Страна и мир проблема «Повышают, оглядываясь друг на друга»: в России резко подорожали билеты на поезда

«Повышают, оглядываясь друг на друга»: в России резко подорожали билеты на поезда

Эксперты предполагают, что география путешествий у нас скоро изменится

Через три года тарифы на ж/д перевозки обещают довести до экономически обоснованного уровня

Источник:

С декабря цены на проезд в поездах дальнего следования выросли на 11,6%. Речь идет о билетах в плацкартных и общих вагонах. Индексацию тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров утвердило правительство РФ. Подросла также стоимость купе и СВ, которую перевозчик не обязан ни с кем согласовывать. Мы обсудили с экспертами, как очередной виток повышения цен скажется на внутреннем туризме, будут ли россияне меньше путешествовать или начнут искать альтернативные варианты.

Увеличат примерно на всё

Индексация ставок РЖД давно стала ежегодной процедурой, но в этот раз, по словам экспертов, она прошла по всем фронтам, причем с новациями.

— Проиндексировать с 1 декабря 2024 года на 11,6% действующие тарифы на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в регулируемом сегменте железнодорожных перевозок, багажа и грузобагажа, — говорится в распоряжении Правительства РФ от 14 ноября за подписью премьер-министра Михаила Мишустина.

Помимо этого, подорожала перевозка грузов — на 13,8%, увеличены расценки на перевозки контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов, на услуги по использованию инфраструктуры общего пользования для перевозки пассажиров в поездах дальнего следования независимыми перевозчиками. Также железнодорожники добились, чтобы им по-другому считали инфляцию — промышленную вместо потребительской. Не будем вдаваться в формулы, общий смысл в том, что при расчетах будет учитываться индекс цен промышленности, топлива, электроэнергии и так далее.

В РЖД повышение тарифов традиционно объяснили необходимостью финансирования инвестиционной программы на 2025 год. Средства обещают направить на обновление парка локомотивов и вагонов, повышение качества услуг и транспортной доступности.

Тариф в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) в России определяет ФАС, цену на проезд в СВ, купе и вагонах класса «люкс» устанавливает перевозчик. В основном пассажиров в поездах дальнего следования перевозит «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД), есть и частные операторы. Как правило, нерегулируемый сегмент индексируется на тот же процент, что и регулируемый.

При этом в социально-экономическом плане развития страны, опубликованном Министерством экономического развития, обозначен дальнейший рост тарифов: с 2026 года — на 11,4%, а с 2027 года — на 5,9%. А в ближайшие три года тарифы на пассажирские перевозки планируется довести до экономически обоснованного уровня.

«Общая инфляция в туризме превышает 11,6%»

Экономисты назвали рост цен на железнодорожные перевозки ожидаемым событием.

— Ничего сверхъестественного с растущими ценами не происходит. Монетарные власти в прошлом и уходящем году позволили рублю просесть к доллару почти на 40%, разогналась инфляция, и вследствие этого государственные монополии вынуждены подтягивать вверх стоимость проезда в поездах, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Подорожание не такое существенное и заметное, оно эквивалентно официальной инфляции. Другого выхода у РЖД пока нет, ведомство и так держалось до последнего.

По словам эксперта, на объемы пассажирских перевозок внутри России ценовая корректировка вовсе не повлияет.

— На фоне усложнившихся геоэкономических реалий и уверенного взлета доллара почти к 110 рублям россияне минимум до лета следующего года заметно сократят зарубежные поездки. Поэтому внутренние перевозки будут пользоваться растущим спросом. А если в наступающем году удастся сохранить макроэкономическую стабильность, то комфортные цены и уровень сервиса нас еще порадуют, — высказал надежду Андрей Лобода.

Спрос бьет все рекорды

Источник:

Представители туристической отрасли также отнеслись к подорожанию билетов на поезд как к неизбежному.

— Рост тарифов на железнодорожную перевозку пассажиров, на мой взгляд, — в общем тренде перегрева нашей экономики. Но сказать, что именно это может отрицательно повлиять на внутренний туризм, не могу. Автобусные и авиаперевозки от подорожания также не остаются в стороне. Общая инфляция в туризме превышает эти 11,6% — как на поездки внутри России, так и за рубеж, — указал гендиректор туркомпании «ВИТА Трэвел», директор АНО «Центр туристских инициатив» Алексей Ципордей. — Но при этом в последнее время ощущается желание РЖД развивать в том числе и внутренние туристические маршруты в кооперации с региональными властями и туроператорами.

Что касается общего влияния на экономику, основная проблема, по мнению Алексея Ципордея, — дефицит кадров во всех отраслях.

— Местами это запредельно толкает рост зарплат без увеличения эффективности труда, что и приводит к инфляции. Тут я, как любой предприниматель, хочу лишь, чтобы этот перегрев в экономике и последующую просадку мы прошли без экстремальных потрясений, — добавил руководитель турфирмы.

«Люди согласны брать кредиты»

Пассажирские перевозки всегда были нерентабельны, обратили внимание эксперты.

— Спасало то, что за счет грузовых дотировали пассажирские. Сейчас все разделили и пытаются наверстать. Тарифы завышены. Билет в купе до Москвы в летний сезон — больше 10 тысяч рублей. А всё почему? Высокий спрос из-за отсутствия авиаперевозок. Не хватает самолетов, закрыты южные аэропорты — Краснодар, Анапа, Геленджик, Ростов-на-Дону, Симферополь. Поэтому люди вынуждены использовать железнодорожный транспорт, — объяснил эксперт по туризму Олег Ежков. — У нас и ж/д вагонов тоже не хватает. Летом и под Новый год билетов просто нет.

Власти ратуют за развитие внутреннего туризма, но в бюджетном сегменте спрос уже превышает предложение.

— Не забывайте, что на железной дороге сейчас используют так называемое динамическое ценообразование, то есть ставят цены в зависимости от спроса. Это довольно-таки существенно повышает ценник. Мы все это наблюдали прошлым летом. Поехать на юг на поезде всей семьей получается очень затратно. Абсурдно, но у нас есть дотации на авиарейсы, но лучше бы субсидировали проезд на поездах, — акцентировал Олег Ежков. — Конкуренция получается странная: все повышают цены, оглядываясь на друг друга.

Рост цен сказывается на планах российских туристов, но интерес к путешествиям не снижается, указали эксперты.

— Люди согласны брать кредиты, экономить где-то на питании, но отдыхать не отказываются. С одной стороны, народ уже привык к определенному времяпрепровождению. Будет меняться география, возможно обратят внимание на местные курорты. Кроме того, на поездах не только отдыхать едут, но и на лечение, в командировки, к родственникам, — добавил Олег Ежков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY7
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
118
ТОП 5
Мнение
В атаке Федорищев! Зачем губернатор Самарской области показал всему российскому футболу «желтую карточку»
Анонимное мнение
Мнение
«Дурят с первого же шага». Россиянка рассказала о своей поездке в Египет
Анонимное мнение
Мнение
«Это не про безопасность, это про деньги». Автоэксперт — о резком повышении штрафов
Анонимное мнение
Мнение
И ты, брют? Выбираем шампанское на Новый год
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления