Власти наконец утвердили так называемую схему организации дорожного движения (КСОДД-2021), которая определит развитие транспортной сети миллионника и пригородов как минимум до 2024 года. У автомобилистов она вызывает легкий шок, потому что Челябинск, по сути, отказывается от концепции города для автомобилистов и делает ставку на общественный транспорт, тротуары и велодорожки. Мы обсудили новую схему с ее заказчиком, Миндортрансом Челябинской области, и выяснили, сколько будет стоить платная парковка, когда появятся камеры на выделенных полосах и почему город отказался от реверсивных полос.
Челябинск — город пассажиров
Схему, разработанную специалистами ЮУрГУ, вынесли на общественное обсуждение еще в декабре прошлого года, а сейчас утвердили с учетом множества замечаний. Бросается в глаза, что основная ставка делается не на личный транспорт, а на общественный, причем за три года этот акцент существенно усилился. Вообще сеть выделенных полос для общественного транспорта впервые появилась в комплексной схеме 2018 года (КСОДД-2018) петербургской компании «А+С Транспроект» — тогда их протяженность составляла 25 километров, а по факту сделали лишь десятую часть. Новая схема подразумевает не только наверстывание графика, но и существенное «перевыполнение» плана. В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объяснили:
— В отличие от прошлогоднего проекта итоговый документ КСОДД-2021 предполагает усиление роли общественного транспорта и его приоритизацию, а также стимулирование индивидуальной мобильности за счет большего развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Детально проработаны вопросы организации новых пешеходных переходов, веломостов, кольцевых перекрестков, обособления трамвайных путей, строительства трамвайных платформ и так далее. В итоговой версии КСОДД Челябинской агломерации увеличена протяженность выделенных полос для движения общественного транспорта до 80 километров, а планируемое количество платных парковочных мест до 2024 года увеличено до 6505.
Масштабное переформатирование Комсомольского проспекта — это как раз воплощение первого варианта КСОДД-2018, пусть и с двухгодичным запаздыванием.
При этом до сих пор выделенные полосы в Челябинске не работали, потому что движение по ним до сих пор не контролируют камеры видеофиксации. В Министерстве транспорта нам сообщили, что на Комсомольском проспекте установка камер запланирована до конца 2021 года (за это отвечает Министерство общественной безопасности).
— Но применение штрафов планируется после разъяснительной работы в СМИ, — подчеркнули чиновники.
Парковки разгрузят рублем
Новая схема КСОДД-2021 предполагает и масштабное строительство платных стоянок, которые объединят в единое парковочное пространство. По плану уже в 2021 году в Челябинске должны появиться 842 места на улицах Красная, Коммуны, Елькина, Васенко, Карла Маркса, Труда, Цвиллинга, Советская, Пушкина, Сони Кривой, а также на Театральной площади. В дальнейшем количество платных парковок должно прирастать ежегодно, пока не достигнет плановых 6,5 тысячи машиномест. В 2022-м и 2023-м акцент делается на районе ЮУрГУ, в 2024-м — на Свердловском проспекте и прилегающих улицах. Правда, в Миндортрансе такой «блиц-криг» оценивают аккуратно:
— Пока решения о создании платных парковочных зон в 2021 году не принято, — отметили в ведомстве. — Вопрос относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Чиновники подчеркивают, что, согласно опросу челябинцев, 65% готовы воспользоваться платными парковками, а большинство высказалось за длительность бесплатного времени в пределах 15–30 минут. Стоимость парковки, по мнению горожан, должна составлять около 30 рублей в час (судя по всему, речь об опросе 2017 года).
Притом тему единого парковочного пространство власти области и города педалят не первый год: например, в 2017 году ее пробуксовки объяснили несовершенством законодательства.
Нужны ли платные парковки в центре Челябинска?
Козырь из «рукава»
Война с избыточной автомобилизацией развернется и на других фронтах, например, из 76 перекрестков, где есть «рукава» для поворота направо, планируется ликвидировать или существенно изменить почти половину таких ответвлений. Авторы схемы отмечают, что удобство выделенных поворотов для автомобилистов противоречит требованиям безопасности и удобства пешеходов. Под нож пойдет, например, «рукав» на пересечении проспекта Ленина с улицей Красной — по оценкам, в него заруливает лишь одна тысячная из проезжающих автомобилей. Реконструкция обсуждается уже не первый месяц, но «рукав» и ныне там. Именно здесь спилили старую даурскую лиственницу.
Челябинск не отказывается и от практики рисования «косых полос» (идущих не параллельно краю проезжей части), которые не первый год вызывают возмущение жителей. Авторы КСОДД-2021 планируют использовать такую разметку, например, для обособления левых поворотов на четырех перекрестках — улицы Худякова и Лесопарковой, Худякова и Энгельса, автодороги «Меридиан» и Шота Руставели, Доватора и Цеховой. По замыслу, это исключит конфликт основного потока с автомобилями, поворачивающими налево, но может создать нервозность в дни, когда «косую» разметку не видно из-за снега или ее истирания.
В областном Министерстве дорожного хозяйства и транспорта парировали, что выделение левоповоротных полос нужно для «расшивания» потока, и эта практика применяется во многих крупных городах, например, в Москве и Тюмени. При этом в Миндортрансе подчеркнули, что ранее именно такой конфигурации полос в Челябинске не применяли.
Много внимания в КСОДД-2021 уделено устранению частных проблем, характерных для отдельных мест Челябинска, например, переразмеренных правых полос, ширина которых достигает 5 метров и более, позволяя ехать бок о бок сразу двум автомобилям — это порой создает хаос. Сужение полос необходимо и для успокоения потока, например, такой способ использован на обновленном Комсомольском проспекте, где ширина автомобильных полос уменьшена с 3,75 метра до 3,25 метра.
А где 350 автобусов?
При чтении документа возникает ощущение, что его авторы решили поджать автомобилистов по всем фронтам. Не лишится ли Челябинск одного из своих достоинств — приспособленности для автомобилей?
— Опыт крупных городов России и мира показывает, что ключевым направлением развития транспортных систем является приоритизация движения общественного транспорта, — возразили нам в профильном министерстве.
В Миндоре подчеркнули, что все мероприятия увязаны с планами по обновлению общественного транспорта и в долгосрочной перспективе приведут к естественному сокращению автомобилепользования.
Напомним, что еще в прошлом году под КСОДД-2021 планировалась закупка в ближайшие годы 350 новых низкопольных автобусов. В прошлом году Челябинск получил сначала 34, а потом еще 27 автобусов, в этом году планируется поставка 150 машин (стоимость контрактов — 1,3 млрд рублей). Обновлять планируется и парк троллейбусов, хотя к этой сделке остаются вопросы.
Что с метротрамом?
Проект КСОДД-2021 был зачат задолго до появления идеи метротрама, поэтому в самом документе упоминания подземного трамвая нет. В нем сделан упор на обособлении трамвайных путей, чтобы исключить конфликт рельсовых машин с обычными, а также на ремонте переездов (он идет в эти дни). Судя по всему, спорный замысел метротрамовцев будут интегрировать в предложенную схему уже по ходу дела: область подала заявку на выделение федерального софинансирования для строительства метротрама, но решение будет принято не ранее ноября 2021 года. В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта при этом добавили:
— Строительство метротрамвая с интеграцией в существующую трамвайную сеть предлагает обновление не менее 60% трамвайных путей. Так, в 2021 году планируется ремонт 5 км трамвайных путей на двух участках — это улица Первой Пятилетки от Горького до автодороги «Меридиан», а также Цвиллинга от Тимирязева до Торговой.
Не запутайтесь в КСОДДах
Возникает и вопрос субординации нынешнего КСОДД-2021 (разработчик — ЮУрГУ) с более ранним документом КСОДД-2018 авторства петербургской компании «А+С Транспроект». Первый ориентирован на челябинскую агломерацию (областной центр плюс пригороды), тогда как второй ограничивался только самим Челябинском.
КСОДД-2018 представлял собой детальный план развития дорожной сети Челябинска на ближайшие годы. Его разработала петербургская компания «А+С Транспроект», но большая часть идей КСОДДа реализована не была: например, Челябинск так и не увидел реверсивной улицы Худякова, равно как и полноценной сети выделенных полос для общественного транспорта. Позже, в 2020-м, специалисты ЮУрГУ разработали новый проект КСОТ-2021, касающийся челябинской агломерации.
В ряде моментов документы противоречат друг другу, например, если в 2018 году планировалось строительство реверсивной полосы на улице Худякова, то в новом документе ее признали нецелесообразной. В Миндортрансе подтвердили отказ от реверсивок:
— Это нецелесообразно ввиду высокой аварийности реверсивных полос на основании изучения опыта других городов.
Что касается остальных противоречий двух схем, их планируют устранить, корректируя КСОДД-2018 под реалии более общей транспортной схемы челябинской агломерации.
Поддерживаете ли смену приоритетов в Челябинске, который планирует стать городом пассажиров и пешеходов, а не городом автомобилистов?
Челябинск также планируется включить в схему новой трассы М-12, которая соединит наш город с Казанью и Москвой интересным маршрутом в обход трасс М-5 и М-7.
На Комсомольский проспект нанесли разметку, и мы съездили на место, чтобы понять, как именно двигаться по нему.
Также 74.RU публиковал подробности о закупке новых автобусов на 1,3 млрд. А в июле 2021 года в Челябинск привезли новые трамваи.