Водитель маршрутного такси № 128 высадил на остановке 8-летнего мальчика с 10-летней сестрой, у которых не оказалось при себе наличных для оплаты проезда. По словам матери школьников, мужчина сначала согласился принять перевод на карту по номеру телефона, но потом передумал и попросил детей покинуть салон. Мы связались с водителем, он объяснил свои действия и показал последующую переписку с женщиной.
Позиция матери
— Моей дочери 10 лет, она уже год сама доезжает до Дворца пионеров, а после работы я ее забираю. Сыну 8 лет, с января этого года он стал ездить с сестрой, — рассказала 74.RU читательница Регина. — Обычно они ездят на троллейбусе № 26 и всегда оплачивают картой, но в этот раз задержались в английском клубе. На сайте общественного транспорта в это время было написано, что идет обновление, мы не могли посмотреть расписание.
По словам Регины, дочь раньше пользовалась маршруткой № 128, иногда оплачивала наличными, а несколько раз приходилось прибегать к безналичному расчету. Мама переводила деньги на карту водителю и сразу отправляла девочке скрин с подтверждением оплаты.
— Проблем и недопонимания не возникало, — утверждает женщина. — А вчера в половине шестого вечера дети сели в маршрутку, у них были с собой карточки, но у водителя не оказалось терминала. Они спросили, можно ли оплатить по номеру телефона. Водитель продиктовал и попросил показать экран. В этот момент я была на работе с открытым приложением банка на телефоне для осуществления дистанционной оплаты проезда. На перевод мне потребовалось бы не более минуты. Дочь сказала, что сейчас мама пришлет скрин и она покажет. Но в ответ услышала, что мама и папа ему неинтересны, выходите!
Дети пропустили занятия и пошли пешком домой.
«Шли две остановки. Дочь плакала, а сын сказал, что больше не поедет на автобусах. Пришел домой, уснул и проспал до утра»
Как только Регина узнала о случившемся, она связалась с водителем маршрутного такси. Общение затянулось до позднего вечера.
Позиция водителя
Водителем маршрутного такси оказался отец троих детей Константин. Он работает в сфере общественного транспорта год и знает об ответственности за высадку детей.
— Если будет административное наказание в мой адрес, я его приму как должное, факт налицо, — признает Константин. — Но тут ведь есть и другая сторона проблемы. Если вы отправляете своих несовершеннолетних детей из точки А в точку Б, вы дадите денег им на проезд или скажете, чтобы они договаривались с водителем, что мама-папа оплатят? Далеко не во всех маршрутках есть терминал. Хорошо, если водитель согласится принять оплату на карту по номеру телефона, а если нет? Дети будут стоять на остановке, мерзнуть.
На маршруте № 128, по словам водителя, терминалов не бывает, но изредка он делает исключения и принимает на карту безнал. Накануне так и вышло.
— Дети зашли: «Можно по безналу?» Я ответил, что у меня нет безнала, но я могу взять деньги на карту: «Только, ребята, по-быстренькому всё сделать надо, время — час пик». Сказал номер, едем, они снова переспрашивают. Я еще раз продиктовал и попросил: «Ребята, деньги отправите, покажите мне, пожалуйста», на что они сказали, что еще не отправили. Я ответил, что меня такая оплата не устраивает, и попросил выйти на следующей остановке.
Мужчина говорит, что решение о высадке детей было принято в сердцах — слишком много зайцев ему попадается каждый день.
— Пассажиры заходят, рассказывают свои истории, я вхожу в их положение, я же тоже человек. В день по два-три таких случая происходит, но из них один-два человека не переводят деньги. Когда тебя раз, два, три обманывают, уже перестаешь верить, — говорит водитель.
Вечером Константин получил деньги на карту — 50 рублей. Регина написала, что это оплата одной остановки, которую проехали ее дети. Водитель ответил, что ему не нужны деньги, и отправил их обратно. И так повторилось несколько раз.
— Перекидывание деньгами закончилось тем, что я написал: «Простите меня, что такая ситуация произошла», а она в ответ снова вернула деньги со словами: «Не нужны нам ваши извинения», — пересказывает Константин. — Я посчитал нужным остановиться на этом. Извинений вам не надо, денег не надо, а что тогда надо?
«Посылать детей без денег с телефоном, а если зарядка сядет? Ведь всякое может быть. Я поражаюсь таким родителям»
Кто прав? Комментарий министерства
В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона сообщили 74.RU, что маршрут № 128 работает по нерегулируемому тарифу.
— По условиям выданного свидетельства о праве осуществления перевозок, требования об обязательном наличии терминала не выдвигаются, — прокомментировали в ведомстве. — Однако в рамках транспортной реформы осуществляется постепенный перевод всех маршрутов агломерации на регулируемый тариф (до конца 2024 года), где обязательным условием является возможность осуществления безналичной оплаты проезда и наличие льгот. Вопросами высадки детей занимается Управление государственного автодорожного надзора.
За высадку детей из транспорта предусмотрена административная ответственность по пункту 2.1 статьи 11.33 КоАП РФ (принудительная высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, не подтвердившего оплату проезда). За нарушение этой статьи водителя наказывают штрафом 5 тысяч рублей, должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.
Подобные ситуации в городе и области возникают регулярно. Так, в январе челябинка пожаловалась на маршрутчика, отказавшего в проезде ее дочери-школьнице из-за порванной сторублевки. В октябре прошлого года женщина пожаловалась на маршрутчика, не пустившего в салон ее 11-летнюю дочь, и вот что на это ответил перевозчик.
Прошлой зимой кондуктор трамвая № 3 заявила, что контролеры выгнали из салона трех несовершеннолетних пассажиров, потерявших билеты. Позже в компании «ЧелябГЭТ» рассказали другую версию событий.
В Челябинске набирает обороты транспортная реформа, все материалы о новых маршрутах мы собрали в одном сюжете.