Тайно построенная автостанция «Восточные ворота» в Тракторозаводском районе Челябинска, похоже, превратилась в торговый комплекс. По крайней мере, число пассажиров там значительно уступает количеству покупателей, которых притягивают торговые точки, раскинувшиеся на двух этажах. Здесь есть обувь, одежда, продукты, подарки. А вот среди автобусных маршрутов, к сожалению, нет такого многообразия. Это признают и чиновники, у них даже есть план, как исправить ситуацию. А пока не предпринято никаких действий, смотрим наглядные фото и видео.
30 пустых сидений
Со стороны улицы Завалишина к «Восточным воротам» примыкает автомойка самообслуживания — машин много. Сбоку — закрытое кафе. Перед главным входом в здание — огромная парковка, разделенная на секции несколькими кусочками газона с пожухлой травой. Недалеко от перрона припарковано несколько автомобилей. Ближе к улице Комарова — две заправки и автосервис. Тротуаров на подходах к автостанции нет.
На входной двери в зал ожидания висит листок с надписью капсом: «Туалета нет». А внутри — 30 пустых сидений.
— Можно билет до Долгодеревенского, — прошу у кассира.
— Это вам на «Северные ворота» нужно, — со скукой в голосе отвечает она из окошечка.
— Я не местная.
— А, тогда вам нужно пройти вон туда, повернуть, пройти через улицу, — вдруг оживленно начинает рассказывать женщина. — Маршрутка № 47 вас быстро довезет.
— А это разве не автовокзал?
— Автовокзал. Но у нас другое направление — Курганское. Народу здесь не очень много. Да и основанная масса все равно едет с «Центрального автовокзала», — поясняет кассир, еще раз показав куда идти на остановку.
Два этажа торговли
Само помещение автостанции небольшое. Основные площади здания занимают две торговые точки. Рядом со входом в зал ожидания — магазин «Оазис». Огромное помещение заставлено двухъярусными стойками с дешевыми штанами, футболками, платьями, халатами, мягкими игрушками. Пожилая пара смотрит на джинсы, женщина накидывает на руку несколько пар и отправляет мужчину в примерочную.
— Мы открылись в апреле, людей немного приходит, — рассказывает сотрудница. — Посетители идут, в основном, когда жарко на улице — берут тонкие платья, шорты, футболки. Больше людей в выходные приезжает, и они вещи покупают.
Девушка объяснила, что это еще не всё: на втором этаже тоже есть магазин. В него ведет крутая лестница, которая находится снаружи. В огромном помещении без отделки оказалось душно. Тут на стеллажах тоже лежат игрушки и сумки, но основной товар — обувь: от крохотных розовых сандаликов до мужских кроссовок.
— Можете посоветовать подарок для 13-летнего мальчика? — обращаюсь к мужчине за кассой.
От ответил что-то не по-русски, встал и позвал коллег на помощь. Из дальнего края зала пришла худая девушка, поздоровалась с сильным восточным акцентом.
— Можьет, робот? Или вертольёт, — перечисляет она, проходя мимо полок. — А вы на первомь этаже смотрели?
— А почему у вас так пусто? Всегда так?
— Нууу, — неуверенно протянула девушка и сказала, пожимая плечами. — Сегодня понедельник, наверно на работье все.
Она оказалась не особо разговорчивой, и тут ее спас напарник, который громко включил музыку:
— Снова наступает ночь, и детка ждёт мартини. Сегодня зависаем с ней мы на той же квартире. О боже как красива её талия, — выходим под музыку из магазина и спускаемся по лестнице. Мелодия слышна и у входа на автовокзал.
Чуть дальше — вывеска гипермаркета «Маяк». Помещение внутри больше похоже на склад: коробки, палеты, упаковки. Между полок и пары холодильников ходят в основном пожилые люди, сурового вида женщины, несколько девушек.
—О, смотри, чугуняка, — говорит девушка подруге, показывая на сковороду. Но тут же разочаровывается. — А, это эмалированная столько стоит.
В тележке покупательниц — порошок, кондиционер для белья, влажные салфетки.
120 рейсов в день и 1400 человек в месяц
В Министерстве дорожного хозяйства и транспорта региона на запрос 74.RU сообщили, что в день от «Восточных ворот» отправляется около 120 рейсов по 20 маршрутам, из них: 12 межрегиональных, четыре пригородных и четыре межмуниципальных. Пассажиропоток в среднем 1400 человек в месяц.
— Автостанция спроектирована с учетом всех требований, предъявляемых к оборудованию и доступности для маломобильных групп населения. Автостанция внесена во все реестры в соответствие с законодательством РФ в сфере транспорта и безопасности, — заверили в миндортрансе региона. — На автостанции имеется комфортный зал ожидания для пассажиров, где в холодное время года пассажиры могут дождаться отправления своего автобуса в теплом уютном помещении, а летом в кондиционируемом помещении.
По данным Миндортранса Челябинской области, владельцем автостанции «Восточные ворота» является ООО «Служба организации движения». Компания была зарегистрирована в январе 2012 года. По информации сервиса «Контур.Фокус», директором является Александр Зарубин, и ему же принадлежит 25% фирмы, остальные 75% — у Инны Боровик. Эта же компания управляет другими городскими автовокзалами. На конец 2023 года выручка организации составила 113,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 42,3 миллиона.
Изначальный замысел не удался
Директор ООО «Служба организации движения» Александр Зарубин рассказал 74.RU, что на «Южных воротах» и «Северных воротах» пассажиропоток больше почти в шесть раз — по восемь тысяч человек ежемесячно. Дело в том, что к «Восточным воротам» не организованы нормальные подходы и подъезды: остановки общественного транспорта далеко, тротуаров нормальных нет (и положенных занижений на бордюрах тоже), нет светофора на пересечении Бажова и Завалишина. Пока это не обустроено, все маршруты в Курганском направлении отходят от «Центрального автовокзала» (в «Синегорье»), а станция на Бажова выполняет функцию транзитной. В то же время «Северные ворота» и «Южные ворота» — это самостоятельные станции, с которых уходят автобусы по региону в соответствующих направлениях.
— Изначально замысел был какой: вынести на крайнюю точку [муниципальные маршруты], чтобы лишние рейсы не ездили через весь город. Курганское направление двигалось бы от «Восточных ворот, но в итоге все равно автобусы ходят от «Центрального автовокзала», — объяснил Александр Зарубин. — Нужно сделать доступность для населения, чтобы люди могли свободно добраться до этой автостанции на городском транспорте. Для этого нужно поставить светофор на Бажова и перенести остановки ближе к улице Завалишина, срезать углы, чтобы автобус мог нормально заворачивать. Есть проект, который уже давно согласовали, но ждем, когда комитет дорожного хозяйства приступит к работам, сделает тротуары и доступную среду.
По словам Александра Зарубина, если обустроить подъезды к станции, то людям будет удобнее — не придется сначала ехать на «Центральный вокзал», а затем еще по пробкам заезжать на «Восточные ворота».
— Межрегиональные маршруты, например, в Екатеринбург, Курган, идут через два вокзала— двигаются с «Центрального» и проходят через транзитные. А все пригородные маршруты двигаются от «ворот», не забивают своим трафиком город. Вот о чем речь. Но министерство перенесет [внутриобластные рейсы] на «Восточные ворота», когда будет доступность автостанции для пассажиров.
Напомним, автостанцию «Восточные ворота» строили чуть больше года. В ноябре 2020-го 74.RU написал о ее возведении. Через несколько часов после выхода статьи администрация Челябинска со ссылкой на Миндортранс выступила с опровержением приведенных нами данных. В декабре же министр дорожного хозяйства и транспорта Алексей Нечаев заявил о возможном запуске автовокзала на ЧТЗ.