный пакет акций «Челябметростроя», позже он продал его московской «Инвестиционной транспортно-строительной компании».
В 2013 году челябинские власти расторгли договор с «Ингеокомом». Новый контракт на 600 миллионов рублей достался ОАО «Челябметрострой», которое ранее работало подрядчиком у «Ингеокома». А челябинская мэрия судилась с москвичами, требуя неустойку в 348 миллионов рублей. Суд в удовлетворении иска отказал. Осенью прошлого года одна из дочерних компаний холдинга «Ингеоком» стала владельцем «Центра коммунального сервиса» — регоператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Челябинской области.
Теперь «Ингеоком» заходит в Челябинск отнюдь не по привычному метростроевскому профилю. Хотя потребность налицо — в столице Южного Урала не могут найти подрядчика на обслуживание недостроенной подземки. Впрочем, бизнес всегда идёт на запах денег. А дороги сейчас финансируются гораздо лучше, чем то же метро.
Ещё до подведения итогов торгов индивидуальный предприниматель Руслан Новик из Москвы подал жалобу на самый крупный аукцион на три миллиарда. По его мнению, документация нарушает закон о контрактной системе, что не позволяет ряду компаний участвовать в торгах.
— Заказчиком без наличия на то оснований установлены дополнительные требования о наличии опыта выполнения строительных работ (хотя бы один контракт за последние три года. — Прим. ред.), — объясняет Руслан Новик. — Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по содержанию отличаются друг от друга, поэтому постановление правительства РФ о предъявлении к участникам закупки дополнительных требований применяться не может.
Пока антимонопольное ведомство не вынесет решение по этому обращению, подписание контракта притормозили.
В середине декабря в Челябинске подвели итоги первых аукционов по уборке дорог. Подряд на обслуживание улиц в Центральном и Советском районах за 500 миллионов рублей достался компании «АНТ». Торги в Калининском, Курчатовском, Тракторозаводском и Ленинском районах в общей сложности на 800 миллионов выиграло ООО «Строймеханизация». По данным сервиса «Контур.Фокус», его владельцы — Валерия Вайнштейн и Владимир Гамольский. Предприятие зарегистрировано по адресу компаний, принадлежащих семье челябинских бизнесменов Сергея и Евгения Вайнштейнов (по версии 74.RU 2016 года входят в топ-100 самых богатых челябинцев).
При этом в антимонопольную службу поступили жалобы на торги по всем районам, поэтому подписание контрактов пока приостановили. Процедуры продолжат после рассмотрения обращений в антимонопольной службе, сообщили в Челябинском УФАС. Желающих обслуживать дороги в Металлургическом районе не нашлось. Управление дорожного хозяйства администрации Челябинска объявило повторный аукцион. Итоги торгов подведут 13 января 2020 года.
Ранее содержанием улиц и магистралей областного центра занималась компания «Южуралмост». Три года назад она выиграла контракт стоимостью 4,3 миллиарда. Антимонопольная служба не раз указывала на ограничение конкуренции на дорожном рынке. По словам руководителя челябинского управления ФАС Анны Козловой, лоты намеренно укрупнялись, и от участников госзакупок требовалось слишком много технических и финансовых ресурсов.
Недовольны тратами бюджетных денег и конкретными госзакупками?Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74.