
С понедельника, 1 июля, в троллейбусах и трамваях Челябинска начал работать безналичный расчёт. Перед поездкой пассажирам не нужно отсчитывать мелочь, достаточно приложить банковский «пластик» к терминалу кондуктора. Казалось бы, к 2019 году до нашего города-миллионника дошли плоды цивилизации, и многие с удовольствием пересядут на электротранспорт. Но всё не так просто — не везде и не все карты готовы принять.
Первое тестирование проводим в трамвае восьмого маршрута. В вагоне, несмотря на рабочее время, оказывается довольно много пассажиров — занята примерно половина салона. Для оплаты используем телефон с функцией Apple Pay. Терминал кондуктора отзывается на него мгновенно.


— Вы третья за сегодня. Ещё не особо люди знают, — рассказывает нам кондуктор Алёна Ярушина. — Девушка утром зашла, она сама уже знала, что можно безналом. А молодому человеку уже я подсказывала.
Также быстро и без сбоев проезд оплачивает и видеооператор 74.ru Вадим Архипов. А Алёна рассказывает: никакого обучения для кондукторов в депо не проводили. Сотрудники «ЧелябГЭТ» не первый год работают с «пластиком» и терминалами, просто раньше это были транспортные, социальные или школьные карты, а теперь — обычные, банковские.
— Объявление вывесили, что с первого числа будет работать. Так и узнали, — рассказывает Алёна. — Пассажиры постоянно у нас про безнал спрашивали, в основном молодые.
Расплатиться в челябинском транспорте можно только картами с бесконтактными платежами. Обычный «пластик» засовывать попросту некуда. Зато принять готовы все популярные в Челябинске системы — MasterCard, Visa и «Мир», а также телефоны или часы с Apple Pay, Google Pay или Samsung Pay. Скиду при оплате безналом в трамвае не делают. Билет стоит те же 23 рубля, что и обычно.
Доезжаем на «восьмёрке» до Комсомольской площади и пересаживаемся на 19-й троллейбус, следующий до парка Гагарина. Здесь пассажиров тоже оказывается немало, но мы первые, кто протягивает за проезд «пластик».



Оплата смартфоном вновь проходит успешно, и с банковской карты снимают 20 рублей. А вот обмануть терминал у нас не получается. Подносим к нему московскую карту «Тройка», специально созданную для оплаты всего столичного транспорта, и аппарат выдаёт ошибку.

После всех экспериментов фотокорреспондент 74.ru Илья Бархатов протягивает кондуктору привычную мелочь, чем вызывает у неё радостную улыбку.
— Нам просто тоже надо перестроиться, — объясняет Людмила. — Потому что, с одной стороны, вроде живые деньги [привычнее]. А так-то, конечно, [с картой] быстро: приложил — и всё.
Кстати, срабатывать на бесконтактные карты и телефоны терминал начал не сегодня.

— Ещё на той неделе с телефоном ко мне подходили трое и платили, — вспоминает Людмила. — Ещё двое подавали — у них не срабатывало.
Тем, что расплатиться за проезд теперь можно картой, живо интересуются и другие пассажиры.
— Буду пользоваться, — обещает нам челябинка Алёна. — Я с собой обычно мелочь вожу, рублей 150. Если нет, приходится менять.
— Это во всех отношениях удобно, но слишком много карт, — делится мнением пассажирка постарше Ирина Борисовна. — К каждой же надо пин-код запоминать. У меня вот социальная карта, с ней скидка 50 процентов. А тут скидки нет. Зато сдачу не нужно искать будет.
А как вы относитесь к появлению безналичного расчёта в транспорте?
Выходим на площади Революции и опрашиваем пассажиров, стоящих на остановке. Большинство появлению безнала рады, но пересесть на троллейбусы и трамваи готовы не все.
— Я на маршрутках езжу. Не ходит к нам общественный транспорт, — рассказывает челябинец Дмитрий. — А так пользовался бы, это удобно, не надо возиться с мелочью.

— Я ещё безнал не пробовал, — смеётся мужчина средних лет, представившийся Юрием Ивановичем. — Когда деньги есть на карточке, то удобно. А когда нет, то не очень.
Нашлись и сторонники прежней системы расчёта.
— У меня наличные всегда есть, поэтому мне [такая оплата] без проблем, — говорит Татьяна.

— Я не местная, здесь не живу. Вообще за границей живу, — заявляет нам одна из пассажирок. — Живу в Сингапуре. Там покупается карта отдельно на транспорт. Действует на метро, на автобусы — везде.
А ещё один встреченный нами на площади иностранец в ответ на расспросы про безнал в транспорте уверенно отвечает:
— Тэкси, тэкси!
Оказывается, что в Челябинск он приехал всего на месяц.
— Я завтра уезжаю — в Шри-Ланку, — слегка расстроено заявляет наш новый знакомый.

А мы вновь отправляемся на трамвайную остановку. Садимся в подъехавшую «семёрку» и тут же обнаруживаем первый сбой в работе новой системы.
— Безнал не работает, — объявляет нам кондуктор Людмила Чучакина. — Не смогли мне на терминал пока установить программу. Наличные, транспортные карты, школьные карты возьму. Все карты пока не работают.

И её маршрут не единственный, где «перепрошить» терминалы не успели, уточняет сотрудница «ЧелябГЭТ».
— Там девочки были со всех маршрутов, и всем так сказали. Человек десять нас точно, — уточняет Людмила.
Оплачивать проезд в итоге приходится по старинке — наличными. Правда, в выданных нами билетах обнаруживается неожиданный бонус — один из них оказался счастливым.

По пути в редакцию расспрашиваю соседку по трамваю. Ася Александровна — активный пользователь общественного транспорта.
— Я в совете ветеранов состою, часто туда езжу, ещё в соцзащиту свою, — рассказывает пенсионерка. — Вообще у нас рядом с домом магазинов много, штук десять, но когда говорят, что в «Ашане» дешевле, бывает такое, что мы и туда выбираемся.
Но переходить на безнал челябинка пока не планирует. И среди её ровесниц нововведение вряд ли приживётся.
— Я пользуюсь льготами, это удобно, потому что ездить приходится много, много пересадок, — объясняет Ася Александровна.

Ввести в общественном транспорте безналичный расчёт челябинские власти обещали ещё в 2017 году. И спустя год — в августе 2018-го — презентовали «новую» систему в автобусах. Правда, оплатить проезд с карты тогда можно было лишь на двух маршрутах и только обладателям карт «Мир» и Master Card.
Месяцем раньше работать с «пластиком» начали в частных автобусах — тех, что принадлежат «Первой транспортной компании». В 2019-м очередь дошла и до трамваев с троллейбусами.
Транспорт — не единственная сфера в Челябинске, где современные способы расчёта внедряются со скрипом. Где ещё не принимают «пластик», читайте в материале 74.ru.
Столкнулись с проблемами при попытке оплатить проезд безналом? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».