На этой неделе мы опубликовали детальный разбор новой транспортной схемы Челябинска, которая за последние месяцы стала еще более беспощадной к автомобилистам: помимо платных парковок, она предполагает заужение полос, замедление перекрестков и приоритет общественного транспорта. Наш автор Артем Краснов считает, что сама по себе идея выглядит трезвой, но в челябинских реалиях может принести больше минусов.
С подачи областного Миндортранса Челябинск отказывается от юревичевской концепции города для автомобилистов в пользу города для пассажиров, пешеходов и скутеристов. Это жутко модная идея, возражать против которой так же опасно, как упрекать в чем-нибудь черных парней. Но я попробую.
Вообще-то я противник чрезмерной автомобилизации городов по самым очевидным причинам, которые вы знаете и без меня: экология, дефицит парко-мест, аварийность… И мода на общественный транспорт не вызывала бы у меня вопросов, если бы мы не говорили конкретно о Челябинске. Но с этой новой концепцией мы рискуем из двух зол выбрать оба: и плюсы для автомобилистов потерять, и пассажиров не обрадовать.
С точки зрения автомобилистов новая схема выстроена в карательном ключе: заузить полосы, замедлить перекрестки, сделать платными парковки — всё как в Европе. Но есть узкое место: уравновесить это должен такой же а-ля европейский общественный транспорт, но всё упирается в шкурные и материальные вопросы, которые сама концепция не оговаривает. Введение выделенных полос должно идти параллельно с закупкой новых автобусов, но пока одно отстает от другого. А про метротрам и заикаться страшно: он якобы заработает через три года, но в Челябинске даже существующие пути разваливаются и новые трамваи сходят с рельсов, а о подземной части метротрама конкретики ноль.
И мне кажется, противоречия между интересами автомобилистов и пассажиров слегка раздуты. Например, если убрать из города грязные маршрутки, вздохнут с облегчением и те и другие. И выделенные полосы разумно делать, когда город уже ломится от новых автобусов, а их маршруты составлены так, что спрос на услугу непрерывно растет. Тогда переток из стана автомобилистов в стан пассажиров будет идти без садизма.
Да и не надо идеализировать общественный транспорт, даже современный. Я как-то пожил в Лондоне и, хотя там всё неплохо, через месяц возненавидел тамошние автобусы и метро. Потому что толпы, нервяки (и черные парни) есть везде. У нас же ездить на автобусах в мороз или во время пандемий захочет не каждый, а у многих сам ритм жизни требует личного автомобиля. Я не противник общественного транспорта, но противник безосновательного пиара этой концепции в городе, где у автобусов вываливаются двигатели на трамвайных переездах. Общественный транспорт должен быть альтернативой, а не наказанием.
Поглядим на примере Комсомольского проспекта, насколько работает новый подход. Комсу можно считать «ролевой моделью» концепции: здесь и узкие полосы, и выделенки, и велодорожки с буферной зоной, и куцые парковки. Напишите, как там дела в часы пик.
Согласны с автором?