Сегодня, 16 октября, истёк срок, отведённый на приведение в порядок 19 наиболее значимых перекрёстков. Мы проехались по местам предполагаемого ремонта, на большинстве из которых не видно даже намёков на работу. А часть переездов выложена совсем не той плиткой, которая заявлена в контракте. Для удобства мы нанесли все точки на карту: нажав на метку, вы увидите фотографию места.
Мы посетили 17 точек из 19, и результаты печальны. На 11 перекрёстках следов работ не видно, и рельсы выпирают, как прежде (отмечены красным цветом). На 5 перекрёстках работы проведены, но по другой технологии или не полностью (жёлтые метки). И лишь в одном месте, на пересечении проспекта Победы и Свердловского, всё сделано так, как заявлено в контракте (зелёная метка).
На пересечении улицы Черкасской с 50-летия ВЛКСМ переезд застлан такой же плиткой, но только в одном направлении — от центра в сторону ЧМЗ. В обратном направлении по-прежнему торчат зубастые рельсы.
Ещё на четырёх перекрёстках пути переложены плиткой не того типоразмера. По условиям контракта подрядчик, компания «Мегастрой», должна была использовать плитку размером 30 х 30 см, которая выглядит вот так.
На четырёх пересечениях положили более мелкую плитку, которой выкладывали челябинские переезды в прежние годы. Она показала себя весьма недолговечной: в месте рельсовых стыков появляются просадки, плитка гуляет, рельсы выступают наружу.
На остальных 11 пересечениях не сделано ничего, хотя среди них есть очень злобные переезды, на которых поток тормозится почти до нуля. Вот лишь несколько примеров.
За комментарием мы обратились в комитет дорожного хозяйства администрации Челябинска, который заказывал работы. Ответ пришёл 12 октября и был лаконичен:
— Срок выполнения указанных работ — 16 октября 2020 года. На данный момент работы не завершены. При невыполнении условий настоящего муниципального контракта к ООО «Мегастрой» будут применены санкции со стороны заказчика.
Санкции применялись и до этого: компании «Мегастрой» выписали штраф 5 тысяч рублей. Стоимость контракта при этом — 11,7 миллиона.
Помимо работ, выполненных максимум на треть, вызывает вопросы и само техническое задание. Ремонт переездов с помощью плитки без замены основания — это, по большому счёту, косметические процедуры на фоне капитальных способов, о которых мы рассказывали в прошлой публикации на примере Москвы и Праги.
Челябинский водитель трамвая Отто Останин рассказал нам следующее:
— Проблема фундаментальна: в Челябинске саму рельсовую решётку укладывают на подушку щебня, отчего она со временем начинает оседать, а сами рельсы — гулять. Особенно проблемными являются места возле стыков рельсов, на которых под тяжестью трамвая образуется ступенька из-за ослабления крепления. Здесь появляются провалы хоть на асфальте, хоть на плитке. Работникам службы пути «ЧелябГЭТ» приходится периодически подтягивать крепления, разбирая верхний слой дороги, а поскольку асфальтировать дорого, потом эти места закладывают плиткой.
В качестве позитивного примера Отто приводит Санкт-Петербург, где он два года работал водителем трамвая. В Северной столице пути на переездах кладут на бетонную основу, что обеспечивает чёткую фиксацию рельсов.
— Такие рельсы не гуляют, а покрытие вокруг них не проседает, — говорит он. — Все стыки на таких переездах заваривают специальным составом, а для гашения вибраций используют толстые резиновые прокладки. После этого про переезд можно надолго забыть.
В Челябинске же переезды были и остаются одной из причин резкого замедления потока, и, например, на пересечении Кирова и Кашириных водители объезжают вновь уложенную плитку зигзагом. Причина видна невооружённым глазом.
Как вы оцениваете качество трамвайных переездов в Челябинске?
В Челябинске готовят к реконструкции Ленинградский мост — объявлены торги на миллиард.
Недавно челябинцев возмутил повторный ремонт дороги в Ленинском районе.
А вот подробности того, кто выиграл главные дорожные контракты этого года.