Читатели обратили внимание на странные зеленые коробки на стойках светофоров проспекта Победы. Они оснащены кнопкой с надписью «Ждите», которая, очевидно, позволяет пешеходам включать разрешающий сигнал. Такие светофоры были в городе и раньше, но обычно они ставились на регулируемых переходах с низкой интенсивностью движения пешеходов. Теперь же ими оснастили очень нагруженные перекрестки, например, Молодогвардейцев с проспектом Победы. Что будет, если нажать на кнопку?
Пока ничего: в настоящее время идут монтажные и наладочные работы, а запустить систему подрядчик АО «СМЭУ» должен в декабре — таковы условия контракта на 50 млн рублей, заключенного 25 октября. Чуть позже тот же подрядчик выиграл еще один госконтракт на 10 млн рублей аналогичного содержания.
АО «СМЭУ» ранее известно как «СМЭУ ГАИ», хотя прямого отношения к ГИБДД не имело. Это подрядная организация, которая многие годы является основным подрядчиком челябинской администрации по установке и содержанию дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, разметка). По данным системы «Контур.Фокус», за последние 12 месяцев компания забрала госконтракты на 215 млн руб. Акционерами АО «СМЭУ» являются Евгений Торопов (34%), Ирина Дыбленко (34%), Николай Евстегнеев (11%) и Игорь Беляшов (21%), который также является гендиректором СМЭУ. Интересно, что Беляшов был замечен в составе собственников другой компании — «Магистральтеплосервис», у истоков которой в качестве первого учредителя стояла жена начальника ГИБДД Челябинска Яна Горшкова.
Апгрейд светофоров проводят в десяти точках проспекта Победы: на пересечениях с улицами Чайковского, Молодогвардейцев, Тепличной, Жилой, Вандышева, Солнечной, Красного Урала, Молдавской, а также на переходах в районе остановок «Больница» и «Молдавская». Помимо этого, кнопки появятся у 1-го трамвайного депо на улице Первой Пятилетки, на перекрестках 50-летия ВЛКСМ с Черкасской и Машиностроителей с Дзержинского.
Работы курирует комитет дорожного хозяйства (КДХ) Челябинска, а финансирование обеспечивает областное министерство дорожного хозяйства и транспорта.
Заместитель председателя КДХ Челябинска Александр Диденко рассказал нам, что «зеленые кнопки» — лишь вершина айсберга. На самом же деле речь идет об установке в Челябинске адаптивных светофоров, которые в режиме живого времени реагируют на дорожную обстановку. Кстати, по этой же причине на них исчезнет индикация обратного отсчета.
— Упомянутые вами светофорные объекты помимо кнопок для пешеходов оснащаются индуктивными петлями, детекторами транспорта, что позволяет собирать и анализировать информацию как о транспортном, так и о пешеходном потоке, и тем самым выбирать оптимальные фазы, — объяснил специалист.
Правда, с тревожной оговоркой: в приоритет поставлено движение трамваев и пешеходов.
— Допустим, трамвай подъезжает к остановке около перекрестка, останавливается, едет дальше. Детектор фиксирует его движение и светофор включает этому направлению разрешающий сигнал, — объясняет Александр Диденко. — Это должно обеспечить что-то вроде зеленой волны для трамвая и поднять среднюю скорость с 20 до 25 км/ч.
Аналогичная ситуация с пешеходами: когда они нажимают кнопку, система «чувствует» потребность в переходе улицы и по возможности ускоряет включение зеленого света для соответствующего направления. При этом если кнопки не нажаты совсем, разрешающий для пешеходов включится в свою «естественную» фазу, когда встанут автомобили поперечного направления. То есть кнопка будет не столько включать зеленый, сколько ускорять его появление.
Специалист КДХ подчеркивает, что алгоритм управления такими светофорами достаточно сложный и учитывает множество параметров, в том числе статистические данные о трафике через данный перекресток или переход. Поэтому приведенное выше объяснение выглядит несколько упрощенным: по замыслу, алгоритмы должны учитывать все значимые параметры, и запросы пешеходов — лишь один из факторов.
Но раз трамваи и люди поставлены в приоритет, не скажется ли это на автомобильном потоке? Тем более пересечения вроде Победы — Молодогвардейцев крайне нагружены, и любой светофорный дисбаланс мгновенно приводит к образованию пробок.
— Нет, такого не будет, — уверен Александр Диденко. — При выборе алгоритма светофора учитывается и пропускная способность для колесного транспорта. Наоборот, за счет оптимизации фаз удастся разгрузить направления, с которых идет основной поток машин.
По контракту срок окончания работ — 25 декабря, но в АО «СМЭУ» считают, что успеют запустить новую систему в первой половине месяца. Помимо самого монтажа и отладки время потребуется на анализ потоков и проверку эффективности алгоритмов.
Как думаете, будет ли эффективна эта система?
В Челябинске отремонтировали трамвайные переезды, которые развалились три месяца спустя после прошлого ремонта. Приоритет общественного транспорта прописан в новой транспортной концепции. Кроме того, трамваи попали в фокус внимания из-за планов строительства в Челябинске метротрама.