Наш автомобильный журналист Артем Краснов впервые за много лет попробовал ездить до офиса на маршрутном транспорте. Он поделился впечатлениями об автобусах и новых троллейбусах с точки зрения человека, который последний раз ездил на общественном транспорте Челябинска лет двадцать назад.
С тех пор как мы переехали в новый офис в 2020 году, я всегда ездил к нему на машине. Раньше я иногда ходил до работы пешком, но тут получалось 9 километров по урбанистическим лабиринтам, поэтому я предпочитал встать около семи, сесть в машину и опередить пробки. Но этой зимой я сначала заколебался махать лопатой, пытаясь найти под снегом машину, а потом сигнализация высосала из аккумулятора последнюю жизнь. Поэтому я решил поездить на транспорте.
Окей, я схалтурил: из 9 км пути 5 км я прохожу пешком, потому что путь лежит по удобным районам и городскому бору. На транспорт сажусь уже у ЮУрГУ и еду в сторону центра. Как и все люди ростом чуть выше пигмея, я ненавижу «Газели» и прочие маршрутки. И в этом смысле что зеленые автобусы, что красные троллейбусы — это, конечно, сплошной кайф, как и валидаторы. Я всегда считал работу кондуктора не только тяжелой и неприятной, но еще и раздражающей для всех сторон: то их мелочь не устраивает, то ты встал не там. Валидатор поднимает настроение сразу процентов на тридцать. Особенно когда работает: пару раз они почему-то глючили.
Но вот узость салонов нынешних автобусов и троллейбусов озадачивает. Я понимаю, что низкопольная компоновка вынуждает громоздить углы и выступы, но в синаровских троллейбусах, если не найти сидячего места или не проникнуть в середину салона, оказываешься будто в хоббичьей норе. Помните широкие задние площадки старых машин, на одной из которых Маратик из «Слова пацана» дал в рыло главному герою (забыл, как его)? В наших новых троллейбусах они бы разве что потолкались, обнялись, и не было бы сериала про воинственных недорослей. Кроме того, красные троллейбусы воют электромоторами со звуком болгарки по железу: я тут повадился тестировать электромобили и примерно знаю, как звучит современный электромотор (мелодичнее). А один раз мне попался автобус (или водитель) с очень дергаными тормозами: пассажиры напоминали кегли для боулинга, и водителю удалась пара страйков.
Пока мне везет ездить в относительно пустом транспорте (я подбираю время), и это почти приятный опыт. Тем более длинный пеший перегон позволяет развеяться и подумать о вечном, а после этого заиндевевшие окна и холодные спинки сидений кажутся мелочами. Но мое настроение резко упадет в момент, когда я простою на остановке минут 40 или буду втискиваться в полный салон, который рассчитан только на комфорт сидячих пассажиров. От знакомых и коллег я слышу немало ругани на этот счет, в том числе на очень холодные салоны автобусов и нереальные сроки ожидания.
А еще констатируем, что выделенные полосы в Челябинске не работают. Это нужная и классная тема, которую в Челябинске превратили в профанацию. Чтобы полосы заработали, зимой их нужно неистово чистить, и в любое время контролировать с помощью камер. В Челябинске же всё напоминает махинацию: в 2021 году 15 км выделенок нанесли на Комсомольском проспекте и почти сразу повесили более десятка камер «Диджитал Патрол», которые не заработали до сих пор. В результате полосы забиты частным транспортом, а местные жители негодуют. Но на Комсе камеры хотя бы стоят, а в остальных местах ждем их, видимо, к выборам президента, но следующим. И если камеры будут запускать годами, я в принципе не понимаю нанесения выделенных полос сейчас.
На машине, вставая около семи утра, я добирался до работы за 20–25 минут. Сейчас мой комбинированный путь занимает 1:10 минут, то есть около часа я вроде как трачу впустую. Впрочем, врачи всё чаще советуют побольше ходить, так что, может быть, и не впустую. И всё же планирую подзарядить аккумулятор и снова помахать снег лопатой — это ведь тоже фитнес.
Согласны с автором?