Нового директора аэропорта в Челябинске назначили в самый ответственный момент — буквально за неделю до запуска долгожданного терминала. Вскоре объявили пандемию, началась отмена международных и внутренних рейсов. Но реконструкция аэропорта продолжалась. Андрей Осипов с головой окунулся в работу и, по его словам, до сих пор не успел погулять по центру города. Не было времени и на общение со СМИ. Но первое интервью гендиректор челябинского аэропорта дал 74.RU.
Про пандемию
— Пандемия сильно ударила по авиации. Как это сказалось на работе аэропорта и численности коллектива?
— Время было, конечно, тяжёлое — для всех аэропортов и авиакомпаний. Мы все оказались в этой непонятной ситуации. Челябинск избежал полной остановки аэропорта, как в некоторых регионах страны. Например, в Кургане вообще ни одного рейса не было в разгар пандемии. Закрылись на замок — и всё. У нас продолжались полёты в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Ростов и другие города. Но на показатели в апреле — мае без слёз не взглянешь — падение на 92–96%. Оставшиеся 4% давали региональные перевозки — только за счёт этого и дышали. Самое страшное — не было понимания, когда всё закончится. Настолько замерла жизнь в авиации.
— Вам было обидно? Только-только запустили новый терминал, наметили множество рейсов. А тут бац — пандемия, и всё опустело!
— Да некогда обижаться. Нужно было справляться с проблемами, которые навалились на предприятие. Расходов в аэропорту много, коллектив большой — 800 человек. Нужно было удержаться на плаву, сохранить всех и каждого. Самолёты не летают, обслуживать некого — прибыли нет. Кафе, магазины, прочие арендаторы по предписанию Роспотребнадзора закрылись. Мы, конечно, обнулили им арендную плату за эти месяцы. Хотя нам нужно было содержать аэродром и терминал, платить зарплату людям. На предприятии объявили простой, выплачивали, как положено по закону, две трети оклада, но никого не сократили.
— Летом сотрудники аэропорта жаловались губернатору на снижение зарплаты, и транспортная прокуратура подтвердила нарушения. Как вы отреагировали?
— Возможно, речь идёт о каких-то неточностях в оформлении — нечасто у нас вводится массовый простой, но серьёзных нарушений у нас не было. Главное — сохранили коллектив во время пандемии.
— Чего вы ждёте от местных властей?
— Основная помощь от власти — понимание и желание развивать аэропорт. Это уже дорогого стоит. Правительство России и региона выделяют субсидии авиакомпаниям на развитие региональных перевозок. Стимулирование перевозок — это и есть прямая помощь авиации. Пассажир получает возможность купить билет по доступной цене, а перевозчик — гарантию полётов. Сейчас из Челябинска выполняется несколько таких рейсов. В планах было субсидировать и Калининград, но направление оказалось настолько востребованным, что авиакомпания открыла полностью коммерческий рейс.
— Не секрет, что регулярное транспортное сообщение города и аэропорта хромает. Губернатор Алексей Текслер даже говорил о запуске электрички. У этой идеи есть продолжение, или всё закончилось разговорами?
— Не соглашусь с вами. Транспортное сообщение города и аэропорта доступное. Сегодня действуют три маршрута городского транспорта — автобусы № 1, 41, 45 с интервалом движения в дневное время в полчаса каждый. Также предусмотрены ночные рейсы этих маршрутов. Доступны такси и прокат автомобилей. В зоне прилёта нового терминала организованы стойки для таких услуг.
Есть поручение губернатора об открытии железнодорожного сообщения с аэропортом. Создана рабочая группа в правительстве региона, в которую мы входим. РЖД готовит техническое задание. Так что вопрос по железнодорожному сообщению — в проработке, о сроках запуска говорить рано.
Про рейсы и конкуренцию
— В 1994 году аэропорт Челябинска стал международным. Но горожане справедливо недоумевают: почему у нас так мало прямых рейсов за границу?
— Это связано с самими горожанами. Мы работаем с разными авиакомпаниями, постоянно предлагаем перевозчикам новые маршруты и условия. Но статистика говорит о другом: международные рейсы открываются и закрываются из-за слабой загрузки. В 2018 году самолёты из Челябинска летали в Грецию, Тунис, Таиланд, Турцию и другие страны. В прошлом году Тунис упал на 25%, а в Грецию не смогли набрать пассажиров.
Два года назад международными рейсами из Челябинска воспользовались 295 тысяч пассажиров, в 2019 году — 277 тысяч, а 2020-м — минус 87% (за 8 месяцев). Причём в январе — феврале этого года отмечался небольшой рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом, но после закрытия границ всё это нивелировалось.
— В конце октября аэропорт перейдёт на осенне-зимнее расписание. Что нового ждать челябинцам и какой пассажиропоток вы прогнозируете в этом году?
— Хорошо, если удастся сохранить программу внутренних перелётов на допандемийном уровне. Московские рейсы восстановили все авиакомпании, кроме «Аэрофлота» (но у них и было больше всех частот). По итогам года прогнозируем 1,3 миллиона пассажиров. Это на 400 тысяч меньше, чем в прошлом году. Но ожидаем, что начнём прирастать. Внутренние линии в сентябре уже дают небольшой плюс. Всё зависит от того, когда откроют границы.
— Если рейс из Челябинска в Калининград такой востребованный, останется ли он в расписании?
— Калининград — очень интересный город с точки зрения туризма. Но надо учитывать, что зимой турпоток снижается. Возможно, рейс продолжится, но будет субсидированным. Решение примет авиакомпания «Северный ветер».
— В 200 км от Челябинска находится аэропорт Кольцово. Через него летает, как минимум, 15% челябинцев. Намерены ли вы конкурировать с Екатеринбургом или наш аэропорт будет искать свою нишу на рынке?
— Говорить о конкуренции между аэропортами некорректно — каждый из них является основным для своего региона. Почему Кольцово гораздо больше по пассажиропотоку? Потому что здесь выше деловая активность. Исходя из этого, складываются перевозки, количество и разнообразие маршрутов. Те же 10–15% челябинцев, летающих через Екатеринбург, — люди, которые выбирают удобное время и прямые рейсы, которые у нас возможны только со стыковкой в Москве.
Авиакомпания заинтересована больше летать так же, как банк — выдавать больше денег. Тем не менее банки отказывают клиентам в кредите. Так и здесь. Авиакомпания летать хочет, но надо, чтобы это было выгодно. Чем активнее и подвижнее население, тем проще запускать новые направления. Мы можем открыть с десяток новых рейсов, но если летать будет по пять пассажиров, как долго протянет авиакомпания?
— Насколько реально увидеть в нашем аэропорту крупные иностранные авиакомпании, например Turkish Airlines?
— У нас летали иностранные перевозчики — турецкие Onur Air и Atlasglobal. Говорить о заходе международных авиакомпаний можно только при возобновлении полётов за границу. Кстати, прошлой осенью мы встречались с представителями Turkish Airlines. Они рассматривали наше предложение, потом началась пандемия, и окончательного ответа мы не получили. Сейчас надо начинать всё заново.
— При каких условиях заходят такие крупные перевозчики? Сильно ли торгуются?
— Все всегда торгуются — мы же на рынке. Обсуждают стоимость и скорость обслуживания самолётов, время вылета. Самое популярное — раннее утро, что мы и видим в расписании. Дело в том, что авиакомпании отталкиваются от прилёта в конечный пункт. Возьмём для примера ту же Анталию. Там аэропорт старается свести к минимуму ночные рейсы. Соответственно, чтобы прилететь в Анталию к четырем-пяти вечера, вылет должен быть ночью или рано утром. Также перевозчик планирует возвращение и стыковки в других аэропортах. Плюс разница во времени, что тоже сказывается на расписании, особенно когда мы летим обратно. Многие авиакомпании с большой маршрутной сетью — Аэрофлот, «Победа» — стремятся подвезти пассажиров из регионов к разлёту из московского хаба, а S7 — из Новосибирска и Москвы. От времени стыковок зависит и цена билетов. Позаботился перевозчик, чтобы вы долго не сидели в аэропорту, — тариф выше, чем при стыковке через 5–7 часов.
Про стройку и жалобы
— Как отмена саммитов ШОС и БРИКС повлияла на деятельность «Челябинского авиапредприятия»?
— Никак. Мы строили новый терминал для пассажиров, а не для саммитов. Старый аэровокзал уже не вмещал пассажиров, а главный принцип авиации — быстрота и скорость. Воздушное судно должно работать, летать, а не стоять. Яркий пример — авиакомпания «Победа», которая нацелена на сокращение времени пребывания лайнера на земле. За сутки эта компания делает гораздо больше рейсов, чем другие авиакомпании. В итоге самолет «Победы» стоит в аэропорту не больше 30–40 минут, тогда как лайнеры других авиакомпаний — в среднем час.
— Когда будет готов международный терминал?
— Он давно отремонтирован и готов, с 30 апреля. Когда переехали в новый терминал внутренних линий, сразу же приступили к ремонту старого здания. Сети проложены, установлено оборудование, смонтированы досмотровая, багажные ленты, кресла и так далее. Мы свою часть реконструкции выполнили. Предстоит техническое перевооружение пунктов пропуска — этим занимается Росгранстрой.
В период пандемии мы успели отремонтировать и старый зал вылета международных линий, который в будущем будет зоной прилёта. К нему пристроен павильон из легковозводимых конструкций.
— В июле Счётная палата России заявила о том, что завершение реконструкции аэропорта в Челябинске переносится на 2021 год. Что имеется в виду и почему отстали от графика?
— Речь идёт о реконструкции аэродрома. Подрядчики усиливают темпы работ, нагоняют отставание. Укладка покрытий, установка светосигнального оборудования, места стоянок, рулёжные дорожки — выполнены на 95%. Остались мелкие работы. Есть вероятность, что успеют завершить реконструкцию в этом году.
Как известно, у нашего аэропорта будет III категория ICAO, которая позволяет принимать воздушные суда в сложных погодных условиях с ограниченной видимостью. Присвоения категории ожидаем в ноябре. И мы войдем в шестёрку российских аэропортов, имеющих такую систему светосигнального оборудования: московские Шереметьево, Домодедово и Внуково, Пулково в Санкт-Петербурге и Волгоград. После ввода в эксплуатацию предстоит оформление документов, облёт оборудования.
— Сколько денег уже потрачено на реконструкцию челябинского аэропорта?
— В новый терминал АО «Челябинское авиапредприятие» (собственник олигарх Роман Троценко. — Прим. ред.) вложило 3,6 миллиарда рублей, в реконструкцию международного терминала вылета — ещё миллиард. Из федерального бюджета на аэродромную часть — перрон, светосигнальное оборудование и другое — выделено 3 миллиарда на первом этапе и 2 миллиарда рублей — на втором. На техническое перевооружение пограничных пунктов направлено 400 миллионов рублей. Общая сумма инвестиций в реконструкцию челябинского аэропорта оценивается в 11 миллиардов рублей.
— Челябинцы и гости города высказывают претензии к организации работы в новом терминале: то рекламные автомобили посреди зала поставят, то эскалатор отключат, то в бизнес-зале нечего есть, то вода с потолка капает. В чём причина этих проблем?
— Новое здание терминала открыто в ноябре прошлого года, его оборудование в начальной стадии эксплуатации. У любой техники могут быть сбои. Мы принимаем экстренные меры, чтобы всё восстановить, кроме того, есть поломки по вине пассажиров. Что касается рекламных моментов, мы стараемся найти баланс. Да, автомобили в зале регистрации стоят. Больше вам скажу, у нас именно с аэровокзала купили машину.
— Читатели жалуются на пробки при выезде с парковки аэропорта. Это связано с новой системой для таксистов — бесплатно заехать можно только один раз в час. Но в итоге страдают пассажиры — они вынуждены идти с вещами к шлагбауму. Как вы планируете решать эту проблему?
— Система для всех автовладельцев, пользующихся парковкой аэропорта, и она не новая. В августе в полном объёме заработала автоматизированная система контроля парковки, мы предупреждали об этом в начале года. Действия таксистов, заблокировавших выездные группы, являются нарушением общественного порядка в области дорожного движения. Это в чистом виде саботаж работы авиапредприятия, которое должно действовать бесперебойно, и вопрос правоохранительных органов. На сегодняшний день пробок уже нет. Люди спокойно пользуются такси.
— Говорят, что Челябинску необходим базовый авиаперевозчик — мол, это поможет расширить маршрутную сеть. Ваше мнение.
— Конечно, нужен. И мы работаем в этом направлении, хотя задача сложная — авиакомпании всегда стремились базироваться в московских аэропортах. Но сейчас как раз тренд на развитие региональной авиации. Будем ждать удачного момента, когда сойдутся наши желания и планы какой-либо авиакомпании. Инфраструктура для базового перевозчика готова.
Про слухи
— Как вы прокомментируете слухи о приезде президента России Владимира Путина в Челябинск на открытие аэропорта?
— О каком открытии можно говорить? Мы уже давно работаем.
— Торжественном. Тем более что челябинский аэропорт отмечает в этом году 90-летие.
— Два раза аэропорт не открывают (Улыбается.). Возможно, визит какой-то готовится, но у меня такой информации нет. Думаю, за неделю-две мы точно будем знать.
— А вы бы хотели, чтобы в наш город прилетел президент? Это ж сколько хлопот, в том числе у вас!
— Почему нет? Нормальные рабочие хлопоты.
— Акционер «Новапорта» (сеть аэропортов, в которую входит и «Челябинск». — Прим. ред.) Роман Троценко бывает в Челябинске?
— Конечно, бывает. В декабре, например, прилетал. Провел совещание после запуска нового терминала, раздал нам задач.
— Андрей Борисович, в Мурманске вы в одно время работали с нынешним вице-губернатором Челябинской области Анатолием Векшиным. Говорят, вы близко знакомы с ним?
— В Мурманске мы с ним виделись, может быть, один-два раза. Наши сферы деятельности не пересекаются. У нас был другой курирующий вице-губернатор, поэтому мы не взаимодействовали. Да и здесь редко видимся.
— Вы работаете в нашем аэропорту с ноября прошлого года. Что стало главной сложностью?
— Да не было никаких сложностей. Работа аэропортов похожа: те же требования, те же авиакомпании. Конечно, когда вливаешься в новый коллектив, не знаешь людей, кто насколько профессионален, на что надо обратить больше внимания. Я приехал из Мурманска — там аэропорт за Полярным кругом. Помню, в ноябре прошлого года начальник аэродромной службы докладывает о работе: «Реагентов мы ещё не применяли». Я переспрашиваю: «Сегодня?» Нет, отвечает, вообще не применяли. Я удивился: как так? В Мурманске к этому времени миллионов на пять уже реагентов высыпали. В Челябинске климат получше.
— Андрей Борисович, что вам нравится и не нравится в нашем аэропорту?
— Нравится, что аэропорт современный, развитый, с хорошей инфраструктурой и оборудованием, которое позволяет комфортно работать. Прекрасный перрон, такое количество стоянок, и всё это новое! Даже ограждения оснащены сигнализацией — это большое подспорье для службы безопасности. У нас замечательный коллектив. В системе воздушного транспорта случайных людей нет.
Огорчает, когда пассажиры ломают оборудование и неуважительно относятся к труду сотрудников аэропорта.
А вообще мне Челябинск очень нравится. Это достаточно солнечный и комфортный город. Очень хочу погулять по паркам. Слышал, что сейчас их активно благоустраивают.
Столкнулись с проблемами в аэропорту? Хотите внести предложения Андрею Осипову? Пишите нам на 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также во все мессенджеры по номеру +7 93 23–0000–74.