
Место отменное. Северный берег Увильдов тут отсечен от остального мира железнодорожной веткой Кыштым — Карабаш и постройками станции Рипус. Трехкилометровая грунтовка к ней разбита, и ездят сюда в основном «дачники», то есть владельцы весьма богатых коттеджей. Лабиринт улиц обеспечивает дополнительный кордон, так что бывший лагерь Володи Дубинина находится почти на острове: с одной стороны — вода, с другой — сонная поселковая глушь, местами напоминающая Хоббитанию.

Сейчас на небольшом пятачке длиной метров триста остались только четыре одноэтажных корпуса и небольшая сторожка: остальные постройки (а их было 13) уже снесены. Компактность всех зданий подчеркивает идею лагеря не массового, а уютного, со своей микровселенной.

В советское время наверняка отдых здесь воспринимался сказкой: выходишь на берег, а вода прозрачная как на заставке Windows. Сейчас из этой воды торчат остатки деревянного пирса, а берег уже мало напоминает пляж.



Лагерь имени Володи Дубинина много лет простоял заброшенным, и сейчас, в 2024 году, вокруг него возводят забор: участок площадью 60 тысяч квадратов перешел в частные руки. Ниже расскажем, кто его купил.


К слову, этот лагерь на Увильдах не нужно путать с его более медийным тезкой на берегу Елового, который тоже назван в честь керченского партизана Володи Дубинина. Его история куда лучше задокументирована, а в соцсетях есть группы «выпускников». Что касается увильдинского лагеря, то в силу своего тихого характера он не оставил следов и в информационном поле: интернет знает о нем только из отчетов сталкеров, которые натыкались в лесу на постройки, а еще — из волны новостей о продаже лагеря.
Кто такой Володя Дубинин? На постсоветском пространстве — десятки пионерских лагерей имени Володи Дубинина. Родившийся в 1927 году Володя Дубинин был керченским пионером, который с началом Великой Отечественной войны в возрасте 13 лет примкнул к партизанам, действовавшим в районе каменоломен. В основном подросток-лазутчик добывал разведданные и отдельно прославился тем, что сумел предупредить партизан о готовящемся затоплении каменоломен: для этого ему пришлось днем пройти через немецкие посты, вернувшись в лагерь с разведзадания. Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в результате взрыва мины.

В разное время территория лагеря и 13 зданий на нем принадлежали Российской Федерации, затем — карабашской коммунальной структуре, а с 2012 года — Кыштымскому городскому округу. В 2022 году округ выставил его на аукцион с первоначальной стоимостью 30,5 миллиона рублей, из которых 23 миллиона стоили 6 гектаров земли. Стоит отметить, что в 2022-м найти покупателя не удалось, и аукцион повторили в 2023-м, скорректировав начальную цену до 31,8 миллиона. На этот раз лагерь купила индивидуальный предприниматель Наталья Дремина из Челябинска: микропредприятие, по данным сервиса «Контур.Фокус», занимается арендой, строительством и отделкой домов.

В администрации Кыштымского городского округа нам подтвердили, что территория лагеря продана в частные руки, подчеркнув при этом, что единственный вид разрешенного использования — для культурно-оздоровительной деятельности. Активность на этой земле ограничена из-за близости к памятнику природы — озеру Увильды: здесь запрещен сброс сточных вод (в том числе под землю), складирование отходов, удобрений, размещение ремонтных мастерских, автозаправок, выпас скота, разведение костров и так далее. При наличии положительного решение госэкспертизы за пределами 50 метров от береговой линии разрешено строительство жилых, дачных или рекреационных объектов, но с обязательным подключением к централизованной канализации или герметичным сточным ямам.

В администрации Кыштыма подчеркнули, что пока идет лишь демонтаж старых построек и новый собственник еще не представил планы дальнейшего использования земли, которые в любом случае будут согласовываться. Перед началом любых работ по застройке владельцу участка придется получать все разрешения, вплоть до заключения госэкспертизы.

В Челябинской области множество таких мест: например, заброшенные лагеря есть в Каштакском бору, в Шершневском бору (на месте одного из них семьи предпринимателей Александра Аристова и Юрия Антипова построили коттеджи, которые по документам являются оздоровительным комплексом).

Заброшенные советские лагеря представляют собой странный феномен: с одной стороны, они расположены в идеальных местах для отдыха и бегства от цивилизации, с другой, никто как будто не понимает, что с ними делать. Форматы детского досуга изменились: поездка в летний лагерь теперь не является обязательной программой для подростков и все чаще превращается в коммерческую историю с диковатым ценником и не очень понятной пользой. Государство и крупные предприятия больше не являются главными «спонсорами» детского отдыха, и единого формата пионерлагерей большей нет.

В заброшенном виде такие лагеря представляют собой печальное зрелище, восстанавливать их за счет бюджета никто не спешит, а передача или продажа коммерсантам — это всегда лотерея. Кто-то создаст приличное (пусть и платное) место отдыха, а кто-то просто отдаст некогда общественные места под частную застройку и обнесет глухим забором. Что думаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Как нужно решить вопрос с заброшенными пионерлагерями?
Элитный курорт создают на месте бывшего пионерлагеря «Голубой огонек» на берегу Елового. После судебного решения об изъятии активов у бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова неясной стала судьба бывшего лагеря «Маяк» в городском бору.