![Это фиаско, братан: смотрим, чем закончилась «рельсовая революция» в Челябинске На некоторых перекрёстках ремонт сделан не так, как заявлено в контракте | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/73/22/e9/7322e994358eac01affad8f322931663/656x438_1:5723_4b8827acaed7a69fae575b6373ebaeda@1280x853_0x5tet2Hl9_4551898531831524838.jpg.webp)
Сегодня, 16 октября, истёк срок, отведённый на приведение в порядок 19 наиболее значимых перекрёстков. Мы проехались по местам предполагаемого ремонта, на большинстве из которых не видно даже намёков на работу. А часть переездов выложена совсем не той плиткой, которая заявлена в контракте. Для удобства мы нанесли все точки на карту: нажав на метку, вы увидите фотографию места.
Мы посетили 17 точек из 19, и результаты печальны. На 11 перекрёстках следов работ не видно, и рельсы выпирают, как прежде (отмечены красным цветом). На 5 перекрёстках работы проведены, но по другой технологии или не полностью (жёлтые метки). И лишь в одном месте, на пересечении проспекта Победы и Свердловского, всё сделано так, как заявлено в контракте (зелёная метка).
![Единственный из 17 увиденных нами переездов, который выглядит более-менее готовым, — пересечение проспекта Победы и Свердловского проспекта | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/14/30/4b143011445bb659354f1773ce5b3b48/656x438_1:5723_e2cf7dd9913f3da894779a2d34c36f54@1280x853_0xJ8s3o0Kj_2845460956672215783.jpg.webp)
![В четверг, 15 октября, работы в этом месте были близки к завершению | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/40/cd/5d40cd7c02d13336ba4332c3ca408c23/656x438_1:5723_b60257b6fbec9598fd9ead1151ba9afd@1280x853_0xF08AA3RL_0594017840318731391.jpg.webp)
![Переезд выложен плиткой 30 х 30 см, которая заявлена в контракте. При проезде ощущаешь тряску, но всё же меньшую, чем было | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f1/d9/c7/f1d9c7cfca2f14c7a8ccdf62f47baccd/656x438_1:5723_3a21892795122e0ce6ea01f333966e41@1280x853_0xlc7wH2BA_1475665475835142059.jpg.webp)
На пересечении улицы Черкасской с 50-летия ВЛКСМ переезд застлан такой же плиткой, но только в одном направлении — от центра в сторону ЧМЗ. В обратном направлении по-прежнему торчат зубастые рельсы.
![Плитку положили на пересечении улицы Черкасской с 50-летия ВЛКСМ, если ехать в направлении ЧМЗ | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/46/e8/bd/46e8bd96bf69ec5b9b6197ce440bdba1/656x438_1:5723_34a1ac5c17650d865751290093538364@1280x853_0xKxW4eJjH_3675393726026588206.jpg.webp)
![Сами рельсы в этом месте имеют ощутимую ступеньку | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/69/54/cb/6954cb8397400c6573ba109539c1da6e/656x438_1:5723_88849a383258a604d7d1f1152ce1ed63@1280x853_0xhvlchpBZ_0528952227238488974.jpg.webp)
![А вот обратное направление того же перекрёстка (к центру). Здесь всё по-прежнему | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/83/fd/1b/83fd1ba3640e0343e45e30c2637a359a/656x438_1:5723_20a3514b67741b3dd480d076bede2221@1280x853_0xxKsaU306_0632436667377959899.jpg.webp)
Ещё на четырёх перекрёстках пути переложены плиткой не того типоразмера. По условиям контракта подрядчик, компания «Мегастрой», должна была использовать плитку размером 30 х 30 см, которая выглядит вот так.
![Готовая к укладке плитка нужного типоразмера. Такую мы нашли только на двух пересечениях из 17 проверенных | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/45/a1/d845a134af4565b28456027b2a48ec5d/656x438_1:5723_2d812968fed64733e04b28a74698ddb6@1280x853_0xHElRR7es_3737888158194003425.jpg.webp)
На четырёх пересечениях положили более мелкую плитку, которой выкладывали челябинские переезды в прежние годы. Она показала себя весьма недолговечной: в месте рельсовых стыков появляются просадки, плитка гуляет, рельсы выступают наружу.
![Перекрёсток Кирова и Кашириных ковыряли почти месяц, но в итоге лишь заложили настил плиткой, похожей на брусчатку | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/ff/ca/9bffca9addfe8bf76c32e6a515eef8fa/656x438_1:5723_cdd643bcedb2a05706fbb61958e18f4a@1280x853_0xfCN1yo3P_9594712279697279978.jpg.webp)
![Шило на мыло поменяли и на пересечении Труда со Свердловским проспектом. Стало ровнее, но надолго ли? | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/c8/fa/e9c8fab0a8168e535ac43880476d8fc5/656x438_1_16b869e08935ecf4c60c7e8c63a1b7ae@1280x853_0xQgdaF7z6_2542018519664552341.jpg.webp)
![Новой старой плиткой заложили пересечение улиц Труда и Свободы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/c2/dc/0dc2dcd7683eedaf80caa85c28c3b8eb/656x438_1:5723_c3181fabdee17b5f2ba8decdab1e6928@1280x853_0x0Y5P027O_6443145003722345222.jpg.webp)
![Перекрёсток Свердловского и Сони Кривой: даже после замены плитки рельсы выступают достаточно, чтобы при их проезде была видна деформация колёс | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/49/e0/8d/49e08dd18d5c519a88ddddf4659467a9/656x438_1:5723_bc136385d68ab874e9b10830bfc25272@1280x853_0xCcGMOwvn_0866911902174743080.jpg.webp)
На остальных 11 пересечениях не сделано ничего, хотя среди них есть очень злобные переезды, на которых поток тормозится почти до нуля. Вот лишь несколько примеров.
![Совершенно жутко выглядит переезд в районе Теплотеха (Победы — Кирова) | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/22/61/a4/2261a4d2ce6d7d01a6d8da803da198ab/656x438_1:5723_5b443688f0b74962e2b2443f1df0117f@1280x853_0x8tCQsTsS_3151924572185884023.jpg.webp)
![Прямо по соседству ещё один перекрёсток — проспекта Победы с Каслинской, проезжая который машины буквально переваливаются через рельсы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/38/a8/3f/38a83f1ac091b58e4ca5ac02ccf31581/656x438_1:5723_75ca78259d0f537dcb5b17bea64a01aa@1280x853_0xNJH7B18T_6586080618623931470.jpg.webp)
![Ремонта просит и переезд на перекрёстке Российской с Карла Маркса | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/6f/00/ae/6f00ae12fdfda5c524e3f3391645fa5f/656x438_1:5723_00af1e0bbe49b1f8031e96f2355a8afd@1280x853_0xhY2zLQSm_6762680501275292677.jpg.webp)
![Цвиллинга и Труда — рельсы торчат из асфальта и плиточных заплат | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2a/c2/63/2ac263a7fc1b796dd720a324d6cb856a/656x438_1:5723_c187eb02a86994661c6ab783bf87d7fe@1280x853_0x4unhRDyD_5887179026202272737.jpg.webp)
![Совершенно убитый перекрёсток Овчинникова и Разина около вокзала | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/77/7b/c7777bac698f8d9aca92190060178b4d/656x438_1:5723_396111bed87744c4ed88dc9caa0d586c@1280x853_0xsIDXIy3V_6326971296543539209.jpg.webp)
![Чуть менее разбитый — на смычке улиц Цвиллинга и Свободы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/cf/3c/a7cf3ccf40fe14da96f810b40f247cf6/656x438_1:5723_1f0aa8a7a7f2348ebbff96767df85248@1280x853_0x4OLCzJyH_5660958995073141261.jpg.webp)
![А это ЧМЗ: пересечение улицы Черкасской с шоссе Металлургов | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/b5/21/7db521614fcfee649342a32ea1e61573/656x438_1:5723_09f58e7de3e02b890cdbabcea2b4d3b6@1280x853_0xlAsN3wRC_4493080324634921106.jpg.webp)
![Весьма злобные рельсы на перекрёстке Кирова и Труда | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/37/a9/4a37a9c3133e6216d78fcc0923a3659b/656x440_1:5723_9ddbb5dd4033754472e7097507058f38@2999x2008_0xsnrhFk3m_7308375523688111150.jpg.webp)
За комментарием мы обратились в комитет дорожного хозяйства администрации Челябинска, который заказывал работы. Ответ пришёл 12 октября и был лаконичен:
— Срок выполнения указанных работ — 16 октября 2020 года. На данный момент работы не завершены. При невыполнении условий настоящего муниципального контракта к ООО «Мегастрой» будут применены санкции со стороны заказчика.
Санкции применялись и до этого: компании «Мегастрой» выписали штраф 5 тысяч рублей. Стоимость контракта при этом — 11,7 миллиона.
Помимо работ, выполненных максимум на треть, вызывает вопросы и само техническое задание. Ремонт переездов с помощью плитки без замены основания — это, по большому счёту, косметические процедуры на фоне капитальных способов, о которых мы рассказывали в прошлой публикации на примере Москвы и Праги.
![Укладка рельсовой решётки и покрытия на щебень — одна из причин быстрой потери формы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/79/85/61/798561830f2f0a370efced6b64792fb3/656x438_1:5723_c5197e61008c59a9c40c96ac9ac26d1b@1280x853_0xjlHnfMTH_9063168752031403630.jpg.webp)
Челябинский водитель трамвая Отто Останин рассказал нам следующее:
— Проблема фундаментальна: в Челябинске саму рельсовую решётку укладывают на подушку щебня, отчего она со временем начинает оседать, а сами рельсы — гулять. Особенно проблемными являются места возле стыков рельсов, на которых под тяжестью трамвая образуется ступенька из-за ослабления крепления. Здесь появляются провалы хоть на асфальте, хоть на плитке. Работникам службы пути «ЧелябГЭТ» приходится периодически подтягивать крепления, разбирая верхний слой дороги, а поскольку асфальтировать дорого, потом эти места закладывают плиткой.
![Вокруг стыков плитка быстро проваливается | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/88/10/58/881058e9f9ccd8d0475286ede978c839/656x438_1:5723_2f9277a0602623617856afa021438d23@1280x853_0xyeSgKzVF_1875241354266879332.jpg.webp)
![Сами рельсы тоже гуляют будь здоров | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/6a/87/2b6a87b86df2a30fc75e463f1002f6f5/656x438_1:5723_38fa551d2576bff9c320acae99dc579c@1280x853_0xR0rcRGed_4692208640264243864.jpg.webp)
![Плиточные заплатки — любимый способ челябинских дорожников оттягивать капитальное решение проблемы | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/b0/24/b3/b024b326305937e12ebafe97586809a9/656x439_1:5723_9aebab5f39f58d67a982a59cb02de930@760x508_0xzA2d5Ffu_0349666937367939971.jpg.webp)
![Местами заплатки выглядят безобразно | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/da/04/eb/da04eb78ac43de20667eacb5d9fa0156/656x440_1:5723_f72bbcafdc52b13a839ab330fbe40d5b@1280x857_0xF7UezRkZ_6505425557294039623.jpg.webp)
В качестве позитивного примера Отто приводит Санкт-Петербург, где он два года работал водителем трамвая. В Северной столице пути на переездах кладут на бетонную основу, что обеспечивает чёткую фиксацию рельсов.
— Такие рельсы не гуляют, а покрытие вокруг них не проседает, — говорит он. — Все стыки на таких переездах заваривают специальным составом, а для гашения вибраций используют толстые резиновые прокладки. После этого про переезд можно надолго забыть.
![Пример хорошо оформленного переезда в Москве | Источник: Google.com / maps](https://n1s1.hsmedia.ru/13/4c/2e/134c2e5bed555f342d564e5b6635a683/656x436_1:5723_db5e10997e0e46c684746149837c5d05@1072x712_0xwWN2fciX_9735651764649225770.jpg.webp)
В Челябинске же переезды были и остаются одной из причин резкого замедления потока, и, например, на пересечении Кирова и Кашириных водители объезжают вновь уложенную плитку зигзагом. Причина видна невооружённым глазом.
![Только что уложенная плитка на улице Кирова (пересечение с Кашириных). Стало чуть ровнее, но всё равно потряхивает — водители огибают этот участок | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/a6/fe/72/a6fe72955bc0c23075c9c6123c0c4f3a/656x438_1:5723_e4b1985352af50cd396206911881bc8e@1280x853_0xaJa54f7S_6899702762317210414.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/8d/13/a58d1378c5326becd6af37ef584fe2b2/1280x853_0xcUmeX2s8_7300063817989348258.jpg)
Как вы оцениваете качество трамвайных переездов в Челябинске?
В Челябинске готовят к реконструкции Ленинградский мост — объявлены торги на миллиард.
Недавно челябинцев возмутил повторный ремонт дороги в Ленинском районе.
А вот подробности того, кто выиграл главные дорожные контракты этого года.