Растущая изоляция России от западных стран привела к усилению роли Китая в нашей жизни: если к телефонам мы привыкли давно, то, например, засилье китайских автомобилей еще в новинку.
Социологи АИР «Социолайф» в рамках регулярного исследования «Омнибус» провели опрос, связанный, в том числе, с отношением россиян к китайским товарам и языку. Результаты показались нам любопытными, ниже — пять говорящих инфографик. И это, кажется, только начало большого «восточного похода».
Как проводили исследование?
Ассоциация исследователей России «Социолайф» объединяет компании более чем из 25 городов России. В данном исследовании проводился личный опрос 1663 респондентов старше 16 лет, проживающих в крупных городах России. Опрос проходил с 25 марта по 11 апреля 2023 года. Результаты других исследований доступны в телеграм-канале ассоциации.
Китайский обиход
Не пользуются китайскими товарами (по крайней мере, осознанно) лишь 17% респондентов, остальные 83% так или иначе выбрали продукцию из КНР. Причем на рынке смартфонов Китай уже близок к доминированию, как и в области бытовой техники. А вот, например, китайские автомобили есть пока только у 2% опрошенных, но эта величина, наверняка, будет стремительно расти: по итогам апреля, например, чайнакары заняли почти половину российского авторынка.
Пол-России знает Chery
Чтобы далеко не уходить от темы автомобилей, приведем график узнаваемости китайских автобрендов. Лидерство предсказуемо у Chery: в последние месяцы марка лидирует в России по продажам, кроме того, она непрерывно представлена в течение более чем 20 лет. Для сравнения, бренд Haval появился в 2013 году, но за десять лет добился убедительных результатов — о нем знают более трети опрошенных. А вот о Geely помнят чуть более четверти. При этом 38% респондентов вообще не смогли назвать ни одной китайской автомарки (то ли еще будет).
Чайнафоны — привычное дело
Узнаваемость китайских смартфонов гораздо выше: не смогли вспомнить их двусмысленные названия лишь 19% опрошенных. При этом тройка брендов-лидеров показала близкие результаты: большинство опрошенных знают о Huawei, Honor и Xiaomi. А на пороге всероссийской славы — еще четыре бренда: ZTE, Realme, Meizu, Oppo.
Честь имею
А если взять реальный опыт использования, то явный лидер — бренд Honor («честь» по-английски). В остальном тройка лидеров та же, а сразу за ней — смартфоны Realme.
Прощай, немецкий
И снова нихао: китайский язык показал удивительно высокий результат, когда респондентов спросили о предпочтительных языках для изучения в школе. Да, доминирует по-прежнему английский, ставший уже почти международным, но отставание китайского не столь уж велико. При этом испанский, немецкий и французский окончательно вышли из моды.
Ранее мы обсуждали минусы китайских автомобилей. Попробуйте, кстати, отличить китайский автомобиль чисто по дизайну.