После объявления о подорожании поездок на трех городских маршрутах с 1 марта мы связались с другими участниками транспортного рынка и спросили, собираются ли они сделать то же самое. Выяснилось, что четких планов по повышению цен у перевозчиков пока нет.
— Сейчас будем считать. Обратимся в экспертное бюро, отдадим им все данные о расходах на зарплату, транспортные средства, топливо и уже на основании их заключения примем решение. Без этого заключения поднимать цены мы точно не будем, — сказал директор ООО «Консул» Сергей Вербовский.
Как он заверил, если подорожание проезда на маршрутах № 46, 75, 92, 112 и 218 произойдет, то точно не в начале весны.
В ближайшее время повышение цен не планируется и в маршруте № 49. Об этом сообщила руководитель перевозчика Татьяна Темникова. Директор другой крупной челябинской группы компаний-перевозчиков Альфия Даутова (обслуживают маршруты № 24, 62, 66 и 85) рассказала:
— Мы еще не задумывались, но это, вполне возможно, уже и назрело. Затраты сильно выросли в связи с повышением цен на топливо, запчасти и так далее.
Директор предприятия «Эдельвейс», работающего на маршруте № 50, Дмитрий Шледевиц добавил, что дело не только в инфляции. Дополнительные расходы перевозчикам придется понести из-за того, что их обязали установить терминалы. По словам бизнесмена, аренда устройства для одной машины в месяц обходится в тысячу рублей. А на линию каждый день выходят около 40 маршруток.
— Ситуация с пандемией тоже повлияла, — подчеркнул Дмитрий Шледевиц. — Мы все сидим в лизингах, набрали кредитов, расплачиваться возможности нет — и они все копятся, копятся. Но ближайший месяц, наверное, я еще вытерплю — не буду повышать цены.
Как отметил эксперт в сфере общественного транспорта, советник губернатора Челябинской области Дмитрий Чудиновских, объявление первых перевозчиков о повышении стоимости проезда не обязательно влечет за собой подорожание билетов на всех маршрутах.
— Сценарии могут быть разные, — прокомментировал собеседник 74.RU. — Иногда за первыми подтягиваются все остальные. Но случается и так, что одни участники рынка хотят ездить подороже, больше получать за проезд, а другие — наоборот, не поднимают цены, рассчитывая получить эффект от пассажиропотока на своих маршрутах.
Тем не менее, по словам Дмитрия Чудиновских, у участников транспортного рынка есть основания задуматься о пересмотре цен в силу общей инфляции. Эксперт считает, что подорожание проезда на три рубля не будет критичным для челябинцев.
— Давайте вместе с вами подсчитаем: человек ездит на маршрутке, допустим, 24 дня в месяц на работу и обратно, — привел пример Дмитрий Чудиновских. — Если 24 умножить на 25 (актуальная стоимость билета), получится 1200 рублей. А если проезд подорожает до 28 рублей, получится 1344 рубля. Разница — 140 рублей. Я думаю, для работающего человека такое повышение расходов на транспорт не является критичным.
По мнению собеседника нашего издания, проблему повышения цен можно снять, если ввести в Челябинске систему билетного меню — по примеру той, которая действует в Москве.
— Смысл очень простой: если человек много ездит, он получает постоянные скидки, — рассказал эксперт. — В Москве, например, можно купить единый билет на целый месяц, и получится, что стоимость одной поездки — условно говоря, 40 рублей. При этом разовый билет в метро обходится в 60 рублей. Такая система очень эффективна в плане снижения негативного социального эффекта.
Мы спросили у читателей 74.RU, что они думают о повышении стоимости проезда в челябинских маршрутках на три рубля. Больше 40% заявили, что это для них серьезная сумма и, возможно, теперь они чаще будут ходить пешком.