На участке улицы Свободы от Тимирязева до Плеханова в эти дни идут масштабные работы — по обе стороны здесь создают прогулочные зоны. Но жители соседних домов переживают, что из-за сокращения парковок стоящие автомобили будут блокировать полосы для движения и загромождать тесные дворы. Мы съездили на место и обратились в администрацию Советского района с вопросом, как планируется решать парковочный вопрос после реконструкции тротуаров. В конце статьи мы прикрепили опрос: расскажите, что для вас важнее — удобство парковки или прогулочная зона?
Тендер на проведение благоустройства улицы Свободы на участке от Тимирязева до Плеханова был объявлен осенью 2021 года с начальной суммой 28,3 млн рублей. В ходе торгов цена снизилась до 25,6 млн рублей, а победителем было объявлено ООО «Басилур», которое и стало исполнителем работ по строительству пешеходной зоны. Согласно данным системы «Контур.Фокус», учредителем и руководителем общества является Юлия Богданова. ООО «Басилур» является регулярным участником тендеров на проведение работ в Челябинске, например, оно выполняет контракты по содержанию газонов в Ленинском районе, по установке малых архитектурных форм в Советском районе, по содержанию детских площадок в Металлургическом районе.
Сергей живет по соседству с будущим сквером и говорит, что парковки здесь нужны не просто так: на первых этажах располагается множество организаций, включая отделение банка, автомагазин, здание Центра гигиены и эпидемиологии Челябинской области, кафе, цветочные магазины и так далее.
— Жителям города показывают красивые картинки, и они ставят подписи под этим проектом, увидев на презентационных слайдах качели, которые никому на тротуаре не нужны! — возмущается он. — Голосуют те, кто не проживает в данном районе. А нам нужен обычный тротуар, а не прогулочная зона. На прогулки мы ходим в Парк имени Пушкина, а качели под окнами зачем? Чтобы пьяные компании всю ночь орали? И главное, нужны нормальные парковки, потому что каждое утро у нас и так из дома не выйти: всё заставлено машинами сотрудников!
— Администрация города совместно с Александром Егоровым (заместителем регионального министра дорожного хозяйства и транспорта. — Прим. ред.) пытается, как в советские времена, под руководством КПСС, заставить всех ездить на общественном транспорте, а чем это закончилось, всем известно, — продолжает Сергей. — Но у нас не Москва и не Европа, у нас достаточно места, чтобы сделать широкие дороги и оборудовать парковки возле каждого здания.
Сергей уверен, что узкие карманы, в которые переделывают полноценные парковки, не позволят автомобилям вставать достаточно плотно, поэтому оставленные машины блокируют крайнюю полосу и создадут пробки на протяжении всей улицы Свободы, ведь новый бульвар со временем продлят до Привокзальной площади.
Глава Советского района Владислав Макаров сообщил, что проект подразумевает реконструкцию всей пешеходной зоны улицы Свободы от проспекта Ленина до Привокзальной площади, но на этот год запланировано благоустроить участок между улицами Тимирязева и Плеханова. Работы начались еще 8 апреля с вырубки нескольких деревьев, сейчас идет активная укладка плитки, а завершить реконструкцию планируют к первым числам августа.
— Сейчас заканчивается укладка плитки, мы начали отсыпать газоны черноземом, готовимся к активному озеленению, здесь будут и кустарники, и деревья, наша задача — чтобы эта пешеходная зона была максимально зеленой. При этом мы постарались сохранить все существовавшие ранее деревья, части из них будет проведена формовочная подрезка, и за всеми вновь высаженными деревьями будет организован надлежащий уход, — поделился планами Владислав Макаров.
По информации чиновников Советского района, с инициативой благоустройства улицы обратились сами жители района, в том числе потому что рядом находится школа № 121. По их словам, загроможденная стоящими машинами улица создает опасность для детей.
Что касается парковок, то в ответ на запрос жителей Владислав Макаров заявил, что общее число парковочных мест после реконструкции возрастет на 15%, хотя как это будет на практике, сказать сложно. Например, некоторые карманы достаточно короткие, и занять их целиком можно одной неаккуратно поставленной машиной.
— У нас всё власти думают, где бы людям отдыхать, а мы думаем о том, как нам жить и работать, — продолжает Сергей. — Опять делают реконструкцию улиц, которые не требуют работ. Если у нас есть лишние деньги, то почему их не потратить на множество улиц, которые находятся в плачевном состоянии? Глава района отвечает, что количество паркомест только возрастет. Это что, издевка? Видно же, что количество сокращается!
Например, сейчас парковки вдоль дома № 80 вмещают порядка 46 машин. После реконструкции их заменят четырьмя карманами для параллельной парковки, которые, судя по карте администрации, будут вмещать в районе 20 автомобилей. Аналогичная ситуация у дома № 86: здесь тянется 140-метровая глубокая парковка примерно на 40–45 автомобилей. После реконструкции ее вместимость сократится, по нашим оценкам, вдвое. Похожая ситуация — на нечетной стороне улицы.
Пока сложно судить, как сработает идея с заменой глубоких парковочных карманов на мелкие. Как минимум потребуются усилия эвакуаторщиков: в Челябинске предпочитают оставлять машины елочкой, перекрывая проезжую часть, хотя такой способ парковки по умолчанию запрещен. При отсутствии таблички «Способ постановки на стоянку» парковать машину нужно параллельно краю проезжей части (пункт 12.2 ПДД).
Что касается доступности мест для клиентов расположенных здесь учреждений и фирм, напрашивается организация платных парковок с небольшим бесплатным периодом, достаточным для посещения магазина (15–30 минут). Впрочем, конкретики в этих планах нет: в январе 2022 года в Челябинске появились первые платные парковки, но когда именно эта инициатива дойдет до улицы Свободы, неясно.
— А зачем городить огород? — недоумевает Сергей. — Они берут нормальную улицу, курочат ее, потом начинается: эвакуаторы, платные парковки. Ведь всё и так было нормально! У нас всё власти переживают, где мы будем отдыхать, а нам работать и жить надо. Мы обращаемся в СМИ, потому что администрация нас не слышит. Они придумали отличную вещь: голосование на портале госуслуг. Только когда заходишь на сайт, появляется кнопка «Проголосовать», а других вариантов нет — очень оригинально!
Что важнее для улицы Свободы: прогулочная зона или большие парковки?
Ранее мы публиковали подробности о новой прогулочной зоне на улице Свободы. В этом году будет реконструировано несколько таких объектов. Улицу Свободы будут благоустраивать и в другом направлении от проспекта Ленина (к набережной).