— Было время, в Челябинске тут и там укладывали тротуарную плитку, потом повсеместно расширяли дороги. Сейчас у нас что, новая революция?
Читатель 74.RU, автомобилист со стажем, обратил внимание редакции на массовую замену бордюров, которые на первый взгляд выглядят вполне неплохо. Такие работы проводят на Северо-Западе, в Тракторозаводском и Металлургическом районах, в Парковом.
— Прокатитесь до кольца у Шершней, посмотрите, что не так с этими бордюрами? Они же как новые, а тратят миллионы рублей! А потом, когда будут убирать кольцо и расширять Худякова и снова начнут ремонтировать дорогу, опять бордюры будут менять? Я много лет езжу по Челябинску и скажу вам так: эти бордюры мало чем отличаются от других. Обоснованность этих работ вызывает большие вопросы.
Что ж, разберемся. Мы изучили многомиллионные контракты, поговорили с подрядчиками и узнали, как в мэрии намерены соотнести нынешний ремонт с грандиозным переустройством дороги у Шершневского водохранилища.
«Кажется, что хорошие. Но это не так»
Ремонт дорог, а вместе с ним и замену бордюров, проводят по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» (сокращенное название — БКД). Отдельной программы по их замене нет, подчеркивают в Комитете дорожного хозяйства города.
— Меняют те бордюры, которые подлежат замене или новой установке. Всё это заранее было запланировано и зафиксировано в контракте на основании проведенного обследования объекта, — прокомментировали в КДХ. — Если в рамках дорожного ремонта нужна замена, ее производят. Либо это нужно сделать для, например, формирования тротуаров, газонов и тому подобного. В каждом объекте, который ремонтируют по программе «Безопасные и качественные дороги», есть бордюры. Обывателю кажется, что они хорошие. Но это не так.
О том, что в федеральную программу включили этот вид работ, говорил еще два года назад Максим Куляшов (на тот момент он занимал должность вице-мэра по городскому хозяйству и транспорту). Тогда Куляшов с триумфом рассказывал, что администрации впервые удалось добиться включения в БКД не только замену асфальта, но и бордюрного камня, а также его понижение в районе пешеходных переходов. Такие работы вели на 26 участках улиц, мы снимали, как шел ремонт. Спустя два года наш фотограф снова побывал в тех местах. Посмотрите, что там изменилось. Тяните бегунок вправо-влево.
«Город становится более привлекательным»
После жалобы читателя мы доехали и до перекрестка у Шершневского водохранилища, на котором начали менять бордюры этой весной. На информационном щите указано, что ремонт ведут всё по той же программе БКД. Исполнитель работ — ООО «Уралдострой» (бывший ТПК «ЯКК»).
— Сначала мы с заказчиком проходим смотрим, какие бортовые камни нужно заменить. Меняем их, потом делаем срезку старого асфальта и укладываем новый, — объяснил порядок действий прораб «Уралдорстроя» Ильдар Шаимов. — Это ведь только на вид кажется, что бордюры целые. А когда подойдешь поближе, становится видно, что все повреждены. Также есть места, где меняем бордюры, чтобы сделать понижение в ноль с проезжей частью. Там, может, и есть нормальные бордюрные камни, но мы делаем таким образом доступной среду в районе пешеходных переходов для людей с ограниченными возможностями.
По словам Ильдара Шаимова, на участке дороги от Шершневской плотины до границы города (около коттеджного поселка Западный-2) должны были заменить бордюры на протяжении чуть более 2 километров. Выполнить работы осталось на 250 метрах.
В техническом задании к госкотракту указано, что в ходе визуального осмотра были выявлены повреждения бортовых камней в общей сложности длиной 2380 погонных метров. Кроме того, на дороге наблюдалась колейность, поперечные трещины, ямы. Подрядчику предстоит заменить бордюры, асфальт, нанести разметку, восстановить тротуары и газоны. Стоимость работ — 29,5 миллиона рублей.
Возле остановки бордюры, на которых видны небольшие сколы, не поменяли. Если они не входят в оставшиеся 250 метров, тогда совсем непонятно, как всё-таки выбирают участки для реконструкции.
«Уралдорстрой» в этом году ремонтирует дороги еще на улице Академика Макеева, 50 лет ВЛКСМ и Профессора Благих.
На Академика Макеева и 50 лет ВЛКСМ вместе с асфальтом меняют бордюры и обустраивают тротуары. А на Профессора Благих занимаются только обновлением асфальта.
— Делать всё в комплексе по программе «Безопасные и качественные дороги» начали два года назад. Это лучше, чем раньше, — уверен прораб «Уралдорстроя» Ильдар Шаимов. — И город становится более привлекательным.
По данным сервиса «Контур. Фокус», ООО «Уралдорстрой» — малое предприятие (153 человека в штате). Компания образована в Челябинске в апреле 1998 года. Ее прежнее название — ООО Торгово-Промышленная Компания «Якк». Новое имя (сокращенно — УДС) предприятие получило два года назад. Собственник и он же директор — Нвер Колозян (также владеет ООО «ТК «Ресурснефть»). В 2021 году УДС участвовал в 91 закупке, победил в 21. Контракты были заключены на ремонт дорог не только в Челябинске, но и в области. Один из контрактов — ремонт дороги на улице Цвиллинга (58 млн руб). По итогам прошлого года выручка компании составила 1,4 млрд руб, а чистая прибыль — 64 млн. В этом году компания поучаствовала в 15 закупках и во всех победила. С ней заключили контракты на ремонт дорог в селе Париж (на сумму более 20 млн руб), в Еткульском районе (7,8 млн), в Верхнеуральском районе (9,9 млн). Есть и более крупные подряды, например в Пластовском районе (253,9 млн) и на границе Башкирии (271,4 млн).
Кто поставщик бордюрного камня, представитель «Уралдорстроя» ответить не смог.
— Покупаем в Челябинске. Просто я этим вопросом не занимаюсь, у нас есть снабжение, — объяснил Ильдар Шаимов. — Я им заказываю, а где приобретают они, я не могу вам сказать.
«Если менять, то полностью»
То, что не все бордюрные камни, которые меняют, пришли в негодность, подтверждает и директор другой подрядной организации — ООО «Строймигсити». Компания за 35,3 миллиона рублей ремонтирует дороги, тротуары и меняет бордюры на трех улицах Тракторозаводского района — Ловина (от Артиллерийской до Горького), Белостоцкого (от Грибоедова до Горького) и Грибоедова (от Первой Пятилетки до Ловина).
Руководитель «Строймигсити» Гурген Микаелян назвал замену целых бордюров вынужденной.
— Процентов 70–80 бордюров в нормальном состоянии, остальные — в плохом. Это моя оценка как дорожника, — говорит Гурген Микаелян. — Но менять нужно всё, потому что всё связано между собой. Нельзя бордюры менять частями. Там асфальт, нарушается связка. Поэтому сначала ставят новые бордюрные камни, потом кладут асфальт, они должны быть связаны между собой. Технология такая. По-другому не получится.
В то же время подрядчик подчеркивает, что у бетонных бордюров есть свой срок службы. Когда он заканчивается, камень теряет свои свойства и приходит в негодность.
— Читатели никогда близко не пойдут разглядывать бордюры. Наверняка, они же издалека это всё видят. Для них выглядит всё хорошо. А по факту — они коцаные, — утверждает директор «Строймигсити». — Больше всего эти бордюры портят обслуживающие компании. Например, которые снег убирают. Ломают погрузчиками. И это не от бордюра зависит, снег бывает такой высокий, что не видно.
По контракту «Строймигсити» тоже должен обновить не только бордюры, но и отремонтировать проезжую часть, тротуары и восстановить газоны.
На улице Ловина заменят 3500 погонных метров бортового камня, на улице Грибоедова — 4800 метров, на Белостоцкого — 1000 метров.
Интересно, что в техническом задании указано: «В ходе визуального осмотра выявлено: колейность, продольные и поперечные трещины, ямочность, выкрашивание покрытия, разрушение покрытия на проезжей части и тротуаре». Про разрушенные бордюры нет ни слова.
На ремонт у «Строймигсити» есть три месяца. По контракту, работы должны завершить до 20 августа. Но, как сообщил директор компании, они опережают график.
— Думаю, через месяц закончим, если погода позволит. Она пока нестабильная, неделю дождь идет, — говорит Гурген Микаелян. — Но то, что в срок закончим, это точно.
По данным сервиса «Контур. Фокус», ООО «Строймигсити» — микропредприятие с 6 сотрудниками в штате. Образовано в начале 2013 года в Челябинске. Владелец компании Хачик Саакян. «Строймигсити» — не частый участник госзакупок. В 2021 году заявлялся на 18 аукционов, победил в одном. В этом году претендовал на два госконтракта, и оба получил (ремонт дорог в Челябинске по программе БКД на 27,9 млн руб и ремонт подъезда к поселку Озерный за 19,8 млн). По итогам прошлого года выручка компании составила 273,6 млн руб, а чистая прибыль — всего 3,2 млн.
— А у кого вы бордюры покупаете?
— У «ЧелСИ». Знаете такую компанию?
— Сейчас много где в Челябинске идет ремонт дорог по программе «Безопасные и качественные дороги». «Челси» — основной поставщик бордюров?
— Нет. Есть другие поставщики.
— А кто? Можете перечислить?
— Мы только у «ЧелСИ» берем. Я знаю, кто еще есть, но боюсь в их названиях ошибиться.
ООО «Завод тротуарной плитки «ЧелСИ» зарегистрировано в 2012 году. Компания работает под брендом «Новосмолинский завод строительных материалов» (указан на официальном сайте «ЧелСИ»). Оба предприятия, по данным сервиса «Контур.Фокус» возглавляет Дмитрий Волков. А конечные владельцы — «Тернел Консалтинг Корпорейшн» (Сейшелы) — 99% и Юлия Александрова — 1% (в СМИ ее называют дочерью Юрия Карликанова, депутата областного Заксобрания последних четырех созывов).
Хождение по кругу?
Выше мы писали о ремонте дороги возле кольца у Шершневского водохранилища. Этот участок в скором времени ждет радикальное преображение — его планируют превратить в Т-образный регулируемый перекресток, а количество полос увеличат, чтобы нарастить пропускную способность перекрестка. Автобусную остановку вынесут за границы пересечения.
Когда начнется реконструкция, дорогу в этом месте будут ремонтировать по второму кругу?
В администрации города заверили 74.RU, что нет.
— Граница производства работ отодвинута от кольца с учетом перспективного переустройства данной развязки, — ответили а мэрии.
Подробно ознакомиться с планами по расширению Худякова и переустройству кольца можно в материале корреспондента 74.RU Артема Краснова.