Церемонию провели во вторник, 26 января, с участием губернатора Алексея Текслера, гендиректора «Росатома» Алексея Лихачёва и председателя совета директоров «АЕОН» (это контролирующий инвестор «Новапорта») Романа Троценко. Поводом выбрали… окончание ребрендинга! Нормально ли проводить открытие спустя 14 месяцев обслуживания пассажиров? И как оценивают новый терминал специалисты? Читайте в материале 74.RU.
Оформление челябинского аэропорта теперь уже точно соответствует атомной тематике. В зоне ожидания поставили инсталляцию «Зарядись атомом». У нее, кстати, есть не только эстетическая, но и практическая нагрузка — помочь пассажирам зарядить смартфоны и планшеты. В терминале открыли кинозал для демонстрации роликов, сделали панели с информацией о физике-ядерщике Игоре Курчатове, истории атомной энергетики и авиации.
— Мы с вами понимаем, что аэропорт фактически начал работать в конце 2019 года, — признал Алексей Текслер. — Но сегодня такая важная веха в его жизни. Мы, по сути, открываем новый, в обновленном стиле аэропорт. Жители Челябинска выбрали название аэропорту, проголосовали за то, чтобы он носил имя выдающегося ученого, человека, который не только работал в Челябинской области, но и здесь родился. В новом аэропорту на каждой стене, в каждом уголке — связь с наукой. Можно с помощью гаджета рассмотреть и изучить информацию, которая здесь буквально на каждом шагу.
Достойное открытие челябинского аэропорта проводят спустя 14 месяцев после начала работы нового терминала. Он был одним из ключевых объектов саммитов ШОС и БРИКС, которые Челябинск так и не принял в 2020 году. Терминал запустили заранее — в ноябре 2019 года. Тогда торжественного открытия не было. Первые две недели терминал работал в тестовом режиме. В декабре
— Я очень благодарен руководству Челябинской области за то, что мы себя чувствуем как дома. Новое содержание аэропорта — это интеллектуальная инвестиция Росатома, — заявил генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв.
Торжественное открытие спустя год работы, согласитесь, выглядит довольно странно. Впрочем, эксперты предлагают не акцентировать на этом внимание.
— Давайте будем реалистами. Когда речь идет об инсталляциях, да еще привязанных к такому событию как присвоение имени, это все-таки не связано с операционной деятельностью. Мы отлично знаем, что подобного рода события — разрезание ленточки — проще приурочить к какой-нибудь дате, к визиту высокопоставленного чиновника или к чему-то еще, — рассуждает руководитель аналитического отдела отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — Непосредственно с операционной деятельностью связывать это большого смысла нет. Я бы сказал так: если кто-то из пассажиров ощущал дискомфорт от того, что он прилетал в аэропорт, в котором еще торжественно ленточки не резали, шампанское не разливали, это большая проблема. Но в целом ключевой вопрос заключается в том, что объект получил согласование с Ространснадзором, Росавиацией и так далее, он бы принят и введен в эксплуатацию с выполнением всех формальностей. Это ключевой вопрос, а уж ленточки — это вторично.
— Людям совершенно безразлично, кто там чего и когда открывает. Люди летают и видят проблемы, — рассуждает эксперт в сфере транспорта и логистики Яков Гуревич. — Мне он, честно, несильно нравится. Там странное достаточно расположение, снизу вверх подниматься [надо], указателей там недостаточно. Это частично устранимые проблемы — этим профессионалы должны заниматься, которые способны распределить потоки в аэропорту, посчитать всё. Такое впечатление, что этого никто не делал. Люди не чувствуют себя там комфортно. Вот это, может быть, главная проблема. У меня такое впечатление, что никто не собирался делать его благожелательным, удобным для людей. Построили коробку. Кому-то она нравится, кому-то не нравится. И этим дело ограничилось. Зачем строили?
При этом за последний год новый терминал не раз оказывался замешан в скандалах. Первый разгорелся из-за неработающих эскалаторов и лифтов, в результате чего пассажиру со сломанной ногой пришлось буквально карабкаться на второй этаж. После этого московский пиарщик разнес в пух и прах челябинский сервис. Подпортила впечатление и неполная выплата зарплат сотрудникам. А в июле антимонопольщики заподозрили аэропорт в завышении цен на использование телетрапов. В августе начался конфликт с таксистами из-за новых правил парковки. В сентябре рабочие повредили огни на взлетно-посадочной полосе, и из-за сбоя улететь вовремя не смогли 400 пассажиров. В декабре прокуратура начала проверку из-за жалоб пассажиров на гигантские очереди — в зоне досмотра выстроились по 200 человек. Еще через две недели произошел потоп.
— Я перед Новым годом как раз улетал, всюду текло — что на первом этаже, что на втором, — подтверждает Яков Гуревич. — Не знаю, это норма или нет, но я свидетель.
За ситуацией в новом аэропорту внимательно наблюдают и в правительстве Челябинской области.
— Мы все понимаем, что «Челябинское авиапредприятие» — это частное предприятие. Взлетно-посадочная полоса и стоянка бортов — это федеральное имущество, а новый терминал — это деньги частных инвесторов, — пояснил 74.RU министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев. — Какого-то непосредственного, прямого влияния у нас, конечно, нет. Да, несомненно, мы так же, как и потребители, летаем в командировки, в отпуска, видим недоработки, обращаем на них внимание. Наше предприятие в рабочем режиме какие-то грани и тонкости сглаживает. На наши замечания аэропорт реагирует и устраняет, перекрашивали даже какие-то участки стен.
Незамеченными не прошли ни потопы, ни технические проблемы.
— Есть такое понятие, как пуско-наладка, но, наверное, ее срок подошел [к концу]. Я думаю, аэропорт видит это и устранит моменты, связанные с вещами некомфортными, — отметил Алексей Нечаев. — Понятно, что тонкости и моменты в режиме пуско-наладки с учетом мнения жителей будут дорабатываться, докручиваться.
Возможно, сегодняшнее открытие — попытка начать всё с чистого листа?
— Как индустриальный пиарщик, я скорее готов сделать положительные выводы. На мой взгляд, весьма вероятно, что целая череда недовольных откликов (и мой в том числе) побудила руководство аэропорта проанализировать ошибки, весьма вероятно — исправить их, в том числе и в области связей с общественностью, — прокомментировал московский пиарщик Алексей Агуреев. — Идея «открыть» аэропорт после года работы — очень продуктивная. Это означает, что аэропорт стремится дистанцироваться от прошлых промахов и начать как бы всё «с чистого листа», в том числе и отношения с пассажирами. Мне видится, что это очень позитивное развитие событий.
Алексей Агуреев уверен — фактическая работа над ошибками не будет стоить «Новопорту» больших денег.
— Чтобы добиться удовлетворенности клиентов, необходимо, помимо всего прочего, взять на вооружение передовой опыт как западных, так уже и многих наших аэропортов, провести выявление узких мест, наладить «обратную связь» с пассажирами, — рассуждает эксперт. — Инструментов для этого множество, ну, к примеру, «тайные пассажиры», которые моделировали бы разные нестандартные ситуации и проверяли бы реакцию сотрудников аэропорта. Областей для работы — очень много, причем работа по налаживанию сервиса — она даже не требует солидных затрат. Надо просто знать, как определить реперные точки, и знать, как их исправлять, что для этого надо делать. К примеру, в гостинице наладить сервис — можно даже не ставить кондиционеры в номер (я не думаю, что в Челябинске много знойных дней, хотя отсутствие кондиционера в номере аэропортовой гостиницы меня сильно удивило). Но объяснить персоналу, что даже по ночам пассажир должен иметь возможность поесть — это вполне достижимо.
Эксперты отмечают, что исправление ошибок помогло бы аэропорту улучшить положение на рынке.
— Я хотел бы совершенно искренне пожелать аэропорту удачи. У челябинского аэропорта есть все географические и не только условия для того, чтобы стать важнейшим хабом этой части страны. У Челябинска очень выгодное расположение — между Китаем (Азией) и Европой. Уже одно это дает аэропорту массу преимуществ, — уверен Алексей Агуреев. — А то, что челябинский аэропорт просто обречен стать флагманским аэропортом в своем холдинге, — это просто 100 процентов.
— Мы говорили про третью категорию ICAO, — напоминает глава регионального Миндортранса Алексей Нечаев. — У нас всё смонтировано, всё готово, но есть ряд документов, которые доделываются. Система фактически запущена, но нормативно-правовые акты не подписаны. Они февралем будут задействованы. Новый терминал построили, но многое еще предстоит сделать. Работы до сих пор продолжаются. Мы знаем, что идет работа в международном пункте пропуска. Алексей Леонидович поставил задачу, чтобы к 1 мая [аэропорт] мог уже принимать и на вылет, и на прилет международные линии.
Третья категория по нормам ICAO присваивается аэропортам, оснащение которых позволяет принимать самолеты при минимальной вертикальной видимости 30 м и горизонтальной 200 м. При таком оборудовании можно сажать самолёт вслепую, то есть по приборам.
— Новый терминал спроектирован так, что есть возможность расширяться (у нас есть планы на следующие 30 лет по работе в аэропорту), — сообщил сегодня и председатель совета директоров «АЕОН» Роман Троценко.
Одним из самых ожидаемых элементов терминала были телетрапы. Однако в 2020 году обнаружилось, что сейчас «рукава» большую часть времени пустуют, а от терминала до борта и обратно людей доставляют старым способом. Мы разобрались, почему так происходит.
О судьбе аэропорта, влиянии пандемии и переговорах с Turkish Airlines читайте в большом интервью с директором аэропорта Андреем Осиповым.