ƒуэт “рухильо и ’эммета часто играет на концертах хиты групп из разных стран
ƒуэт “рухильо и ’эммета часто играет на концертах хиты групп из разных стран

ћонстры мирового рока Metallica произвели фурор на всю –оссию, сыграв на своем концерте в Ћужниках неловкий кавер на хит ¬иктора ÷о€ «√руппа крови». «амдиректора —ети городских порталов јнатолий ≈фремов ищет причины этого ажиотажа в событи€х ревущих 90-х.

20 лет назад Metallica и ÷ой могли оказатьс€ р€дом, пожалуй, только в одном контексте — на «особом» прилавке на задворках вещевого рынка, заваленном дешевыми майками и балахонами с принтами попул€рных групп. Ќо на дворе 2019 год, и всеотец скоростного треша  ирк ’эммет, нашпиговавший первые четыре альбома Metallica пулеметными гитарными соло, раздает на все Ћужники простецкие аккорды «√руппы крови». ј басист –об “рухильо на ломаном русском поет: «“еплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног». ¬ообще — спасибо, конечно, что не «¬ладимирский централ». ’от€ дл€ человека, слушавшего «ћеталлику» еще до их нежных блюзовых экспериментов с Load/Reload, даже «√руппа крови» в их исполнении звучит примерно как удар обухом по голове.

ѕосле внезапного марь€жа американского т€жмета и российского постпанка –унет, как это водитс€, взорвалс€. You“ube завален роликами от очевидцев, российские —ћ» написали про кавер в общей сложности почти 200 новостей (суд€ по «яндекс.Ќовост€м»), соцсети невозможно открыть, не наткнувшись на очередной восторженный пост. Ќе каждый новый виток санкций —Ўј получает такое мощное освещение. ј с точки зрени€ Metallica, это хорошо продуманный, но все-таки чисто маркетинговый ход. Ќапример, пару недель назад на концерте в √ермании тот же дуэт “рухильо — ’эммет играл кавер на раммштайновскую Engel, и там зал реагировал... ну, скажем так, в€ло. » написали про это разве что совсем профильные ресурсы типа Loudwire.

ѕочему же дл€ –оссии обычный, в общем-то, кавер, подобранный менеджментом «ћеталлики» дл€ местного концерта, стал событием национального масштаба? ћы сжились с тем, что попадание –оссии в гастрольные графики групп даже меньшего масштаба — это чудо. ¬ середине нулевых, когда в ≈катеринбург после долгого перерыва вдруг приехали Deep Purple, некоторые старые рокеры так напились от счасть€, что на сам концерт вообще не попали — не пустила охрана. ¬ начале 90-х, когда Ѕорис «осимов организовал фестиваль «ћонстры рока» в “ушино, куда приехали самые актуальные рокеры мира на тот момент (и «ћеталлика» в том числе), казалось, что вот-вот, и страна включитс€ в мировое концертное пространство. » к нам будет посто€нно ездить весь свежак, собирающий стадионы по всей планете. Ќо это ощущение довольно быстро прошло.

≈здить в –оссию даже из близлежащей ≈вропы т€жело по целому р€ду причин: строгие и порой непредсказуемые услови€ выдачи виз, необходимость таскать с собой тонны оборудовани€, которое иногда на месте днем с огнем не найдешь. ћестный неповторимый колорит в виде, например, бывшего уссурийского депутата ¬алери€  ана, чье им€ в 2005 году всплыло в скандале с группой Soulfly. ћузыканты группы тогда за€вили, что поддатый депутат приставал к жене и падчерице вокалиста ћакса  авалеры в ƒомодедово, откуда Soulfly должны были лететь на концерты в ѕриморье. “ур в итоге был сорван,  авалера пообещал больше никогда не приезжать в –оссию. ќбещание свое он не сдержал, но в дальнейшем мы не раз наблюдали, как та или ина€ рок-группа подвергаетс€ в –оссии нападкам со стороны «активистов», срывающих концерты, и даже арестам, как это было с польской группой Behemoth в 2014 году. ћногие же артисты сознательно отказываютс€ от концертов в –оссии, даже если им не грозит ничего из вышеперечисленных обсто€тельств. ¬ силу политических и идеологических причин. » вишенка на торте — риск организаторов, что они не отобьют затраты на привоз артиста.

¬от и получаетс€, что к нам воз€т в основном не кого-то актуального, а классику, проверенную годами. „аще всего — дес€тилети€ми. Ќеважно, что у этой «классики» последний добротный альбом вышел 15 лет назад. Ёто даже хорошо, потому что аудитори€ таких артистов за эти 15 лет стабилизировалась финансово и может себе позволить не только билет за 10–15 тыс€ч рублей, но и перелет из условного ’абаровска в ћоскву.

Metallica в последние годы стала завсегдатаем московских стадионов
Metallica в последние годы стала завсегдатаем московских стадионов

» к каверам у нас относ€тс€ совсем не так, как за рубежом. ” нас каверы играют обычно только начинающие группы и только в двух случа€х: либо в кабаках по выходным, либо чтобы, попав в нерв аудитории ее любимым треком, увеличить свою базу слушателей. –едко кто из мэтров перепевает других артистов ради фана или в качестве дани уважени€. Ќе фасон. ¬ –оссии трибьют « ино» под названием « инопробы» собирали с огромной помпой, это был проект раблезианского масштаба: как полагаетс€, в честь 10-лети€ со дн€ смерти ÷о€ (без даты же у нас ничего не делаетс€), с «отчетным концертом» в «ќлимпийском». ƒа и то ради группы меньшего масштаба и культа, чем « ино», вр€д ли кто-нибудь подписалс€ бы под такой проект.

«а рубежом к каверам относ€тс€ куда проще. ¬ —Ўј на гитарной выставке NAMM каждый год проходит тусовка Dimebash в честь погибшего в 2004 году гитариста группы Pantera ƒаймбега ƒаррелла. √руппа эта, конечно, культова€, но если проецировать ее масштаб на –оссию, то это далеко не « ино». “ем не менее сыграть каверы на нее в небольшом клубе собираютс€ многие именитые рокеры — в этом году, например, в Dimebash участвовали ƒэйв √рол из Foo Fighters и  ори “ейлор из Slipknot — групп, которые стабильно не вылезают из стадионных туров по всему миру. » √рол на этой тусовке преспокойно жарил м€со на заднем дворе клубика дл€ всех желающих. » дл€ великой группы Massive Attack сыграть кавер на «¬се идет по плану», даже не в –оссии, — это нормальный творческий акт, совершаемый без зубодробительной серьезности и напыщенности. ћы к такому не привыкли.

Ќу и, конечно, огромное значение имеет статус группы « ино» в –оссии. ¬с€ страна, выбравша€с€ из руин ———–, росла с «√руппой крови» и «ѕачкой сигарет». Ёто было обезболивающее от всех проблем и невзгод, саундтрек любой кухонно-подъездной тусовки, позывные, по которым опознавались свои. Ёто был символ зарождавшегос€ культурного кода, противопоставленный советским эстрадным традици€м, и тогдашн€€ молодежь взрослела с этим символом на подкорке.

“ак что в воскресенье в Ћужниках “рухильо и ’эммет вернули повзрослевших детей «поколени€ ѕепси» со всеми их ипотеками, трем€ детьми, двум€ разводами и кабаками по п€тницам в молодость, когда уговорить родителей купить футболку с ÷оем и торбу с «ћеталликой» было за счастье, а дешевое пиво с местного пивзавода было вкуснее теперь уже надоевшего чешского лагера. ¬идеть, как одна любима€ группа запросто невпопад играет и поет песню другой любимой группы (пр€мо как на лавочке в сквере в 90-х!) — это ли не счастье национального масштаба?