Алексею Левину стало плохо на высоте 5200 метров. Уровень кислорода в его крови упал до критических значений, поэтому было принято решение спускаться. В противном случае челябинцу грозили отек легких и смерть. Остальная группа продолжила восхождение и удачно его завершила. Теперь россияне в условиях локдауна ждут отправки из Непала домой.
О случившемся Алексей подробно рассказал в своем инстаграме. Группа выдвинулась наверх 5 мая, переход челябинцу давался очень тяжело. Дыхание постоянно сбивалось, поэтому гид Владимир Клебанский взял рюкзак Алексея и пошел рядом с ним.
— В 11:45 мы с группой дошли до Gorak Shep (5200 метров). Все заказывали обед, делились впечатлениями. Я же чувствовал огромную усталость из-за сложного перехода и прилег, чтобы прийти в себя, — вспоминает Алексей. — Пообедав, группа собралась на переход в базовый лагерь Эвереста на 5400 метров. Стали меня будить, но, заметив мое состояние, сразу начали измерять уровень кислорода в крови.
Оказалось 35 процентов. Алексея отпаивали сладким чаем и перебирали все возможные варианты развития событий.
— Владимир настаивал на моей срочной эвакуации вниз, так как такими темпами уже к утру мог быть отек легких и неминуемая смерть. Я всеми силами уговаривал ребят дать мне шанс и не торопиться с моим спуском, несмотря на головные боли и очень высокий пульс, — рассказывает турист. — Пил чай, гулял по окрестностям, повторный замер показал 50 процентов, но этого всё равно было недостаточно на такой высоте. Владимир находился перед дилеммой: спускаться со мной вместе пешком или вызывать вертолет. В первом случае был огромный риск: если бы мне стало хуже, то тело ему пришлось бы нести на себе. На таких высотах это огромная нагрузка. Поэтому решили вызвать вертолет. Тысяча долларов — стоимость аренды вертолета на двоих человек при таком случае. Но страховая сообщила, что эти расходы полностью лягут на меня. А около двух часов дня погода резко ухудшилась, небо затянуло туманом. Нам сообщили, что вертолет вылететь не может и нам никто не поможет. До базового лагеря Эвереста оставалось 1,5 часа, но я пошел вниз.
На высоте 4910 метров Алексей с гидом остановились на обед. Турист через силу поел, показатели стали лучше — 60 процентов. К 20 часам они спустились почти на 1000 метров, уровень кислорода поднялся до отметки 70 процентов.
Нам удалось связаться с девушкой Алексея Любовью Ситниковой, которая также сейчас находится в Непале. По ее словам, мужчина чувствует себя значительно лучше. Организм постепенно восстанавливается.
— Что касается остальной группы, когда Алексей с гидом пошли вниз, ребята отправились наверх. Они уже завершили подъем и догнали моего молодого человека с гидом через сутки. Сегодня вся группа прилетела в Катманду. Вертолет не стали заказывать, так как это очень дорого. Ребята добрались на самолете из аэропорта Луклы. Он совсем небольшой, вмещает 10–15 человек, — говорит Любовь Ситникова. — Это внутренний рейс, который с 3 мая прекращен в Непале, но всё равно продолжает летать, иначе люди никак не смогут выбраться оттуда. Единственное, от чего зависит полет, — это погода. Если погода плохая, самолеты не летают, поскольку, как я поняла, они ориентируются не на датчики, а на видимость. Сегодня с погодой повезло.
По словам нашей собеседницы, в городе продолжает действовать режим локдауна. Выходить на улицу нельзя, кроме специально отведенных для этого часов.
— Официально можно, по-моему, выходить с 6 до 9 утра, только чтобы в супермаркете совершить покупки. Я об этом не знала, думала, они еще и вечером работают, и несколько раз выходила в город вечером, при этом видела других людей. Они куда-то шли, и никого не останавливали, — удивляется Любовь. — Но опять же, например одна из сотрудниц нашего отеля уже, наверное, неделю живет в нём. Говорит, что если ее поймает полиция на улице, а у нее нет пропуска, разрешающего передвигаться в карантин, ее просто арестуют. Поэтому она не рискует выходить, поработала до 19 часов — пошла в номер. Утром опять на смену вышла.
Сколько группа туристов из Челябинска еще пробудет в Непале, точно неизвестно. По предварительной информации, рейс собираются отправить в Россию 12 мая.
— Я состою в чате с представителями консульства, там сейчас этот вопрос решают, формируют списки. Возможно, через 2–3 дня будет какой-то рейс и нас вывезут, — надеется челябинка. — При этом обязательно надо быть в Катманду и иметь негативный ПЦР-тест. В ближайшие дни мы планируем сдать анализы и ждать рейса, на котором нас вывезут домой.
С 7 мая из-за сложной ситуации с коронавирусом Непал полностью закрыл международное сообщение. Группа, в которой пять южноуральцев, оказалась в сложной ситуации.