RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

6 м/c,

южн.

738мм 53%
Подробнее
6 Пробки
USD 91,12
EUR 98,31
Авто Илья Кушнерук, директор автотранспортного предприятия «Кумир»: «Водитель маршрутного такси – это охотник за пассажирами»

Илья Кушнерук, директор автотранспортного предприятия «Кумир»: «Водитель маршрутного такси – это охотник за пассажирами»

Пассажиры просили меня увеличить стоимость проездаЦена проезда зависит от желания заработатьЕздить в маршрутных такси стоя опасноКогда мне надо было уехать, я не мог влезть в маршрутку

Не так давно в Челябинске массово появился новый вид транспорта - маршрутное такси. Теперь жители города вместо того, чтобы терять время на остановках в ожидании старых автобусов и троллейбусов, в которых зимой холодно, а летом жарко, получили возможность добираться до места на мобильных, комфортных машинах. Кто предложил нам альтернативу городскому транспорту и показал, что можно по-другому?

Илья Кушнерук – приятный в общении, весёлый человек. На взгляд со стороны, всё у него получается очень легко. Даже сложные экономические вопросы в его изложении кажутся понятными и простыми. Остаётся только удивляться, почему же там, наверху, до этого раньше не додумались? Может быть, тогда бы ситуация улучшилась. И не только с транспортом…

- Расскажите, пожалуйста, как вы занялись маршрутными перевозками пассажиров, с чего вы начинали?

- У нас грузовое предприятие. Основной вид нашей деятельности – перевозка хлебобулочных изделий. В 2001 году мы создали маршрутное такси. Была закуплена партия «Газелей» и открыт маршрут № 22. Сейчас у нас 16 машин, кроме того, мы привлекаем водителей со своими автомобилями, мы берём в аренду их машины, и эти люди у нас работают. На сегодняшний день у нас уже три маршрута.

- Сейчас в Челябинске несколько фирм, занимающихся маршрутными перевозками. Как складываются ваши отношения с конкурентами?

- Мы были первыми, кто занялся этим делом в Челябинске. Особой конкуренции до сегодняшнего дня не было. Любой предприниматель, открывающий маршрут, не является нашим конкурентом, потому что мы на своём маршруте возим одних людей, он на своём -других. Сейчас маршрутов хороших, с большим пассажиропотоком, уже не осталось, началось наложение. Выдумываются разные конечные остановки, промежуточные улицы. На первый взгляд, маршрут другой, но пассажиропоток всё равно один. Сейчас все стремятся на Северо-Запад, потому что наиболее платёжеспособное население на Северо-Западе и в Центре. И последние три-четыре маршрута, открытые по городу, друг друга повторяют. Вот здесь уже возникает конкуренция.

- С городским транспортом вы тоже конкуренты?

- Нет. Ну какую конкуренцию может составить маршрутное такси вместимостью 13 человек «Икарусу» вместимостью больше сотни человек? Тем более, это совершенно разные категории граждан. Мои пассажиры, как правило, - это люди, которые либо поедут на такси, либо поедут на маршрутке. На «Икарусе» они всё равно уже не поедут. При повышении цен, а у нас сначала было 8 рублей, потом стало 10 рублей, мы не потеряли ни одного пассажира. Маршрут № 22 уникальный, он не повторяет ни один маршрут в городе. Хотя сейчас Гортранс запустил свои маршрутки параллельно нашему маршруту. Ничего хорошего из этого не получается. Снижается безопасность. Водители конкурируют между собой, устраивают гонки на дорогах. В Челябинске очень хорошо развит городской транспорт, поэтому для маршрутных такси не такое большое поле деятельности, не такой большой рынок.

- Я бы не сказала, что городской транспорт у нас так хорошо развит…

- Это вам, пассажирам, всем так кажется. Утром всё равно будет проблема уехать, как бы хорошо это не было развито. Но маршрутное такси же не может ходить только рано утром. Тем более, основная перевозка – из спальных районов в центр. Маршрут идёт в одну сторону битком набитый, в обратную сторону совершенно пустой. А так как у маршрутного такси вместимость небольшая, то обратный порожний пробег сильно сказывается.

- Что, на ваш взгляд, нужно изменить в городском транспорте, чтобы он из убыточного стал прибыльным?

- Это очень сложный вопрос. Городской транспорт имеет очень сильную социальную значимость. У него есть откровенно невыгодные маршруты. Но им некуда деваться, потому что хоть там и 10 бабушек, но возить их всё равно нужно. И они вынуждены запускать маршрут. Городским транспортом перевозится огромное количество льготников. Когда мы проводили исследование, в автобусе № 34 за круг перевозилось только порядка 20 человек, которые платили деньгами. У остальных были либо проездные, либо различные льготы. Из-за этого у них идёт недофинансирование. Кроме этого, у них очень старый парк. Старые автобусы нерентабельны. Я их очень хорошо понимаю.

Но выхода у Гортранса нет, потому что на сегодняшний день в России нет нормальных автобусов по нормальной цене. Все заводы стали ставить на автобусы импортные двигатели, и цена на него получается заоблачная. 10 автобусов стоит миллионов 15 минимум, а на одном маршруте работает по 20 автобусов. Это бешеные деньги, окупаться они будут очень долго. В выходные дни очень много ездит пустых «Икарусов». Зачем? У них расход топлива приличный, и деньги вылетают в трубу. На их месте я бы совмещал маршруты своих автобусов с частными маршрутными такси. У них огромная производственная база. Они должны содержать механиков, медиков, диспетчеров, чтобы обеспечивать нормальную работу. У частников этого нет. Машины катаются сами по себе. Главное – сдать выручку. Поэтому у частников рентабельность выше, и они способны ездить по 6 – 8 рублей. Но я против таких вещей. Я считаю, что всё это сказывается на безопасности.

- Каким образом?

- Есть определённые ГОСТы для выпуска автомобиля на дорогу, сейчас они сильно ужесточены, их сложно выполнить. Перед выходом машины на линию водитель должен пройти медицинский контроль, получить путёвку, предоставить автомобиль на осмотр механику, который должен посмотреть, эффективны ли тормоза, каков люфт, ведь качество отечественных машин, даже новых, оставляет желать лучшего. А водитель зачастую – это наездник. Его задача – откатать время, собрать что-то себе в карман, получить зарплату. Регулярно должно проводиться техническое обслуживание. Качество запасных частей и самих автомобилей отвратительное. Поэтому контроль должен быть жесточайший. Для этого нужны люди, которые будут это контролировать, привозить качественные сертифицированные запасные части и так далее. У меня были случаи, когда я покупал тормозные колодки, и они через неделю выходили из строя, а их должно хватать минимум на месяц – полтора.

При жёсткой конкуренции, почему я её и боюсь, при ценовой войне будет страдать безопасность. Будут дешёвые запчасти, будет переработка водительского состава, что самое страшное. Чтобы заработать свои деньги, водитель должен будет пахать по 14 часов в сутки. Я содержу резервных водителей, которые выходили бы вместо заболевших, дополнительные автомобили и тех, кому это контролировать. У частного предпринимателя нет возможности всё это делать. Он сам механик, а зачастую и медик. Водитель предоставлен сам себе, и всё зависит от его ответственности.

- После таких слов даже страшно садиться в маршрутное такси не вашего предприятия.

- Пока машины новые, ничего страшного нет. Главное, чтобы водителя не выпустили пьяным. Вот это уже будет, конечно, страшно.

- Водители, работающие в маршрутных такси, получают больше, чем водители городского транспорта?

- Не знаю. К нам водителей привлекают новые автомобили, удобный график работы и своевременная зарплата. Согласитесь, чем ездить на «Икарусе», лучше ездить на «Газели», легковом, по сути дела, автомобиле. В автобусных предприятиях зарплата может быть и выше. Но автобус обязательно ломается, водитель с ним встаёт на ремонт, запасных частей нет. Он не вырабатывает своего времени и не получает свою зарплату полностью. Там работать тяжелее. Хотя многие привыкают и не могут работать на результат. В автобусах водитель работает по времени, его зарплата от выручки не зависит. У меня были водители с автобусных предприятий, они говорили: «Мы так не можем» и увольнялись. Водитель маршрутных такси получает зарплату сдельно. У меня водитель – это таксист, охотник за пассажирами. Это совершенно разные стили работы.

- Каковы критерии отбора водителей?

- Особых критериев нет. Опыт брать водителей с большим стажем работы в автотранспортном предприятии оказался ошибочным. Они не могли у нас работать и увольнялись. Мы обязательно стажируем водителя. Во время стажировки наставник смотрит, как водитель управляет машиной, как общается с пассажирами, как работает с кассовым аппаратом. После этого даёт заключение, подходит человек или нет.

- Принимаете ли вы жалобы и предложения от пассажиров?

- Жалобы поступают, когда машины опаздывают. Замёрзшие люди приезжают на работу и мне по телефону всё высказывают. Причины задержки бывают разные: колесо пробило на дороге, водитель заболел, вовремя не среагировали и не заменили машину. Выход очень простой: уменьшать интервал между машинами. Если не придёт одна, следующую вы будете ждать не 30, а 15 минут. К нам поступали предложения увеличить стоимость проезда. Когда проезд у нас стоил 6 – 8 рублей, люди, которые ездили с Северо-запада в Центр, просили увеличить цену на билет, чтобы было поменьше студентов, а то у гостиницы «Виктория» они не могли сесть в машину. Мы сейчас стали проводить опросы на остановках о действующих маршрутах, и узнавать, какие ещё маршруты пассажирам нужны. Пытаемся реагировать на это по мере возможности.

- Личные вещи пассажиры в маршрутках часто забывают?

- Да. Однажды забыли кассовый аппарат. Мне звонили из милиции и спрашивали, какое отношение я имею к пропаже кассового аппарата. Потом, когда выяснилось, что он был оставлен, украсть кассовый аппарат водитель даже физически не мог, вопрос снялся.

- Каким образом вы привлекаете к себе пассажиров?

- Есть такая порочная практика: открывая маршрут, пускать две-три машины, чтобы не нести убытки. Я считаю, что это не правильно. Когда ходит мало машин, то люди их и не ждут, о них просто не знают. Я считаю, что нужно запускать сразу много машин. Может быть, даже больше, чем нужно. Чтобы они просто мелькали с интервалом в две минуты, люди бы об этом знали. А потом уже делать нормальный интервал.

- Какую помощь вы бы хотели получить от городской власти?

- Больной вопрос. Они могут мешать или помогать при согласовании новых маршрутов. В Гортрансе мне разрешили пустить 12-й маршрут параллельно автобусному маршруту, это стоило больших усилий. Возникают проблемы при открытии новых маршрутов. Я бы хотел, чтобы были жёсткие конкретные условия открытия маршрута. Сейчас, я боюсь, назреет серьёзная проблема, будет перенасыщение рынка, начнутся столкновения или ценовая война. Ничего хорошего из этого не выйдет. Регулировать это обязан город, нужен список документов, которые предприниматель должен представить для получения лицензии. Он их представляет – органы государственной власти обязаны выдать ему лицензию на эксплуатацию пассажирского транспорта.

- От чего зависит цена проезда в маршрутном такси?

- От желания заработать... А если серьёзно, то в основном на цену влияют расстояние между конечными пунктами и количество перевозимых пассажиров. Тариф я устанавливаю сам, исходя из себестоимости перевозок. Экономика очень простая. За 20 рублей никто не поедет, за 15 тоже, за 6 поедут все, но это нерентабельно.

- Не планируете ли вы вводить проездные?

- А если человек не влезет в маршрутное такси? Вы пытаетесь на гостинице «Виктория» рано утром сесть в такси. Вы в него не влезете. А у вас уже есть оплаченный билет. Вам надо на работу. Две пропущенные машины – это 25 минут. Вам нужно платить деньги и ехать на автобусе. Проездной может работать только тогда, когда у пассажира есть гарантия, что он уедет, а такой гарантии дать невозможно. Человек купит проездной билет, а потом будет жаловаться. Можно попытаться ввести дисконтные карты. Это следующий этап сервиса при жёсткой конкурентной борьбе. Можно выдать водителю защищённые номерные карты, которые будут пользоваться льготой. Я бы выдал их бесплатно. Пассажир бы ездил на этом маршруте со скидкой. Эта карта ни к чему бы не обязывала. Пассажир мог бы передать её другому лицу, мне всё равно, тогда другое лицо было бы лояльно к моему маршрутному такси. Это сложный вопрос. Это дополнительные затраты: нужно сделать хорошо защищённые карты, чтобы не было злоупотреблений ни со стороны водителей, ни со стороны пассажиров. До системы магнитных карт мы пока ещё не доросли, к сожалению.

- Вы сами пользуетесь маршрутками?

- Пару раз пользовался. Кстати, у меня была проблема: я не мог в неё сесть, маршрутки были полными. А если бы я стоял тогда с платным проездным?

- Могли бы вспомнить какой-либо особенно удачный в плане перевозок день?

- Вчера был очень удачный день на маршруте № 12. Отмечали 70 лет ЧТЗ, и все стремились в Сад Победы. Было перевезено рекордное количество пассажиров. В любые праздники, предпраздничные дни в центре города идёт повышенная выручка.

- Зайцы в маршрутных такси бывают?

- Да, водители говорят, что в часы пик зайцы иногда проскакивают. Но такого, чтобы кто-то сел и не платил, когда ему об этом скажут, нет. Бывает наоборот, когда пассажир входит, а мест нет. Вытащить его оттуда уже невозможно. Я был свидетелем картины, когда водитель вышел и пытался убрать из машины стоящих людей, а они кричали: «Мы тебе даём деньги, вези нас». Мы наказываем водителей, если они возят людей стоя. Машина от этого портится. У «Газели» и так хлипкая конструкция. А если в неё набивается 15 – 18 человек, то просто лопаются рессоры. У меня был случай, когда выдавили стекло, извините, задом. Перевозить пассажиров в «Газели» стоя небезопасно. При резком торможении человек может просто кому-нибудь головой в лоб заехать, травмы могут быть очень серьёзными.

- Есть ли у ваших маршрутных такси свой фирменный стиль?

- В салоне должны висеть правила перевозки пассажиров, на сиденьях - чистые чехлы. Сейчас сиденья из кожзаменителя. Летом неприятно на них сидеть, особенно девушкам в коротких юбках: ноги прилипают. И зимой очень холодно от дерматина. Поэтому чехлы необходимы. Мы их регулярно стираем. Надо, чтобы в машину было приятно зайти.

- Кто ваши пассажиры?

- Доля пассажиров, перевозимых маршрутными такси настолько мала, что говорить о какой-то группе сложно. Это люди, которые готовы заплатить 10 рублей, чтобы доехать быстро и без пересадки. Недавно был очередной контрольный проезд. Инженеры ездили в маршрутных такси, спрашивали у пассажиров, что их устраивает, что не устраивает, как им удобно ездить. Люди говорили, что ездить в маршрутных такси удобно и выгодно. Если ехать с пересадкой - потратишь минимум 12 рублей. А тут доедешь без пересадки за 10 рублей. Они даже говорили о том, что, если не приходит одна машина, готовы ждать следующую. Очень много студентов ездит. Пожилые люди тоже иногда садятся. Им элементарно забраться в автобус очень тяжело. В маршрутке, согласитесь, намного комфортнее.

- Что бы хотели в будущем изменить, улучшить в маршрутных такси?

- Моя мечта, похоже, несбыточная, чтобы мы пришли к цивилизованной форме работы маршрутного такси. Чтобы городская администрация, может быть, всё-таки перераспределила бы эти маршруты и закрепила бы их за городским общественным транспортом. Город плачет, что ему нужно на 25 процентов сократить количество автомобилей на линии. Пожалуйста, сокращайте и вводите маршрутные такси. Автобусы будут ходить чётко, бабушки жаловаться перестанут. Я спрашивал автобусников, почему у меня выручка растёт к вечеру? Они говорят: «Мы утром всех выталкиваем на линию, а потом они ломаются и возвращаются». А так будут резервные автобусы. Автобусов будет чуть меньше, но будет больше маршруток. Я бы хотел расширяться за счёт мелких частых предпринимателей. Я бы их привлекал, организовал и работал. Если автомобилей будет больше, я смогу варьировать: утром пустить побольше, вечером – поменьше, тут - подешевле, там - подороже. Где-то, может быть, я сработаю с меньшей выручкой, но зато людям помогу. Но это всё должна регулировать городская администрация. Они должны мне сказать: «Здесь у тебя отличный маршрут, мы снимем транспорт, ты будешь зарабатывать бешеные деньги, но на другом почти убыточном маршруте ты тоже будешь обязан работать». В общей сложности у меня всё будет прекрасно. И не будет головной боли с конкурентами. Я только за... Но на переговоры со мной пока ещё никто не выходил.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления