Во время интервью с Сергеем Тюльневым, руководителем группы технической поддержки отдела региональных продаж ООО «Технолак» (Москва) я узнал удивительную вещь. Оказывается, два новых автомобиля одинакового цвета имеют… неодинаковый цвет. Вернее, они отличаются оттенком, хотя большая часть покупателей даже не подозревает об этом.
– Конечно, если автомобили выпущены на заводе подряд, то их оттенки будут полностью идентичны, – говорит Сергей Тюльнев – Но если машины из разных партий, то непременно будет небольшая разнооттеночность, ведь даже при заводской окраске очень трудно добиться абсолютной стабильности процесса. У каждого процесса есть свой допуск, и если он соблюден, то краска пропускается на конвейер. В результате, если вы возьмете лючок бензобака какого-нибудь современного автомобиля, выпущенного в июне, и поставите его на такой же, выпущенный в августе, то увидите хотя бы небольшую разнооттеночность.
Именно поэтому в любом малярном цехе незаменимым человеком является колорист – специалист по изготовлению краски.
До сих пор я считал, что если автомобиль окрашен в стандартный цвет, то для его воспроизведения достаточно смешать несколько компонентов по известному рецепту. Вот только точного рецепта нет – есть только базовый набор составляющих, которые дадут примерный цвет, а подбором идеального оттенка занимается колорист.
– Конечно, в процессе работы колорист использует приборы и образцы цветов, но полностью автоматизированной системы цветоподбора сегодня в условиях автосервиса создать невозможно. Прибора, способного заменить человеческий глаз, пока не изобрели, поэтому даже в оснащенных лабораториях готовую краску контролирует и доводит до идеального оттенка колорист.
Любопытно, что в Европе требования к окраске ремонтируемых автомобилей ниже.
– Европейские клиенты и страховые компании не так щепетильны к цветопопаданию окрашиваемой детали. Окраска – очень трудоемкий процесс, а в Европе всегда оценивают эффективность работы исходя из трудозатрат. Мастерские просто не могут позволить себе тратить время на длительный подбор краски и поиск идеального оттенка – это собьет работу всего технологического процесса. Поэтому там автомобили красят с переходом – например, если надо окрасить крыло, то подбирают наиболее близкий оттенок и красят не только само крыло, но и часть двери. В результате визуально разнооттеночности не заметно.
Однако в России такая покраска считается некачественной, и клиенты настаивают, чтобы автомобиль после ремонта выглядел как новенький. В этой связи профессия колориста в России имеет особую актуальность – без профессионалов в этой сфере любой кузовной ремонт будет оборачиваться спорами с клиентом. Это обуславливает спрос на этих специалистов и их высокую оплату их труда.
В погоне за потребителем производители автомобилей изобретают все более сложные цвета, все более сложные пигменты, используют многослойные покрытия. Это существенно повышает требования к знаниям и умениям колориста. Одних лишь приборов и качественных материалов мало – важно, чтобы колорист имел высокую квалификацию.
Не боги горшки обжигают
Но не думайте, что стать колористом под силу только избранным. Обучение колористов – одна из миссий учебного центра «Дюрал». Причем сюда приходят люди без какого-либо опыта в малярном деле и колористике осваивают профессию с нуля.
– Компания DuPont выпускает качественные материалы для окраски автомобилей и предъявляет высокие требования к малярам и колористам, которые должны обеспечить профессиональное применение этих материалов. Компания «Дюрал» является крупнейшим дистрибьютором материалов DuPont в России и имеет учебный центр, отвечающий всем современным требованиям. Одним из преимуществ центра является качественная подготовка колористов, в течение которой дается необходимый набор знаний и навыков, позволяющий совершенно неопытным новичкам выстроить фундамент для дальнейшего профессионального роста.
– Как именно проходит процесс обучения?
– Обучение длится пять дней, в течение которых новички постигают базовые принципы колеровки и приобретают необходимые навыки. Строгих ограничений для кандидатов не существует, и наиболее важным фактором является желание человека освоить профессию колориста.
После пятидневного курса ученики отправляются на стажировку в действующий малярный цех, где применяют свои знания на практике. Обычно начинают с простых красок – акриловых, и постепенно переходят к более сложным покрытиям: металликам и перламутрам.
В течение стажировки инструктор регулярно навещает ученика, проверяя качество его работы, оказывая психологическую поддержку. Через месяц будущий колорист проходит аттестацию и после успешного исполнения зачетных заданий, получает сертификат.
– Получит ли человек работу, пройдя обучения в УЦ «Дюрал»?
– Если человек добросовестно подошел к процессу обучения, проблем с трудоустройством не бывает – сегодня спрос на колористов превышает предложение. При этом требования к специалистам в области колористики постоянно растут в связи с увеличением количества иностранных автомобилей со «сложными» цветами. Поэтому и автосервисы, и дилерские центры уже не берут людей с улицы или самоучек, предпочитая профессионально обученных специалистов.
– Насколько доходной является профессия колориста?
– Доходы колориста зависят от опыта и стажа работы. Обычно колористы получают оплату на сдельной основе – чем больше красок он подготовил, тем больше заработал. Быстрота приготовления и колеровки краски приходит с опытом.
– Расскажите вкратце о работе колориста.
– Колорист начинает подбирать автоэмаль с определения состава краски. Сначала по специальным образцам он выбирает нужный цвет автомобиля. На образце указан код краски и модель автомобиля, эти данные он заносит в компьютерную программу базы данных и получает рецепт краски.
Хотелось бы отметить следующее: сегодня есть современный способ получения рецепта при помощи прибора спектрофотометра, который позволяет точно определить наличие пигментов, входящих в состав эмали, что сокращает время поиска образца цвета, у колориста увеличивается количество выполненных заказов, а значит и заработная плата. После определения рецепта колорист смешивает компоненты и делает пробную выкраску. Он сравнивает выкраску с цветом оригинальной детали под разными углами зрения, анализирует степень соответствия цветов и принимает решение, какие пигменты необходимо добавить для получения цвета, точно совпадающего с цветом автомобиля – то есть приступает к колеровке цвета. Работа этого специалиста заключается в том, что он не только проявляет свое умение видеть цвет, но и с каждым разом повышает свой уровень мастерства в колористике.
Учебный центр «Дюрал» специализируется на подготовке профессионалов для малярно-кузовных предприятий – маляров-подготовщиков и колористов. Инструкторы учебного центра – опытные специалисты. Компания «Технолак» (Москва) организует регулярные семинары и обучение для инструкторов учебного центра «Дюрал», позволяя им быть в курсе всех новых продуктов и технологий в области автомобильной окраски.
Учебный центр «Дюрал» приглашает всех желающих освоить профессию маляра-подготовщика или колориста. Кроме того, центр занимается повышением квалификации уже работающих специалистов.
Более подробную информацию об учебном центре «Дюрал» можно получить у Ольги Берюковой по телефону: (8 922)63-95-077. Обучение проводится по адресу Свердловский пр., 7а. Стоимость обучения приведена в таблице, цены действуют до конца января 2008 года. Действует система скидок.