В последние месяц-полтора поездки по одним и тем же маршрутам обходятся дороже, обращаются в редакцию 74.RU жители города.
— Работаю в центре города. Когда задерживаюсь, а это происходит довольно часто, еду на такси. В марте — апреле поездка на «Яндексе» от бизнес-центра «Бовид» до улицы Академика Сахарова, 15 обходилась в 200–220 рублей. В мае поднялась до 240–260 рублей, а недавно пришлось ехать за 276 рублей, — подсчитал Андрей.
Наталья также обратила внимание на рост расходов на такси.
— У меня обычно короткие поездки — расстояние всего полтора километра. Всегда платила меньше 100 рублей. Но в последнее время замечаю, что теперь стоимость поездки доходит до 120 рублей, — указала челябинка. — При этом ждать приходится дольше, минимум 6–8 минут.
Еще одна читательница сайта с мая отдает за проезд от ТРК «Горки» до Теплотеха от 205 до 244 рублей. Ранее, по ее словам, тот же самый маршрут обходился ей в 153–228 рублей.
Казалось бы, повышение цен на руку водителям, которые постоянно жаловались на заниженные тарифы. Но не тут-то было. По словам таксующих, агрегаторы начали поднимать комиссию для водителей (процент от стоимости заказа, который шофер платит сервису за использование программного обеспечения. — Прим. ред.) или менять условия работы. Мы спросили у агрегаторов и экспертов, что же происходит на рынке такси.
Кто поднял цены
В пресс-службе «Яндекс.Такси» подтвердили 74.RU информацию о росте цен.
— В некоторых городах, в том числе в Челябинске, в мае были незначительно изменены тарифы. Такие изменения обусловлены растущими издержками таксомоторной отрасли, — объяснили в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Судя по информации на официальном сайте «Яндекс.Такси», минимальная стоимость поездки сейчас составляет 69 рублей (ранее 59 рублей. — Прим. ред.). При этом представители крупнейшего российского агрегатора отметили, что финальная стоимость поездки зависит не только от тарифов, но и от баланса спроса и предложения, погодных условий и дорожной ситуации.
В такси «Максим» сообщили об увеличении тарифа для пассажиров в определенный временной промежуток.
— С 17 июня на период с 21:30 до 24:00 стоимость поездки увеличилась на 20 рублей. Сейчас заказать автомобиль в эти часы можно от 100 рублей, — рассказал руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. — Никаких предпосылок для того, чтобы водители перестали сотрудничать с нашим сервисом, а пассажиры пользоваться услугами, — нет.
В такси «Ситимобил» заявили о том, что на цены влияют различные факторы.
— Стоимость поездок формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов. Например, загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии. Каждый из этих факторов может повлиять на изменение стоимости поездки, — отметили в пресс-службе «Ситимобил». — Вдобавок у нас существуют повышающие коэффициенты — ключевой механизм баланса спроса и предложения в такси. Их наличие позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает. В определенные периоды, например, как сейчас, летом, спрос на такси увеличивается, что может привести к росту стоимости поездки.
Повышение комиссии для водителей в «Яндекс.Такси» и «Ситимобиле» комментировать не стали. Представители такси «Максим» заявили, что комиссия для водителей не менялась. При этом отметили, что она по-прежнему ниже, чем у конкурентов, — от 10% за выполненный заказ.
По словам представителя «Таксопарка 74» Дениса, комиссия для водителей «Яндекс.Такси» в мае увеличилась на 1,5%. Повышение было не только в Челябинске, но и в Казани, Екатеринбурге и других городах.
— Пассажиры особо не заметили повышение минималки. Водители, конечно, недовольны. Ну а что поделать? Жизнь такая, работать надо, — философски отметил Денис.
Сами водители с тоской вспоминают, что «Яндекс.Такси» заходил на рынок с комиссией 3–5%, долгое время она не превышала 10%.
— С тех пор условия только ужесточались, а комиссия постоянно росла. Сейчас, если сложить всё, что берут с водителя агрегатор и таксопарк, получится 22–25%, — рассказывает таксист Марат. — А еще расходы на топливо, техобслуживание и так далее — вообще не работа, а рабский труд получается.
Большинство водителей ратуют за дальнейшее повышение цен для пассажиров.
— Те, кто ценит удобство и комфорт такси, всё равно будут ездить. А нищеброды, ждущие копеечную сдачу, сами убегут, — считает таксист Павел.
Почему дорожают поездки и что будет дальше
Эксперты оценивают российский рынок такси в 600–700 миллиардов рублей. Но главная особенность — вне зависимости от кризисов и пандемии он растет. В Аналитическом центре при Правительстве России отмечают рост рынка такси на 14,2% в год.
При этом количество игроков на рынке сокращается. Знаковым событием в этом году стала сделка между «Яндексом» и «Везёт» — покупка кол-центра и бизнеса по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» (бывший «Лидер». — Прим. ред.). Соглашение между двумя компаниями анонсировалось еще два года назад. «Яндекс» подавал и отзывал ходатайства в ФАС о покупке всех активов «Везёт». Тогда антимонопольная служба не дала разрешения, посчитав, что в этом случае совокупная доля агрегаторов увеличится до 70% по России, а в 19 регионах превысит 80%. По мнению федерального ведомства, сделка могла привести к ухудшению конкуренции на рынке и сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Сейчас ситуацию оценили по-другому.
В большинстве случаев сообщения о повышении тарифов на услуги такси связаны с алгоритмами агрегаторов, есть и объективные факторы, отметили в Общественном Совете по развитию такси.
«Стоит отметить существенное подорожание ГСМ, на 30% выросла стоимость полиса ОСАГО. Эти расходы таксомоторных парков также включаются в тариф»
— Коэффициенты рассчитываются в зависимости от погодных условий, пробок, наличия свободных автомобилей на линии и прочего. Но также стоит отметить существенное подорожание ГСМ, в частности, стоимость метана поднялась в нескольких регионах с 16 до 25 рублей за кубометр. С августа прошлого года на 30% выросла стоимость полиса ОСАГО. Эти расходы таксомоторных парков также включаются в тариф, — указала председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова. — Кроме того, с прошлого года у таксомоторных компаний появились дополнительные расходы на средства индивидуальной защиты для водителей и дезинфекцию автомобилей.
По словам экономистов, рост тарифов в такси — часть общей инфляции, имеющей несколько основных корней.
«Подсчитать, какую долю в удорожании услуг агрегаторов составляет рост их маржи, а какая приходится на объективный рост издержек, затруднительно»
— Тут и рост стоимости топлива, и удорожание автомобилей, и повышение расценок на обслуживание и ремонт автотранспорта, и, конечно, выросшая комиссия агрегаторов. Те в свою очередь жалуются на поднявшиеся арендные ставки, на рост цен за услуги мобильной связи (а куда агрегаторам без нее?), удорожание коммунальных услуг и так далее. Цепочка может быть бесконечной. Подсчитать, какую долю в удорожании услуг агрегаторов составляет рост их собственной маржи, а какая доля приходится на объективный рост издержек, затруднительно. Тем более, полагаю, по каждому агрегатору будут совсем разные показатели, — рассуждает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Коренев. — Конечно, желание побольше заработать имеет место быть. Но высокая конкуренция на этом рынке не позволяет аппетитам агрегаторов чрезмерно разгуливаться. А вот объективная составляющая роста цен, приходящаяся на значительный рост инфляции издержек, давит на всех участников рынка с непреклонностью гравитационного поля.
— На удорожание услуг такси повлияло и уменьшение числа занятых в этой сфере — пандемия вынудила многих таксистов из Средней Азии уехать домой. А снижение объема предложения неизбежно приводит и к росту цен, — добавляет Алексей Коренев.
В Общественном Совете по развитию такси прогнозируют дальнейший рост цен в отрасли.
— Как показало наше исследование, прошлый год был сложным для таксомоторной отрасли: у 90% компаний увеличилась долговая нагрузка, некоторые закрылись. Введение дополнительных эпидемиологических ограничений может привести к сокращению предложения и, соответственно, к росту стоимости, — резюмирует Ирина Зарипова.
А вы заметили рост цен на такси в последние пару месяцев?
Как развивалось такси в Челябинске
Серьезная конкуренция в такси началась в 2016 году — на рынок Челябинска пришла большая тройка мобильных агрегаторов услуг такси — Gett, Uber и «Яндекс.Такси». Тогда аналитики оценивали оборот рынка такси в нашем городе в четыре миллиарда рублей в год. Последним серьезным потрясением рынка стал приход в областной центр агрегатора такси «Ситимобил» в прошлом году.
В декабре 2019 года челябинские таксисты анонсировали массовую трехдневную забастовку, но дальше слов не пошло. Лишь единицы поддержали акцию протеста.
В апреле прошлого года челябинские таксисты, работающие с агрегаторами «Яндекс.Такси» и «Ситимобил», устроили акцию протеста против резко упавших доходов во время пандемии коронавируса. Около 150–200 машин собрались на парковке. Позже представители агрегаторов прокомментировали акцию.
В июне прошлого года о заходе в Челябинск заявили в сервисе X-car, который называют «такси для таксистов».
В феврале этого года «Яндекс.Такси» купил колл-центр и бизнес по заказу грузоперевозок группы компаний «Везёт» (бывший «Лидер». — Прим. ред.). Сделку оценили в 178 миллионов долларов.
Челябинские таксисты рассказали, какие пассажиры их раздражают.
А ранее мы составляли классификацию неприятных типов таксистов, основанную на жалобах пассажиров.