Большинство городов начинает осознавать, что без развития общественного транспорта (ОТ) проблему автомобильных заторов не решить. Но когда доходит до реальных действий в этом направлении часто возникает боязнь существующих и опробованных способов приоритезации ОТ. Так считает идеолог транспортной реформы в Челябинске, замглавы областного Миндортранса Александр Егоров. Он разобрал типичные заблуждения и отговорки, которые приводятся в разных городах, лишь бы не делать выделенки и платные парковки. Приводим мнение специалиста от первого лица.
«Сначала нужно утвердить Генплан/КСОДД/ПЗЗ (нужное подчеркнуть), потому что мы не понимаем вектор развития города». Основные коридоры массового движения общественного транспорта (ОТ) давно сформированы и кардинально не поменяются. По незначительным изменениям можно будет корректироваться, когда уже появится связная сеть выделенных полос.
«Нужно обновить подвижной состав, и все сразу пересядут в ОТ». Не пересядут, потому что система выбора вида транспорта зависит не только от комфорта, но и от скорости поездки.
«Пока не избавимся от маршруток, не будем делать выделенки. Делать выделенки для ржавых пазиков глупо». У вас не получится увеличить вместимость ОТ и убрать все маршрутки до появления выделенок, потому что большие и особо большие автобусы не смогут конкурировать с мелкими маршрутками. Как не смогут соблюдать расписание и заявленные интервалы движения в условиях пробок.
«Построим окружную/объездную дорогу/мост / расширим улицу, и всё поедет. Грузовой транзитный трафик освободит дороги». Не выйдет. Уровень автомобилизации и автомобилепользования по легковому транспорту продолжит расти и в среднесрочной перспективе займет всё свободное пространство.
«Разработаем ПОДДы (проекты организации дорожного движения) на все улицы, установим знаки и нанесем разметку по ГОСТу». Это и так нужно делать. Глобально на автомобилепользование не повлияет.
«Мы не можем заставлять людей платить за парковки, пока не появится достойной альтернативы в виде современного общественного транспорта». А его и не появится. Невозможно сделать работающие выделенки без платных парковок. Пробовали — не работает. Да даже без выделенок — запаркованные вторым рядом улицы и, в частности, остановки значительно ухудшают движение ОТ большой вместимости.
Список можно продолжать до бесконечности. За последние 7 лет работы с ОТ я наслушался сотни бессмысленных и безумных аргументов. Примечательно, что чаще их озвучивают люди, которые каждодневно не пользуются общественным транспортом. Более того, не желают им пользоваться ни при каких условиях.
Отсюда главная задача городского управленца будущего — создать такие условия для работы общественного транспорта, при которых он сам с удовольствием пересядет на него с автомобиля. Города, у которых это получится до 2030 года, станут самыми притягательными и успешными, привлекут больше жителей и финансов. Борьба за человеческий капитал между городами началась давно. Но именно сейчас, когда пространство улиц и дворов до краев наполнилось железными повозками, решение транспортной проблемы стало решающим фактором.
Согласны с автором?
Всё о транспортной реформе в Челябинске — в сюжете 74.RU. А вот большое интервью с Александром Егоровым.