На дворе — апрель, а городские власти никак не могут определиться, кто будет обслуживать объект до конца года. Аукцион с начальной ценой 199 миллионов рублей был назначен на 7 апреля. Итоги должны были подвести сегодня, но всё застопорилось минимум на пять дней.
По данным Единой информационной системы в сфере закупок, на торги поступили три заявки. Участники предлагали снизить цену от одного до 27 миллионов рублей. Но 6 апреля в Челябинское управление ФАС поступила жалоба от АО «Челябметрострой», 8 апреля ее приняли к рассмотрению. В связи с этим приостановлено определение подрядчика и заключение контракта. Заседание комиссии антимонопольной службы назначили на 13 апреля.
На что жалуются
Представители «Челябметростроя» указали на нарушения в действиях заказчика — управления капитального строительства городской администрации. По мнению авторов жалобы, в документации и в извещении о проведении аукциона допущены существенные нарушения, которые могут повлиять на итоги торгов.
— Работы, предусмотренные документацией, требуют получения лицензии Федеральной службы безопасности (связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. — Прим. ред.). Однако наличие такой лицензии не содержится ни в требованиях к участникам закупки, ни в требованиях к подрядчику, непосредственно выполняющему указанные работы, — указано в жалобе АО «Челябметрострой».
Кроме того, в конкурсной документации говорится о передаче подрядчику оборудования, принадлежащего АО «Челябметрострой». Тогда как представители этой компании не собираются делиться своим имуществом.
— Из перечисленного оборудования 46 наименований находятся в собственности АО «Челябметрострой» и не могут быть переданы подрядчику для выполнения муниципального контракта, — отмечено в жалобе. — Оборудование поставлялось и монтировалось подрядной организацией, его часть вошла в уставной капитал при создании АО «Челябметрострой» в 2000 году. После продажи своей доли акций в уставном капитале АО «Челябметрострой», ФГУП «УС-30» вместе с акциями продал и основные средства, смонтированные на строительной площадке ООО «СМУ ИНГЕОКОМ». Впоследствии акции и оборудование были проданы ООО «Инвестиционная транспортно-строительная компания» (Москва), а затем куплены АО «Челябметрострой».
Основной объем оборудования перешел к «Челябметрострою» в 2014 году, указали представители этой компании и приложили к жалобе документы о праве собственности.
— Включение указанного оборудования в перечень передаваемого подрядчику также приводит к необоснованному занижению стоимости работ, поскольку в действительности всё перечисленное оборудование подрядчик должен будет предоставить за свой счет, — в очередной раз отметили в «Челябметрострое».
АО «Челябметрострой» зарегистрировано в Челябинске. Владельцем предприятия, по данным сервиса «Контур.Фокус», является «Инвестиционная транспортно-строительная компания» (Москва). В свою очередь эта компания принадлежит в равных долях трем гражданам — Кириллу Кучуку, Андрею Агееву и Геннадию Мошкову.
Предыдущий аукцион также отменили по жалобе «Челябметростроя». В начале года мэрия провела аукцион по содержанию метро с начальной ценой 49,7 миллиона рублей. Тогда уже даже назвали победителя — ООО «Спецподземстрой», он скинул сумму до 37 миллионов. Но итоги торгов отменили после жалобы АО «Челябметрострой» в антимонопольную службу. В УФАС пришли к выводу, что эту компанию неправомерно допустили к торгам.
— Именно по этой причине отменили протокол подведения итогов аукциона, — объяснила пресс-секретарь челябинского УФАС Наталья Мартынюк. — Антимонопольная служба передала материалы для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица управления капитального строительства администрации Челябинска (эта структура выступала в качестве официального заказчика. — Прим. ред.) в связи с ненадлежащим исполнением предписания антимонопольного органа, выданного ранее.
Подземка без присмотра?
С начала года аукционы объявляют и отменяют один за другим. А кто же сейчас занимается обслуживанием недостроенной челябинской подземки? Оперативно прояснить этот вопрос в мэрии не удалось.
Зато мы нашли последний действующий муниципальный контракт на содержание метрополитена. Его заключили с компанией «Спецподземстрой» из Екатеринбурга в октябре прошлого года. По данным сайта госзакупок, договор действовал до 12 марта 2021 года включительно.
В этот же день начальник управления капитального строительства городской администрации Василий Беспалов и генеральный директор компании «Спецподземстрой» Борис Матвеев заключили дополнительное соглашение. В связи с увеличением объема работ стороны договорились повысить сумму контракта на 5,6 миллиона рублей (это 9,8%) — до 62,9 миллиона рублей. По словам юристов, Бюджетный кодекс позволяет поднять цену до 10%, так что нарушений тут нет.
В этом же документе прописан срок окончания работ — до 23 часов 59 минут 26 марта 2021 года. Других соглашений по этой госзакупке не загружено. Однако 18 марта появилась запись об обновлении контракта в реестре, а также указан новый срок исполнения — 30 апреля.
Компания «Спецподземстрой» зарегистрирована в Екатеринбурге. Принадлежит местным предпринимателям Борису, Марине и Дмитрию Матвеевым (Борис Матвеев — генеральный директор), а также Ирине Кокориной.
За что бюджет платит миллионы
Победителю, когда его наконец выберут, предстоит работать под землей до 31 декабря. Подрядчик будет отвечать за всё, что происходит на участке первой линии метрополитена — от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». Это сами тоннели и несколько стройплощадок в районе улиц Рождественского, Артиллерийской, III Интернационала, Тимирязева, Елькина, Каслинской, Калинина, Островского — всего 8 точек.
Рабочие будут вести строительно-монтажные работы на станции «Торговый центр», откачивать воду, обслуживать оборудование, в том числе тоннелепроходческий комплекс «Ловат». Также в метро постоянно должны дежурить слесари и электрики.
Компания «Челябметрострой» несколько лет подряд выигрывала контракт на строительно-монтажные работы и обслуживание объектов метрополитена. Но в прошлом году право обслуживать недостроенный челябинский метрополитен во втором полугодии выиграла компания «Спецподземстрой» из Екатеринбурга. С ней заключили контракт на 47,8 миллиона рублей.
Как строят челябинское метро
В 2013 году Счетная палата РФ сообщила, что на строительство метро в Челябинске за 20 лет направлено около 8,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — неэффективно.
В мае 2016 года бывший тогда губернатором Борис Дубровский поручил городским властям разработать план развития метрополитена. Экс-глава Челябинска Евгений Тефтелев предлагал продлить линию метро до Чурилово и Северо-Запада. Челябинские депутаты планировали привлечь для строительства частного инвестора.
В 2018 году разработчики комплексной схемы организации дорожного движения в Челябинске отметили, что в федеральном бюджете средства есть и на метро.
В 2019 году власти определили судьбу метро до 2025 года. За это время в стройку века вложат еще 1,7 миллиарда.
В январе 2020 года в мэрии сообщили, что метро указали в генплане формально, чтобы была возможность выбивать деньги на достройку станций.
А в декабре 2020 года озвучили три варианта достройки метро.
Год назад журналисты 74.RU спустились в строящееся метро, наглядно показали и рассказали, как выглядит станция «Торговый центр» под рекой Миасс и чего опасаются метростроители.
История недостроенного метро, планы и финансы — в материалах 74.RU.