«Опять залили реагентами», — так челябинцы комментируют противогололёдную обработку улиц. Отсутствие сильных снегопадов и грязь после растопки льда создали реагентам дурной имидж, и мы решили отправиться в самую, так сказать, «обитель зла», чтобы узнать, чем именно посыпают дороги Челябинска и можно ли этого избежать. Репортаж из цехов АО «Южуралмост» — на сайте 74.ru.
![Тонны порошка: чем на самом деле посыпают дороги Челябинска Мы разбирались, каким порошком засыпают дороги Челябинска | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/27/7b/4f277b889cfe0c1af264721b29d473ac/656x438_1_1327df9ddfe36977628779b39ba76b3a@1280x853_0xHFY9WMUu_2737645742449176263.jpg.webp)
Серый снег, белый лёд
Сопровождающий пробует белый порошок на вкус.
— И вы попробуйте, — советует он, протягивая неровные белые гранулы. — Это обычная каменная соль грубого помола из Соль-Илецка, которую используют и для посыпки дорог, и для засолки огурцов.
![Да, это обычная поваренная соль | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/67/88/c8/6788c88b42158aa79c0310bef4c3353a/656x438_1_dd5fee8a44bb325669dbef8c361b91a3@1280x853_0x6V9iw5RB_2273679600196622309.jpg.webp)
В этом году Челябинск перешёл с песко-соляной смеси к менее пыльному способу противогололёдной обработки. Натрий-хлор, или поваренная соль, отличается неплохой способностью растапливать лёд и, что важно, предотвращать его образование.
![Кальций-хлор похож на муку | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/99/cf/8a/99cf8a920d4b374b6ed41d68aa35e792/656x438_1_321494e82ec321dacceb880c5805c963@1280x853_0x6Q0RV33k_6872485023403272596.jpg.webp)
— Противогололёдные средства используются во всём мире, — объясняет директор по строительству и эксплуатации городских автомобильных дорог АО «Южуралмост» Алексей Струговец. — Многие считают, что небольшое количество снега можно оставить на проезжей части, но снег в отличие от каменной крошки или пыли не разметается к обочинам — он сразу же образует накат. Этот накат, во-первых, крайне сложно отскрести механическим способом, а главное, появляется он в наиболее опасных местах, например, перед перекрёстками. Поэтому противогололёдная обработка обязательна.
![Кальций-хлор привозят в сухом виде, но используют раствор | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/bb/f2/ed/bbf2edde96c57c65023e9b87ee60fd41/656x438_1_4423efb29cf854eda16a6cd2b235bf2e@1280x853_0xUx5DsBUI_1981646210439278337.jpg.webp)
Но всё-таки почему в нас укоренён миф, будто дороги поливают «какой-то дрянью»? Соль в самом деле смачивают 22-процентным раствором кальций-хлора — ещё одного противогололёдного компонента, который тоже можно съесть (в разумных количествах). Он используется в кулинарии и медицине, а на упаковках продуктов обозначается индексом E509.
![Раствор готовят в специальном аппарате | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/15/b5/9a/15b59a47b3700bd0466930a8e8e484ea/656x438_1_6263638add3aa768f6271c6a5f1ca313@1280x853_0x2MGYc5ZC_3654414946088084440.jpg.webp)
Кальций-хлор сам по себе хорошо топит снег, и одно время его растворы применяли в России в чистом виде, пока не стал очевидным главный минус: низкое сцепление намоченной дороги и большое время высыхания. Поэтому в Челябинске небольшая добавка кальций-хлора служит иной цели: смоченная раствором соль хорошо прилипает к поверхности и не разносится к краям дороги, что позволяет топить лёд равномерно по ширине проезжей части.
![Автомобили имеют емкость для соли и баки для рассола | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/fe/a2/11/fea211abc9185f3a398ae10d10dd59d7/656x438_1_90b0cd4e94b4b8d9e60c2022e2152f74@1280x853_0xALYI8Tf1_5298980306233770128.jpg.webp)
Смочить и посыпать
Для «удобрения» дорог противогололёдными реагентами используют комбинированные дорожные машины, которые летом ездят с цистернами воды, а на зиму переоборудованы под работу с противогололёдным коктейлем.
![Вот так незатейливо соль грузят в машину | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/e5/83/37/e58337aea48b28a2b94a6d9cd6754251/656x438_1_ca4714d2fe8e36cd530426e2d7dead6f@1280x853_0xwCOCTV6a_0892479547763466998.jpg.webp)
В центральной части кузова есть отсек, вмещающий примерно 17 тонн соли. При расходе около 50-100 г/кв.м такого количества хватает на 340-700 тысяч квадратных метров, что при ширине полосы в три метра эквивалентно 10-20 километрам дорог. То есть одного кузова хватит на один проезд по проспекту Победы.
![Идет наполнение резервуаров раствором хлорида кальция | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/26/6d/d1/266dd16ef2a5a217accc95ce6205e86f/656x438_1_d12cc84c21151fcf5e019df9e2d54345@1280x853_0x47ZD1Rec_7374997767074213840.jpg.webp)
Раствор кальций-хлора заливают в расположенные по бокам резервуары, а смешение происходит только перед разбрасыванием соли. Её «мечут» с помощью такого вот лопастного колеса.
![Гранулы натрий-хлора смачивают непосредственно перед разбрасыванием, которое происходит под действием центробежных сил | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/4c/44/61/4c44611e41d2ca45aef6001ed09848ff/656x438_1_ba82560d1d009dd9329281d02eef0014@1280x853_0x0BEy6GsQ_2696736264621767962.jpg.webp)
Дорожные службы рапортуют о значительном снижении количества реагентов после перехода с песко-соляной смеси на чистую соль. Теоретически это должно снизить количество пыли ближе к весне, хотя понятно, что её источником являются не только противогололёдные смеси.
В любом случае расход 50-100 г/кв. м — это больше принятых в Европе норм, например, во многих странах после предварительной очистки снега улицы обрабатывают солью в пределах 25 г/кв. м.
![Иногда этот ангар заполнен горами соли | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/63/17/a6/6317a60eded3d89aeffa5d405b8e29f3/656x438_1_1a3a8ccce8c8f5c0f28ee2593aa1c4a7@1280x853_0xd5eCRuFl_1651115024775552414.jpg.webp)
— В России противогололёдная обработка является лишь одним из этапов очистки улиц, — уточняет Алексей Струговец. — Например, идет снег, мы обрабатываем улицы, чтобы исключить образование наката, а после окончания снегопада выпускаем снегоуборочные машины, чтобы очистить улицы механически. Но если бы не было противогололёдной обработки, соскрести накат было бы сложнее, кроме того, при этом портился бы асфальт.
![Не хватает самого частого погодного явления в Челябинске — НМУ | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/4e/d5/eb4ed54f394ed87b7b38f200bfd9c7e4/656x438_1_69c4a1bc4c488ec4a8d4506e6e9391a1@1280x853_0xcRdSBU0j_2869295653260918124.jpg.webp)
Справедливости ради надо сказать, что в промежутке между двумя последними снегопадами основные дороги Челябинска действительно были чистыми и без наката. Пик возмущения наших читателей пришёлся на период осадков: улицы стали слишком грязными, машины и обувь — слишком солеными.
![Машины готовы выйти в рейс | Источник: Артем Краснов](https://n1s1.hsmedia.ru/f8/a0/ed/f8a0ed80e695491a7c18bf1e7d3c294b/656x438_1_029d107c2ce4929cdf4a34ceaa96f9e0@4496x3000_0xuky6EAoq_0172033703459098561.jpg.webp)
Идеального средства для очистки улиц пока не придумали: механическая уборка хороша всем, но требует времени и препятствует движению машин. Посыпание крошкой провоцирует пыльность. Соль ест кузова машин и души эстетов. Видимо, рецепт идеальной уборки от снега — в умелом комбинировании разных способов.
Артём Краснов